Культура

"Виноваты звезды". Заметки киномана

  • 08:43, 5 сентября 2014

Идея мелодрамы про смертельно больных влюбленных наводит на мысли о пафосных речах о жизни и смерти, душещипательных сценах прощаний и прочих вещах, которые провоцируют на потоки слез практически вопреки вашему желанию и здравому смыслу. И, конечно, это напоминает экранизации романов Николаса Спаркса, особенно, "Памятную прогулку", а также целую плеяду фильмов вроде "Сладкого ноября" про быстро умирающих людей, которые заставляют людей, умирающих с меньшей скоростью (всех остальных, то есть), задуматься о смысле жизни. И хотя героиня в начале саркастично высказывается на тему голливудских клише из произведений про больных раком, в фильме появится масса этих самых клише. Но это тот случай, когда исполнение искупает недостатки идеи с лихвой.

Героиня (Шейлин Вудли, "Дивергент", "Потомки") смертельно больна, она это знает, и не собирается приукрашивать. Но чувства родителей она все-таки щадит. Потому что, как она замечает в банальном, но в данном случае абсолютно уместном закадровом монологе, хуже, чем умирать от рака, – только иметь ребенка, умирающего от рака. Поэтому она соглашается пойти в группу психологической поддержки. Ей там безумно скучно, потому что она слишком умна, и фальшивый позитив ее не прельщает, но все-таки она терпит. И ее терпение вознаграждается. Она встречает веселого юношу (Энсел Элгорт, "Дивергент", "Телекинез"), похожего на молодого Патрика Суэйзи, и их отношения развиваются, как у любых других тинейджеров, которые не волшебники, вампиры, оборотни или должны выжить в адском реалити-шоу.

Она дает ему почитать любимую книгу, а он, как обычный парень (ну, только без ноги), стремящийся впечатлить девушку, тратит свое заветное желание от "Фонда джиннов" (эта организация выдуманная, но в США действительно существуют фонды, исполняющие мечты смертельно больных детей) на поездку в Амстердам, чтобы встретиться с ее любимым писателем и узнать, что случилось после того, как книга закончилась.

И не смотря на висящую над ними смерть (а героиня постоянно ходит с кислородным баллоном и трубкой для дыхания под носом, так что забыть про это невозможно), это мило и забавно. Специфическая ирония главных персонажей на тему своей болезни, жизни и смерти, этакий юмор смертников, и отличные диалоги убивают на корню фальшивый пафос и сводят на нет банальные мудрости. Первая часть фильма на удивление легкая и искренняя.

А уж во второй части, где вся интрига сводится к тому, даст ли им судьба умереть в один день, раз уж они никогда не будут жить долго и счастливо, история становится такой трогательной и пронзительной, что не плакать невозможно. Но всё равно это смотрится честно, без эксплуатации чувств зрителей на тему смерти и рака.

Сценарий, написанный по бестселлеру Джона Грина, очень удачно переворачивает зрительские ожидания с ног на голову и показывает, что и избитые повороты сюжета могут быть наполнены смыслом и чувством при правильной подаче. Что придает фильму свежесть, так это неплохая актерская игра, грамотная режиссерская работа Джоша Буна ("Застрял в любви") и масса великолепных деталей, вроде посещения дома Анны Франк или закидывания яйцами машины бывшей девушки.

Картина, которая добралась до нашего проката только через 3,5 месяца после премьеры, да еще и вышла следом за "Если я останусь", еще одной историей про подростков и экзистенциальные вопросы, за рубежом стала настоящим хитом. При бюджете в 12 миллионов инди-мелодрама собрала уже почти 250 в прокате.

Насколько она попадет под настроение наших зрителей, сказать трудно. По большей части она адресована подростковой (и) женской аудитории. В качестве картины для свиданий тоже подойдет, но только если вас не смущает выходить заплаканными с сеанса. Впрочем, кино такое светлое и искреннее, что может понравиться и другим категориям зрителей – время от времени полезно вспоминать, что мы все смертны, и в конечном счете нам нечего терять, кроме друг друга.