Культура

"Василиса". Заметки киномана

  • 10:20, 5 декабря 2014

Хотя на бумаге всё звучит похоже – Ходченкову ("Любовь в большом городе", "Служебный роман. Наше время", "Росомаха: Бессмертный") тоже позвали на роль реального человека, участвовавшего в войне, только 1812 года, а не Второй Мировой, как Камбербэтча, но какая разница?!

Правда, про реальную Василису Кожину, жену старосты с хутора в Смоленской губернии, известна (и хоть как-то документально подтверждена) только одна история: как она убила пленного француза косой за неповиновение, когда конвоировала его куда положено, потому что её муж был занят. В советское время из этого сделали миф про крестьянку-организатора партизанского движения, которая охраняла деревни и наносила урон французам с отрядом женщин и детей. Эдакая Жанна Д‘Арк а-ля рюс.

Но создатели этой картины, видимо, так обрадовались возможности свободно творить (сведений-то нет!), что вместо Жанны Д’Арк вышел наш ответ "Голодным играм": у крестьянки появился возлюбленный – соседский барин, а потом муж, а потом вообще отряд из толпы идентичных мужиков. Такая вот Китнисс Эвердин Мценского уезда!

Только любовь у Василисы не простая, а запретная! Потому что она крепостная, а он – барин (А высказывания на тему рабства в тренде, особенно после прошлогоднего "Оскара"). Но он её не поматросит и бросит! У них всё серьезно! Ну, правда, его маменька и её сестра им портят всю малину, делают вид, что он собрался жениться на другой, поэтому Василиса резко выходит замуж за старосту, а он уезжает в свой полк от обиды, но всё равно это великая любовь! Которая могла бы на этом неблагополучно завершиться, но пока Василиса старательно изображает простую крестьянскую жизнь и я-другому-отдана-и-буду-век-ему-верна (после чего люди с кино-опытом больше года понимают, что её муж на этом свете не жилец), её либеральный хозяин рассуждает о том, что этой стране нужен Наполеон. И Наполеон приходит.

А вот на съемки нормальной войны денег создателям не хватило. В телевизоре на кухне это ещё может как-то сгодиться, но на большом экране 30 статистов, две пушки, Наполеон и Александр I, из которых и состоит вся война, выглядят просто смешно. Там просто мало народу! Бондарчук-старший и младший плачут (Или хмыкают). И опять у нас война в слоу-мо! (Хорошо хоть над героями во время боя ещё не появляются значки "урон" и "опыт").

Возлюбленный Василисы, конечно же, тут же попадает в самую гущу событий, Василиса за него молится и, как заправский шаман, вызывает грозу, но все равно все думают, что он умер. А отряд французов, с которым он боролся, приезжает отнимать коз и гусей в её деревню. После некоторого количества стычек с захватчиками, неблагородного поведения французов и благородного поведения русских крестьян (тут же ещё патриотический посыл посреди душевных страданий!), Василису высекли (Очень нестрашно. Совсем не сцена в "12 лет рабства", которой, скорее всего, вдохновлялись). И в ней тут же проснулись партизанские настроения. Спасибо, что в мужчину не переоделась и кавалерист-девицу не пошла изображать!

Почему нельзя было снять просто исторический фильм с попыткой воссоздать историю, не делая из сюжета дешевый бульварный роман? Ну, в памяти народной воспоминания о сериале "Бедная Настя" куда свежее, чем о войне 1812 года. Поэтому у нас будут гламурные крестьянки-воительницы, свободно говорящие на французском! (А также пишущие и читающие на нем, и на русском, видимо, тоже! Вооот! А вы английский никак не выучите!)

И играет эту сферическую русскую женщину в вакууме Светлана Ходченкова с модельной внешностью, которая дай бог если овчарку на поводке сможет притормозить, какой уж там конь на скаку.

Впрочем, с правдоподобностью тут плохо не только в плане подбора актеров. Дыр и хвостов в сюжете больше, чем в лаптях крестьян-партизан. Например, мать возлюбленного-барчука умирает и оставляет своих детей на попечение… Василисе! Ещё раз: дворянских детей, включая дочку детородного возраста, отдают не родственникам или соседу-дворянину, а в семью ЧУЖОЙ рабыни! Ну а что? Она ж на французском говорит!

А ещё у крестьян в фильме есть волшебный псевдо-деревенский акцент на манер украинского, который то исчезает, то появляется. Как это в песне было? Кто-то теряет, а кто-то находит! Хотя это ещё что! Диалоги в фильме настолько прекрасны, что когда говорят, что ещё не рассвело, под дверью амбара явственно виден дневной свет.

Отсутствие маломальской интриги, индивидуальности и обаяния у героев компенсируют, чем могут. В частности, войной и Наполеонами. Выглядит так, словно режиссер Антон Сиверс ("Качели", "Поцелуй бабочки", сериал "Охота на Золушку") никак не решит, он про любовь снимает или про войну. Если про любовь на войне, то надо бы нормальную войну, если про войну, помогающую любви стирать сословные различия, то финал, мягко говоря, не удовлетворяет.

Словом, это снимали для ТВ, и там это стоит смотреть, если вообще стоит. Можно бы это ещё давать школьникам с заданием "Найди 10 ошибок и явных несуразностей", но у фильма рейтинг "16+".

Впрочем, хорошее в фильме тоже есть – над интерьерами вот явно увлеченно работали! Мебель в фильме снята с такой любовью, что переигрывает актеров.