Персона

Один из лидеров ЛНР: "Иностранные наемники украинской армии воспринимают бои на Юго-Востоке как сафари"

  • 11:13, 25 августа 2014

Андрей Васильевич, какова сейчас обстановка на Юго-Востоке Украины? В какой ситуации находятся ополченцы и гражданские?
- Остановка по-прежнему сложная. Украинская армия пытается наступать по всем фронтам, но у нее из этого мало что выходит. Наше ополчение эффективно, в Луганске и Донецке наступления остановлены. Границы и основные трассы продолжают расчищаться, в дальнейшем, думаю, это продолжится. В любом случае угроза окружения Донецка и Луганска отодвинута, сейчас идут местные маленькие боестокновения. Гражданским лицам тяжело из-за непростой гуманитарной обстановки.
О гуманитарной катастрофе говорят уже без всякого преувеличения. На Юго-Востоке проблемы с водой, электроэнергией, продуктами и т.д. Без чего приходится сложнее всего?
- Да, катастрофа ни для кого не секрет. Без воды, без электроэнергии жизнь мирных граждан, которые сейчас находятся на этой территории, невозможна. Хочу сказать огромное спасибо от всех нас России за помощь. Без самого необходимого людям, находящимся на войне, становится еще страшнее. Спасибо всем россиянам, которые понимают, как это важно для нас, и несут в пункты сбора лекарства, продукты, вещи. Мы все получаем, всему очень рады. Это просто неоценимо. Самая тяжелая ситуация с водой и исправить ее, увы, пока не удается. Это, как и нехватка даже самых простых медикаментов в больницах, наша самая большая проблема.
Удается ли самостоятельно организовывать подвоз воды?
- Организовываем, конечно, но очереди, которые выстраиваются за водой являются приманкой для диверсионных групп противника, которые активно работают на нашей территории. По людям сразу же начинают стрелять снайперы, миноментные расчеты. Украина делает все, чтобы нанести как можно больший вред мирным жителям.
С доставкой последнего гуманитарного груза из России возникли серьезные проблемы на границе. Были опасения, что из-за многочасового простоя на сорокаградусной жаре некоторые категории товаров могли испортиться.
- Ожидание затянулось, потому что украинская сторона и Красный крест не очень оперативно действовали. Везут обычно то, что не является быстропортящимся - крупы, консервы, вода. Что-то на жаре портится, но, слава Богу, все-таки в минимальных количествах.
Украинская армия испытывает проблемы с набором новобранцев, некоторые переходят на сторону ополченцев. В каком психологическом состоянии находятся ополченцы, ведь бои идут на протяжении нескольких месяцев? Насколько силен боевой дух?
- В Украине продолжается третий этап мобилизации. Порошенко подписал приказ о том, что основная часть мобилизации должна коснуться мужчин, которые живут или жили на территории Луганской и Донецкой областей. То есть Украина хочет, чтобы родственник с родственником дрался. Что касается боевого духа, он очень высок у ополчения Новороссии, мы готовы сражаться до последнего. Из нацгвардии люди активно к нам переходят, мужчины возвращаются защищать свой край. Мы этому несказанно рады, потому что наше дело правое.
Не зафиксировано ли обратных случаев, то есть, чтобы ополченцы переходили на сторону армии Украины?
- Ни об одном подобном эксцессе я не знаю, это попросту невозможно. Мы не хотим крови, но защищая нашу землю, мы даем возможности нашим семьям жить. Это все предельно ясно осознают.
Ежедневно в бою гибнут люди с обоих сторон. Что происходит с трупами бойцов нацгвардии на вашей территории?
- Погибших действительно много, но нам удалось хорошо наладить процесс обмена телами. Трупы противников забираются командирами их подразделений или их товарищами. Дело очень важное, но мы не говорим об этом как о каком-то большом достижении. Не хотим на трагедии набирать политические очки.
Из новостей то и дело можно услышать наемниках в украинской армии. Есть ли какие либо документальные доказательства этому?  
- Насчет наемников не знаю, армия Украины бедна, вряд ли у них есть деньги, чтобы кому-то платить. Речь скорее идет о привлечении добровольцев. Много воюет поляков, латышей, литовцев, есть люди с темным цветом кожи. Создается впечатление, что они приезжают с желанием поразвлечься на сафари. Люди настроены на настоящую охоту, но мы стараемся остужать их. Многие потом возвращаются к себе на Родину, правда уже в другом виде.  Поддерживает ли вас сейчас мирное население? Не боитесь, что могут возобладать настроения "будь что будет, лишь бы не было войны"?
- Люди устали от войны, нам всем хочется, чтобы она поскорее закончилась. Но население по-прежнему к нам относится хорошо, все знают наши цели и задачи. Если мы себя не защитим, за нас это никто не сделает.
Насколько правдивы сообщения о том, что к границе в Ростовской области стягиваются российские войска? Какую помощь от России вы хотели бы получить?
- Надо не забывать, что масштабно идет и информационная война, а потому Россию будут обвинять во всех смертных грехах. Я отношусь к этим заявлениям о прибытии войск скептически, я знаю, что у нас происходит, обладаю некоторой информацией. Мы благодарны Российской Федерации главным образом за поддержку, которую она оказывает нам своими дипломатическими шагами, выступлениями в Совбезе ООН, в Совете Европы. Только дипломатией можно быстро и безболезненно остановить все это кровопролитие. Есть надежда, что, если сегодня нас поддерживает Россия, то завтра на такую же позицию встанут и другие страны.
Что происходит на территориях захваченных/освобожденных армией Украины, например, в Славянске и Семеновке?
- Там ситуация печальная. Идут зачистки. Украинская армия и нацгвардия составляют списки неблагонадежных. Туда попадают те, кто в свое время голосовал на референдуме за автономию республик Луганска и Донецка, кто высказывался негативно о правительстве Украины. Списки потом отправляют в прокуратуру, где возбуждаются уголовные дела, их уже тысячи. Людей обвиняют в сепаратизме, в попытке раскола государства.
Есть ли единоначалие в ДНР и ЛНР? Что сейчас известно про Игоря Стрелкова, который довольно неожиданно и без объяснения причин ушел со своей должности?
- Единоначалие у нас есть парламентcкое. Глава Совета Новороссии Олег Царев занимается работой по объединению ЛНР и ДНР в автономию под названием Новороссия, участвует в сопровождении и поставке гуманитарной помощи. Про Стрелкова могу только повторить все, что слышно в СМИ. Он сложил с себя полномочия командующего ДНР, чтобы заниматься другими вопросами. Какими именно? Этот вопрос вам лучше задать ему лично.
Прибытие беженцев в Россию затруднено. На фоне этого на днях прозвучало заявление губернатора Одессы Игоря Палицы, в котором он признал, что при наличии лишних денег, направил бы их на помощь армии, а не на поддержку беженцев. В какую сторону сегодня смотрят те, кто решил уехать с Юго-Востока Украины?
- К сожалению, это не мнение одного лишь Палицы. Так считают все чиновники, подчиняющиеся Киеву. Как себе губернаторы могут позволять такие фразы, такую дикость, мне не понятно. Люди просто ищут защиты, а их обрекают сидеть голодными. Такое ощущение, что еще немного и беженцев Юго-Востока в остальной Украине будут просто морить голодом.
Получается, им путь в Киев и на территории западных областей заказан?
- Каждый в праве выбирать место, где ему будет лучше и удобнее. Если люди понимают и согласны на то, что украинцы их будут уничтожать и дальше, это их выбор. Мы все разъясняем, говорим, что их может ждать там. Предоставляем как можно больше информации, и, если после этого они выбирают Украину, здесь уж ничего не попишешь. Люди бегут в Россию не потому, что они так любят ее. Им просто нужен покой и мир, а сегодня только в России могут это предоставить. Беженцы только на этой территории чувствуют поддержку, заботу и уверенность о завтрашнем дне.
Порошенко, Путин, представители ЕС встретятся уже завтра в Минске. Порошенко заявил, что Украина хочет мира. Станет ли это по-вашему поводом к прекращению карательной операции?
- Развитие событий не хочу прогнозировать дело это неблагодарное. До начала сентября, на которое многое рассчитывали как на возможную дату прекращение атак, нужно еще хотя бы дожить. В любом случае, Новороссия будет существовать, жить и развиваться, люди будут сюда возвращаться. Мы сможем построить нормальное общество без хунты и националистов. Здесь будут спокойно существовать все национальности. И родственники, которые живут в Украине и России, как раньше помогали друг другу, так и будут помогать, вне зависимости от того, хочет этого Порошенко или нет. Это ниточка, это общение является одним из моментов, направленных на прекращение военных действий.