Культура

"Ярость". Заметки киномана

  • 09:59, 31 октября 2014

"Ярость" – это танк, точнее, это имя, которое люди дали конкретно этой машине. Вообще, это американский "Шерман". Впервые он появляется на экране в жутком, но живописном пейзаже, где после боя на поле не мертвые люди, а как будто мертвые танки. На дворе апрель 45-го, до конца войны остались недели. Войска союзников уже на территории Германии. Фашистов добивают, но это делает их еще злее. Например, на это поле отправилось 5 танков, а возвращается один – как раз эта "Ярость". "Так войну не выигрывают", – говорит один из героев. Но как показывает история, именно так её и выигрывают. И потери побеждающих так велики, что они словно чувствуют себя побежденными.

Экипаж "Ярости" в подавленном настроении потому, что они потеряли бойца. На его место присылают молодого паренька (Логан Лерман, "Ной", "Хорошо быть тихоней", "Поезд на Юму"), который учился печатать 70 слов в минуту, а не стрелять.

Дальше история рассказывается с его точки зрения. А он видит страшную и грязную (буквально) войну, искалеченных людей, страшные смерти и трупы, сваленные на грузовик кучей. И он не хочет принимать в этом никакого участия. Но командир (Бред Питт, "Война миров Z", "Древо жизни") жестоко учит его уму-разуму. Не потому что мечтает сделать из него настоящего мужчину, а потому что у него и его бойцов есть цель – выжить. И новичок своими высокими идеалами может их погубить.

Сами они не то чтобы лишены моральных принципов. Они просто прошли чуть ли не все крупные сражения, где успели отметиться американцы, поэтому война для них не подвиг, а ужасная работа, которую нужно сделать. Дойдут ли они с этим салагой до Берлина?

Конечно, в фильме есть вполне узнаваемые киношные приемы, вроде войны глазами новобранца. И поединок с "Тигром" просто должен был случиться после того, как в самом начале создатели честно написали, что "Шерман" значительно уступает немецким танкам как минимум в плане брони. Но история все равно не кажется выдуманной. Эти приемы вплетены в повествование гораздо более умело, чем у отдельных отечественных режиссеров, не так давно выдавших сочинение на тему "Великая Отечественная война в IMAX" – тут нет никаких закадровых голосов, слоу-мо и явно нарисованных спецэффектов. Все, что есть, сделаны так, чтобы картинка смотрелась максимально реалистично.

А какая там картинка! У оператора Романа Васьянова, который перед работой в Голливуде успел снять "Стиляг" и "Охоту на пиранью", вышло настоящее полотно в серых, коричневых и голубых тонах. Что, кстати, напоминает расцветку панорамы Сталинградской битвы. Только в отличие от "Сталинграда", у картины почти нет блокбастерных замашек. Это настоящее жанровое кино о войне, с крепким экшном и танковыми боями, но без попыток показать всю войну за два часа. Самое эпичное здесь – великолепный, местами просто заменяющий диалоги саундтрек от Стивена Прайса, получившего "Оскар" за прошлогоднюю "Гравитацию".

Но самое главное, что танки в фильме настоящие, собранные по музеям, включая единственный "Тигр", который всё ещё на ходу! Фильмов, где действие происходит в танке, не так много. Танк "Ярость", может, и не становится героем картины, но как сюжетообразующий элемент реквизита он незаменим. Просто относятся к нему без сентиментальности и дружеских похлопываний по броне. Ну, так это не любимая собака, а машина для войны.

Война у режиссера и сценариста Девида Эйра, который обычно специализируется на криминальных драмах ("Патруль", "Саботаж", сценарист – "Тренировочный день", "Форсаж"), вообще несентиментальна – некогда, героям нужно выживать. Поэтому характеры его персонажей раскрываются только в диалогах и в действии. Из-за этого они немного схематичны, хотя достаточно сложны и неоднозначны, чтобы в сцене с двумя беззащитными мирными жительницами держать зрителя в физически ощутимом напряжении – до последнего не понятно, как они себя поведут. И герой Питта не рыцарь на белом коне, как в "Войне миров Z" или даже в "12 годах рабства", и даже святоша в исполнении Шайи ЛаБафа ("Трансформеры" 1-3, "Нимфоманка") не гарантирует женщинам безопасности.

Сценарий вообще хорош, но и исполнение впечатляет. Девид Эйр предпочел рассказать свою историю про пятерых танкистов крайне сдержанно, почти отстраненно. Никаких выжиманий чувств, минимальное количество гуманистического пафоса и полное отсутствие слезливых флешбеков про мирную жизнь. Это не политпропаганда про то, как "мы выиграли Вторую Мировую, а не вы". Это про то, что война делает с ее участниками. И, что особенно приятно, зрителям не разжевывают каждую прописную истину в громких словах, а позволяют самим прочувствовать происходящее.

Конечно, картина адресована больше мужской аудитории (хотя голый до пояса Бред Питт имеется). Но в целом это просто хорошее кино о войне, достаточно реалистичное, в меру тяжелое (никакого Холокоста), без лишнего пафоса, но и без ухода в "чернуху". Бондарчуку стоит брать пример, в общем. В лучшие свои моменты фильм напоминает спилберговский "Спасти рядового Райана", а это очень высокая планка.