Культура

Константин Райкин в Саратове: "Не жалею, что отказал Спилбергу"

  • 15:04, 12 ноября 2014

О талантах и бездарностях
На вступительных экзаменах у нас конкурс огромный, иногда до нескольких сот человек на одно место. Но, поверьте, не только профессионалы, но и простые зрители уже через несколько минут смогли бы отличить талант от бездарности. Вот стоят в ряду 10 абитуриентов, а ты почему-то смотришь только на одного. Почему? Да потому, что именно в нем есть та Божья искра, то, что заставляет тебя наблюдать за ним. Ошибаться случается, конечно. Страшно сказать, но я был одним из тех, кто в своей время не принял в ГИТИС Сережу Маковецкого. Он мне это припомнил на совместных съемках. Я долго переживал, думал, как же я мог просмотреть такой талант. А потом он сказал: "Не переживай, я в тот год никуда не поступил. Читал просто отвратительно". Но вот то, что на прослушиваниях разгадать нереально, так это характер. Человек может быть суперталантливым, но, например, безвольным, и ничего ты с этим не сделаешь. Отчислять приходится, иногда меняется до половины курса. Все время повторяем себе, что работать надо только с самородками и не плодить посредственных артистов, но ребятам отказывать жалко до слез.

О "театральном монастыре"
У нас занятия начинаются в 9.30, заканчиваются в 22.10. И так каждый день, без всяких выходных и праздников. Это такой театральный монастырь, тюрьма по сути. При таком графике ни о каких съемках в кино речи быть не может, на первых двух курсах мы это даже запрещаем студентам. Правда, порой бывают такие предложения, от которых я не имею права уговаривать отказываться. Например, помню поступила к нам Аня Чиповская и ей сразу же заинтересовался Валерий Тодоровский. Пришел он ко мне и рассказал, что готовится снимать "Стиляг", и Аня потрясающе подходит на главную женскую роль. Я вызвал ее к себе и предложил выбор — или съемки, или учеба. Совмещать невозможно, мы могли бы подождать ее прихода на курс. Она выбрала учебу, в "Стилягах" сыграла Оксана Акиньшина, а Тодоровский Чиповскую все-таки снял, но уже в "Оттепели". Так что слава никуда от нее не ушла, она ее просто отложила ее.

У меня история покруче была. Я лет с 11 благодаря папе был знаком с великолепным Марселем Марсо. Когда мне было лет 17, он прислал мне приглашение стать студентов в его школе и отправится в Париж на 2 года. Марк Захаров, к которому я уже поступил на курс в "Щуку", сказал, что, если я поеду в Париж, то должен буду снова потом поступать, потому что у Марсо театр не драматический, а театр представлений, а это совсем другое направление. В итоге отказался я от Парижа и учился у Захарова.

О том, почему нельзя держаться за Москву
Я был бы рад сказать, что после учебы ориентирую студентов на работу в театрах Саратова. Это неправда. Мы ориентируем не на провинцию или столицу, а больше на качество того или иного театра. Можно ведь просидеть в Москве и не работать, растерять все, что умел. У нас девочка одна приехала из Казани, отучилась, но возвращение назад для нее означало поражение. В результате она уже много лет работает в Москве официанткой, а другие наши ребята стали хорошими актерами в Омске, Новосибирске и т. д. Что касается саратовских, я постоянно с ними сталкиваюсь. Жена у меня окончила саратовское театральное училище, а наш ведущий актер Артем Осипов вообще родом из Саратова. Лет 10 назад поступил к нам без экзаменов, сразу было понятно, что он замечательный. Теперь на нем держится весь репертуар "Сатирикона", уже сам преподает.

Об умении "нарисовать кружку"
Я не настаиваю на том, что учу актеров правильно. В конце концов у всех в основе Станиславский, просто нюансы разные. Иногда отчисляю человека, он мобилизуется, идет к другому мастеру, где просто требования мягче, и вырастает в очень неплохого актера. Я не против такого развития событий. Обидно другое — сейчас очень много тех, кто очень вяло владеет азами мастерства. Знаете, это как в живописи, где надо сначала элементарно кружку научиться рисовать, и не допускать до того времени влияния авангарда, экспрессионизма и прочих течений. Вот у актеров "рисовать кружку" почему-то не все могут.

О елках и гонораре от Стивена Спилберга
В кино сейчас не снимаюсь, времени не хватает, да и выбор свой в пользу театра я уже сделал. В кино все происходит очень быстро, учиться, совершенствоваться некогда. Актера большим профессионалом делает именно театр. Те, кто это понимает, не уходит из театра даже тогда, когда отбоя нет от предложений в кино. Примеры — тот же Янковский, Саша Абдулов. Ведь у них была бешеная популярность в кино, казалось бы, почему не оставить театр. Но они этого не сделали, потому что профессионально росли и развивались именно в театральной среде.

Я сейчас имею такой репертуар даже просто по Шекспиру, что мне могут позавидовать многие. Разве кино мне может дать что-то равновеликое? Кино смотрю, люблю это дело, но по-моему, оно совершенно прекрасно справляется без меня. Можете считать меня сумасшедшим, но я ведь от предложения Спилберга однажды отказался. Лет 15 назад ко мне обратилась его компания, речь шла о гонораре порядка 17 млн долларов. Я ответил что-то из серии "извините, у меня елки". Ни о чем не жалею, сейчас поступил бы точно так же.