Культура

"Горько-2". Заметки киномана

  • 10:10, 24 октября 2014

Если первый фильм был про русскую свадьбу на примере Ромы (Егор Корешков, сериал "Оттепель", "Горько"), Наташи (Юлия Александрова, "Горько") и их колоритных семейств, то второй фильм про… похороны. Ну а что? И там, и там есть весьма узнаваемый марш! И картина снова пугает тем, что снимают фарс, а получается реализм. В этот раз, по крайней мере, не в сюжете. Вот там чистый фарс.

Борис Иванович (Ян Цапник, "Горько", сериал "Бригада") умудрился потерять все деньги, а все остальные – остаться без работы. Поэтому свеже слитое воедино семейство со всеми сватьями и свахами временно живет в домике (скорее, рыбацкой лачуге) у родителей жениха. Деловой отчим обещает всё исправить, но его автомобиль расстреливают почти в упор. И он, чтобы спасти свою шкуру, заставляет родню инсценировать свои похороны. И ему бы это сошло с рук, но тут проводить однополчанина в последний путь приезжает старый друг (Александр Робак, "Брат 2", "Географ глобус пропил", "Елки 2"). Этот рубаха-парень с горюющими родственниками сходится так хорошо, что они уже не особенно хотят спасать Бориса Ивановича. Кто теперь его откопает?

Эта картина снова расположилась где-то между фарсом, комедией положений и трагикомедией, но теперь это ещё и черная комедия. И местами это ещё смешнее, чем в первой части. Потому что похороны превращаются в праздник с гробом на БТР, Сергеем Светлаковым ("Ёлки", "Ёлки 2") в роли Сергея Светлакова, казачьим хором, танцами под "Gangnam style", кубинской танцовщицей и хором девочек в белых пачках, исполняющих песню про голубые береты. Вот это точно "хоронить так с музыкой"!

Для внимательного зрителя в фильме есть тонны киноцитат и намеков. Начиная с шутки про "Легенду №17", полу-пробежки по пляжам Геленджика с гробом под мелодию из "Кин-дза-дзы" и заканчивая Дартом Вейдером.

Но по этим шуткам можно писать современную энциклопедию русской жизни. В реалистичности героев точно сомневаться не приходится – попадание в характеры у актеров такое, что типажи узнаются мгновенно. Так что на актерские работы здесь любо-дорого смотреть. И диалоги действительно звучат, как разговорная русская речь, но умудряются обходиться без мата.

Словом, второе "Горько!" серьезнее, чем кажется. Как режиссер Андрей Першин, ученик Марка Захарова, прячется под псевдонимом "Жора Крыжовников", так и его творение прикидывается попсовой комедией, вроде "Ёлок", но больше похоже на фильмы Рязанова, где за любовными историями "Служебного романа" или "Иронии судьбы" можно увидеть портрет современного общества.

Хотя сюжетных неувязок здесь тоже больше, чем в первом "Горько": как все разом потеряли работу? Почему? Эпизод с Дартом Вейдером на американских горках имеет маловато причин быть на экране. А про формат псевдодокументалки часто забывают, чего в первой части себе не позволяли.

И русский менталитет тут снова во всей своей красе и уродстве с щедростью, широтой, добротой, вульгарностью, пошлостью, глупостью и дисфункциональными отношениями у всех поколений. Это не просто комедия, это сатира, кривое зеркало, в котором легко узнать если не себя, то знакомых, родных и коллег.

В общем, "тут русский дух, тут Русью пахнет". Если вам нравится этот запах, вам очень стоит сходить в кино. Это действительно отличная комедия, да ещё и с кинематографическими достоинствами! Если же картина современного российского общества вас не радует, а родная страна вызывает культурный шок, лучше смотрите Рязанова.