Культура

"Люси". Заметки киномана

  • 10:18, 12 сентября 2014

Блондинистая американская студентка Люси (Скарлетт Йохансон, "Мстители", "Первый мститель: Другая война", "Мы купили зоопарк"), живущая по каким-то причинам на полуострове Тайвань, нечаянно влипла в жуткую историю – сначала она попала к местным мафиози с непонятным чемоданом, пристегнутым к её запястью наручниками подлым бойфрендом, а теперь её насильно решают использовать для перевозки новых наркотиков на Запад. Ситуация становится всё хуже и хуже, и наркотик попадает ей в кровь в слоновьей дозе. Но вместо того, чтобы умереть в муках, она становится героиней, к которой смело можно добавить приставку "супер". Потому что теперь её до этого мало использованный мозг начинает набирать обороты и работать на полную мощность. И что она будет делать с таким интеллектом?

Люк Бессон ("Пятый элемент", "Леон", "Такси") со сценаристами решил всё-таки слегка схитрить и сказать устами вызывающего инстинктивное доверие Моргана Фримана ("Иллюзия обмана", "Побег из Шоушенка", "Превосходство"), который в очередной раз играет хорошего ученого, что, мол, люди используют только 10% возможностей мозга, но более научной от этого идея не стала.

Ну да ладно, это всё-таки фантастика! Хотя способ "нечаянно подвергся воздействию некой субстанции – получил суперсилы" больше подходит для комиксов. Выходит забавный парадокс, кстати: Скарлетт Йохансон играет супергероиню без суперсил в "Мстителях", зато здесь она и радиоволнами управлять может, и в телевизор попасть, и цвет волос мгновенно поменять, и левитировать толпу мужиков под потолок, и даже телепатией владеет. В общем, чудо, а не женщина.

Одна проблема: чем Люси умнее, тем меньше ей сопереживаешь. Потому что она становится бесчувственной и неуязвимой (в плохом смысле убийственная комбинация со сценарной точки зрения). Даже парижский полицейский, которого она вроде как берет в помощники, понимает, что он ей не нужен. Ей вообще с определенного момента никто не нужен, разве что добрый ученый, которому она хочет передать свежеобретенные знания в эволюционных целях.

А о том, что её тело долго не выдержит таких перегрузок, заявили ещё в первой трети фильма. Следовательно, финал известен, о чем переживать? Сохранится ли её сознание? Об этом уже вышел фильм прямо вот этим летом – "Превосходство" с Джонни Деппом. Перекличек между ними неприличное количество, хотя Скарлетт Йохансон и репутация Люка Бессона помогли "Люси" уже окупиться в зарубежном прокате.

Ну и Бессон, конечно, режиссер в разы более умелый, чем Уолли Пфистер. Поэтому, как минимум, половина фильма вполне увлекательна. Сначала Люси довольно комично пребывает в ужасе от криминальной составляющей её истории, а врезанные кадры с охотой гепардов на антилоп а-ля "National Geographic" добавляют происходящему иронии. (Отсылки и намеки на теорию эволюции вообще довольно уместны. Особенно хороша параллель между Люси и "первой женщиной"-австралопитеком Люси). Потом она зрелищно разбирается с плохими парнями, а потом и вовсе мчится в Европу в гости к ученому и вслед за заветным наркотиком.

Даже погоня по Парижу на "Пежо" (Бессон вообще безбожно увлекается самоцитированием в этом фильме) и перестрелка в фильме имеются. И всё сделано-то качественно, но весь фильм не покидает ощущение, что вот уж сейчас-то начнется настоящий экшн! А он не начинается. И скомканный финал очень портит впечатление.

В итоге, фантастика банальная, хорошего боевика не вышло, и мужская часть аудитории, наверное, будет разочарована тем, что Скарлетт Йохансон весь фильм одетая. Философская составляющая неплохая, но тоже не первой свежести. Особенно пассажи вроде "человек больше хочет обладать, чем использовать" и "человечество не готово к таким знаниям".

Фильм не совсем плохой, но и ничего выдающегося в нем нет. Люк Бессон продолжает снимать кино про сильных женщин, но раньше у него лучше получалось. И в "Областях тьмы" с Бредли Купером тема "десяти процентов" была раскрыта остроумнее. А тем, кто всё-таки мечтает заставить голову работать лучше, стоит развивать не мозг, а интеллект. Вот он-то вполне развиваем.