Культура

"Интерстеллар". Заметки киномана

  • 09:56, 7 ноября 2014

Начинается всё с псевдо-документалки (привет Орсону Уэллсу и легендарной "Войне миров"!), где бабушки и дедушки рассказывают про своё тяжелое детство, когда непонятная зараза убивала сельхозкультуры, на Земле царили голод и засуха, а пылевые бури были такие, что и в бейсбол не поиграешь!

В этой непонятной удаленности будущий главный герой (Мэттью МакКонахи, "Даллаский клуб покупателей", "Волк с Уолл-стрит", "Время убивать"), бывший пилот НАСА, вынужден выращивать кукурузу на ферме. А всё потому, что стране (и миру) нужны фермеры, а не летчики. Про космос рекомендуется забыть, мол, рожденный ползать летать не может – уж больно дорого. Сын героя с этим смирился, а вот дочка, названная в честь закона Мёрфи, явно мечтает попасть через тернии к звездам. Её нормальному детству также не способствует нечто, сбрасывающее книги с полок в её комнате. Это могло бы стать началом ужастика, но папа узнает в посланиях призрака координаты, переданные двоичным кодом.

По указанному адресу они находят секретную-пресекретную последнюю-распоследнюю станцию НАСА с профессором (Майкл Кейн, "Престиж", "Темный рыцарь", "Иллюзия обмана"), его дочкой (Энн Хэтэуэй, "Отверженные", "Темный рыцарь", "Алиса в стране чудес") и космическим кораблем, который надо срочно послать в космос с опытным пилотом. Так что главгерой к ним очень удачно заехал.

Зачем куда-то лететь? Родная планета человечеству больше не благоволит, а поскольку оно, как говорит один из персонажей, "родилось на Земле, но не обязано там умирать", у ученых есть план спасения. Даже два! План А: загадочные "они" создали "кротовую нору" рядом с Сатурном (в фильме пояснят, что это). "Они" же подкинули адреса планет в других галактиках, которые могут подойти для жизни. Человечеству надо отправить несколько лауреатов премии "Оскар", простите, астронавтов на разведку, а потом профессор решит физическую задачку, поднимет с её помощью летательный аппарат с остатками человечества, и все радостно улетят в новый мир, который выбрали разведчики. План Б: если план А не сработает, разведчики найдут планету и устроят там колонию из того, что вырастет из замороженных яйцеклеток, которые они захватили с собой.

Что это за "они"? Что им надо? Какой план в итоге выполнят? И, главное, почему нашим переводчикам было трудно перевести слово "межзвездный"?

Последний вопрос не менее философский, чем те, что поставлены в фильме. А их там пруд пруди, как в недавнем "Превосходстве". Тут вам и отцы и дети, и инстинкт выживания, и добро и зло на оси "человечество-человечность", и любовь-спасет-мир и т.д., и т.п. Но в отличие от своего бывшего оператора Уолли Пфистера, Нолан с материалом на три-четыре фильма, справляется лучше, как минимум в плане ритма повествования. Хотя свойственная ему сложная переплетенная структура сюжета, которую надо собирать в голове, как кубик Рубика, по-прежнему требует от зрителя усилий и внимания.

По обилию космических летательных аппаратов в деталях "Интерстеллар" напоминает прошлогоднюю "Гравитацию". А отсутствие интереса к научно-фантастической развлекаловке в духе "Стар Трека" и "Звездных войн", а также философская нагруженность сближает его с "Космической одиссей 2001" Стенли Кубрика. Впрочем, говорят, это первый фильм, который в 8 лет увидел Кристофер Нолан и из-за которого он решил делать кино, так что "кубриковость" тут намеренная.

Прекрасный саундтрек от Ханса Циммера тоже напоминает о "Космической одиссее". Но местами он такой шумный, что усложняет понимание и без того не самых легких диалогов про гравитационные аномалии, искривления пространства-времени, теорию относительности и даже про третий закон Ньютона.

Наука в фильме, в отличие от бессоновской "Люси", реальная и относительно серьезная: рисовать черные дыры и кроличьи, простите, кротовые норы создателям помогал настоящий астрофизик Кип Торн. Причем, к некоторым научным терминам объяснение прилагается, а к некоторым – нет. Так что в чём этого знаменитого производителя блокбастеров точно обвинить нельзя, так это в том, что он считает зрителей идиотами.

Но наука в "Интерстеллар" не такая холодная, как у Кубрика. Тут хватает живых и местами крайне эмоциональных людей. Самый выразительный из них, конечно, Мэттью МакКонахи, который после получения "Оскара" ещё больше "разыгрался".

Фильм интереснее в плане сюжета, чем "Гравитация", проще для понимания, чем Стенли Кубрик, но серьезнее, чем космооперы. При просмотре он очень впечатляет, но, как и "Начало", через некоторое время вызывает массу вопросов. Например, если на Земле голод, и кто-то от великого ума додумался распустить армию и правоохранительные органы, почему народ смирно выращивает кукурузу? Вся история человечества свидетельствует о том, что голод – время разбоя, беспредела и борьбы за последний кусок хлеба. Где они?

Кстати, вообще не очень понятно, где голодающее население, которое должно лопать всю эту кукурузу? Перед отлетом разведчиков, кстати, обещают, что кукуруза скоро вымрет, но по сюжету на Земле проходят десятилетия, а она и не подумала вымирать! И если уж "они" могут делать "кротовые дыры", почему они не могут прислать координаты нормальных планет, на которых точно можно жить?

И банальностей в истории хватает: умершая жена главного героя, роботы с чувством юмора, злые добрые персонажи, да и общий постапокалиптический флер – в космос-то летят не как в "Стар Треке" (из любопытства), а потому что пора валить, как у нас говорят, – всё это мы уже где-то видели.

Но даже с недостатками картина интереснее большинства около-космических фильмов последних лет, потому что Нолан, не смотря на игру в Кубрика (в том числе и визуальную), всё равно делает что-то новое и интересное, а не пережёвывает избитые сюжеты, как большая часть летних блокбастеров, и не просто давит на все нужные кнопки в человеческой душе, как "Стражи галактики".

Поклонникам его творчества картина, скорее всего, понравится. Беспристрастным зрителям, готовым к трем часам сеанса, тоже. Но людям младше лет 12 на нем делать нечего – они просто не поймут научную часть. Впрочем, её и не каждый взрослый поймет, если он не любитель физики или научной фантастики.

В общем, претензий на эпохальность у этого кино достаточно. Насколько они оправданы, покажет время. А если кому-то не хочется ждать, он может начать учить физику и думать, как манипулировать этим самым временем. Будет очень в духе "Интерстеллар".