Общество

Мифы "успехов". Кто и как в Саратовской губернии выдает желаемое за действительное

  • 15:06, 31 марта 2015

Миф 1. В 2014 году в регионе построено жилья больше, чем в любой другой год советской пятилетки.

Здесь уместна легендарная фраза "Неважно как проголосуют, главное, как посчитают".

По данным регионального минстроя, а также Саратовстата, в прошлом году в губернии было введено в эксплуатацию 1,52 млн. кв. метров жилья. Обратите внимание на такую важную деталь, как "введено в эксплуатацию". Это вовсе не означает, будто в области реально за 365 дней возвели "коробок" именно такой площади. Кстати, было построено 127 многоквартирных домов. Общая площадь всех "коробок" в регионе – 776,8 тыс. кв. метров. А вот если обратиться к статистике, то увидим, что объемы индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в 2014 году равнялись объемам строительства многоквартирных домов. Тогда при чем тут успехи региональной строительной отрасли? И почему чиновники по этому поводу должны лампасами меряться?

Что касается советского периода. По данным той же статистики, в Саратовской области в 1986 году было введено 1 млн. 359 тыс. кв. метров жилья. Однако на госстроительство пришлось 1 млн. 132 тыс. кв. метров. Как говорится, почувствуйте разницу. То есть, доля ИЖС, возведение жилья в колхозах и совхозах была очень незначительной от общих объемов введенного в эксплуатацию жилья. Поэтому хвалебные рапорты наших чиновников сегодня – это от лукавого.

Миф 2. Область продолжает сохранять I место среди регионов ПФО и второе по России по стоимости минимального набора продуктов питания.

Исходя из чего мы сами себе "присудили" по этому показателю первое место в Приволжском федеральном округе? Не поверите, но метод подсчета буквально иезуитский. И выглядит он на фоне кризиса, как сплошное издевательство. Мы первые "с конца" таблицы по стоимости этого минимального набора в ПФО. В IV квартале 2014 года он составил 2715 рублей. Меньше, чем в любом другом регионе Приволжского округа. Типа, а жизнь-то в губернии дешевле…

Но если мы так любим сравнивать себя с соседями по округу, то нелишним будет обратиться к оценке этого показателя Пермьстатом: "Обращаем внимание на то, что стоимость минимального набора продуктов питания отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума".

Недавно областное правительство установило новую величину прожиточного минимума в губернии за IV квартал 2014 года: для трудоспособного населения - 7455 рублей. При среднемесячной зарплате 22 тыс. рублей. Если же заглянуть в сводную таблицу данного показателя по всем 14 регионам ПФО, то в конце прошлого года Саратовская область была тут на 5-м месте "с конца".

И как вообще можно с гордостью рапортовать о том, что у нас самая "дешевая" продуктовая корзинка, если по данным Саратовстата, начиная с июля 2014 года индекс реальной заработной платы в регионе все время отрицательный? И размер пенсий в губернии на протяжении 2014 года практически никак не изменился.

Жаль, что статистика с большим запозданием отчитывается по такому показателю, как среднедушевой денежный доход. Однако стоит упомянуть, что в 2013 году (итоги 2014-го еще будут не скоро) около 1 млн. человек в Саратовской области имели доход до 10 тыс. рублей. А вспомнить нынешнюю среднюю зарплату в губернии, при текущем росте цен, то тут и вовсе хоть плачь. В том же 2013 году доходы от 19 тыс. до 27 тыс. рублей имели только около 500 тыс. человек. Из 2,5 млн. населения. Эти цифры, конечно, меняются в сторону некоторого увеличения, но очень медленно. Но не стоит забывать, что это показатели вполне благополучного года – без обвала национальной валюты, низких цен на нефть и санкций Запада.

Миф 3. "Благодаря эффективным мерам, принятым на федеральном и региональном уровнях, в Саратовской области созданы благоприятные условия для улучшения демографической ситуации. Программно-целевой подход к решению демографических проблем позволил за три последних года в 1,6 раза сократить естественную убыль населения, на 5,6% повысить рост рождаемости, на 8,3% снизить смертность населения".

Не правда ли, такие цифры ласкают слух? Но и в этом случае многое "притянуто за уши". И вот почему. В 2012 году население губернии составляло 2 млн. 508 тыс. 754 чел. В начале этого года – 2 млн. 493 тыс. 597 тыс. человек. Каждый год в Саратовской области людские ресурсы сокращаются.

В 2012 году число родившихся на 1000 человек населения составило 11,3, а в прошлом году – 11,5. Незначительный рост за последние три года, который мало влияет на демографическую ситуацию, но дает повод чиновникам отчитываться об очередных успехах. Или другой, более наглядный пример. В 2009 году родилось 25161 человек, а умерло – 35278. По предварительным данным минувшего года, родилось 26271 человек, умерло – 33029. И снова разница незначительная. При этом, невзирая на огромный приток мигрантов из Казахстана, Узбекистана, Украины, из Саратовской губернии мигрировали в прошлом году более 4300 человек. Сложите естественную убыль населения с уехавшими из региона, "прибавьте" сюда неуклонно снижающееся количество населения в области, и вы поймете, что рановато бить в литавры по поводу роста рождаемости и снижения уровня смертности. Чиновники приводят какие-то проценты, не удосуживаясь умственно поупражняться в демографических подсчетах. По большому счету, за последние три года здесь ничего не изменилось. Население сокращается? Конечно. Вот это и есть реальный итог социальной политики, а все остальное – обычные манипуляции с цифрами. Да, рожать у нас стали больше. Правда, кто именно, коренные саратовцы или те же мигранты, которые приехали в регион?

Миф 4. Население Саратовской области стареет ускоренными темпами. Финансовой системе все сложнее справляться с социальным содержанием пожилых людей. Пенсионный возраст должен быть повышен.

По итогам прошлого года в Саратовской области проживало 735,9 тыс. пенсионеров. На 1 июля прошлого года в губернии насчитывалось 239,3 тыс. работающих пенсионеров. То есть, одна треть от их числа.

Для сравнения. Численность пенсионеров в регионе на 1 октября 2000 года составляла 716,2 тыс. человек. В 2006 году их было 698,9 тысяч, из которых 20,1% работали. Разумеется, население губернии 9 лет назад было значительно больше – 2,6 млн. человек. Но не будем забывать о том, что численность экономически активного населения, например, в 2006-м составляла 1,3 млн. человек. А в декабре прошлого года таковых было 1,25 млн. человек.

Разумеется, если сравнивать с количеством населения области, то рост числа пенсионеров налицо. Однако значительно возросло число тех пожилых людей, которые трудятся после выхода на пенсию. Кроме того, сегодня 54 тыс. пенсионеров в регионе имеют доходы ниже прожиточного минимума. Так что, кто кого кормит – это еще большой вопрос.

Миф 5. Областная исполнительная власть не может вмешиваться в работу органов местного самоуправления. В связи с этим такие вопросы, как работа транспорта, сферы ЖКХ должны решаться на местном уровне. Областная власть на решении коммунальных проблем на территории муниципальных образований радикально повлиять не может.

Очень хитрое утверждение со стороны региональной власти. Так, например, в августе прошлого года в губернии подорожал проезд в общественном транспорте – 15 рублей за одну поездку в автобусе и 17 рублей в маршрутном такси. Органы МСУ в Саратове, естественно, в стороне не остались, и подняли цены в городском электрическом транспорте – с 12 до 15 рублей. И коснулось это даже малых городов области. Однако в куда более зажиточном и богатом Ростове-на-Дону цена поездки в городском автотранспорте и маршрутках - 17 рублей, в электротранспорте – 15 рублей. А вот в городе Азове (население чуть более 80 тыс. человек), который находится в 70 км от Ростова, в маршрутном такси можно прокатиться за 8 рублей. Думается, комментарии тут не нужны.

"Невмешательство" в вопросы ЖКХ со стороны области – чистой воды ложь. Начнем с того, что тарифы на поставку коммунальных ресурсов формируются региональным Комитетом государственного регулирования тарифов. В этом ведомстве они утверждаются. Госжилинспекция Саратовской области уже начала процесс лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ, а они, в свою очередь, работают на территории муниципалитетов. Во власти данного ведомства карать или миловать управляющие компании, давать им лицензию, или решать, кто уйдет с коммунального рынка. Более того, Госжилинспекция – единственный орган в регионе, который может наложить крупный штраф на УК, ТСЖ в случае нарушения ими правил содержания жилья и т.п. Причем штрафы могут достигать не одну сотню тысяч рублей. Получается, что у региональной власти в этом отношении власти куда как больше, чем у органов МСУ. Зачем же тогда вводить общественность в заблуждение?

Миф 6. Саратовское село вымирает, деревни превращаются в пустые поселения, где уже никто не живет. В связи с этим не происходит воспроизводства человеческих ресурсов, а потому рассчитывать на скорый подъем сельского хозяйства в Саратовской области не приходится.

Это тоже – от лукавого. Напротив, в регионе сокращается городское население. Если по данным статистки в 1987 году в регионе "городских" насчитывалось в количестве 1,99 млн. человек, то по итогам прошлого года – 1,87 млн. Однако в 1987 году в Саратовской области проживало 653 тыс. сельских жителей, а в 2014-м – 623,9 тысяч. С учетом значительного сокращения населения региона со времен XII-й советской пятилетки, численный состав саратовского села не изменился. А в процентном соотношении, невзирая на прошедшие годы, все осталось на своих местах. Городского населения тогда было 75% от общей численности жителей, 25% - сельского. По итогам минувшего года эти цифры совпадают абсолютно. Поэтому кивать на вымирающую деревню вряд ли стоит. Но нужно упомянуть вот о чем. В 1986 году на долю Саратовской области приходилось 3% всей валовой продукции сельского хозяйства в РСФСР и 10% в Поволжье. Так что это не сельчане плохо работают, а кое-кто другой.