Культура

"Человек-муравей". Заметки киномана

  • 10:20, 17 июля 2015

Большая часть отечественных зрителей, скорее всего, понятия не имеет, что Человек-муравей как персонаж комиксов – ровесник Человека-паука (они появились в комиксах с разницей в несколько месяцев в 1962-м), стоит у истоков "Мстителей" и, по одной из версий, приложил руку к Альтрону. А, впрочем, кого это интересует, тот прочитает. Остальным, как обычно, для просмотра всё это знать не обязательно, а может, даже вредно – с историями из комиксов сценаристы обращались, как хотели.

Хотя ни до какого "Превращения" Кафки дело, конечно, не дойдет. "Человек-муравей" сделан строго по классическому рецепту, набивающему всем оскомину с усердием Халка. Есть разведенный папаша (Пол Радд, "Бестолковые", "Люблю тебя, чувак", сериал "Друзья"), у него есть любимая дочка, которая живет с мамой. У мамы есть новый мужчина, весь такой демонстративно лучше предыдущего (и разлом Сан-Андреас неподалеку, хорошо хоть в сюжет не попал, а то было бы какое-то неприличное сходство). Это несложно, когда папика только что выпустили из тюрьмы (Такие герои – тоже не новаторство для Marvel, см. "Стражи Галактики"). Он отсидел своё за кражу и хочет завязать и зажить честной жизнью ради дочки. Но у него не получается, поэтому он решает развязать обратно, тоже ради дочки.

Только, когда он вламывается в огромный сейф в доме одного старикана (Майкл Дуглас, "Основной инстинкт", "Уолл-стрит", "Роковое влечение"), он находит странный костюм, а не кучу денег на алименты. А потом вообще выясняется, что старикан сам позволил спереть этот костюм – герой ему нужен для охраны его инновационных технологий полувековой давности методом… кражи технологий ученика. Конечно, не из вредности! (Что вы! Как можно!). Просто давным-давно старикан открыл некие субатомные частички и сделал из них растворчик, позволяющий изготавливать мальчиков-меньше-чем-с-пальчиков. Но поскольку злобные правящие круги интересовал только военный потенциал этого дела (про медицину, производство и другие отрасли никто даже не заикнулся), он свое открытие спрятал. (Конечно, он долго использовал его для работы человеком-муравьем на секретных заданиях, но, видимо, размер имеет значение, поэтому его заслуги никто не заметил).

Его ученик (Кори Столл, сериал "Карточный домик", "Полночь в Париже") обиделся, что наставник не поделился секретом, «переизобрел» растворчик, нашёл покупателей в соответствующих кругах и теперь сам захотел царствовать и всем владети.

Так что старикану нужен кто-нибудь помоложе, чтобы и спереть товар, простите, и спасти мир. Но, конечно, это будет не его взрослая умная, образованная и замечательно подготовленная дочь (Эванжелин Лили, трилогия "Хоббит", сериал "Остаться в живых"), которая в совершенстве умеет управлять костюмом, прилагающейся армией муравьев и дерётся, как эльфийка из "Хоббита". Нет, это будет посторонний мужичонка с друзьями-балбесами. Потому что у старикана с дочерью, конечно, тоже не судьба, а сплошное клише про погибшую маму и вытекающие проблемы, но он её на самом деле любит, а, значит, дуля ей, а не шанс проявить себя и стать "супергероиней". Вот ещё, давать родному ребенку женского пола такое же право распоряжаться своей судьбой, какое дал бы сыну! Не в этой киновселенной, детка!

Надо сказать, что кинематограф с удовольствием "минимизировал" персонажей задолго до фильма "Дорогая, я уменьшил детей". В научно-фантастических сериалах, вроде "Доктора Кто", этим развлекались еще в 60-х. А "Невероятные приключения исчезающего человека" вышли и того раньше. Муравьи в кино тоже частые гости – то в ужастик попадут, то в мультик. В итоге, в "Человеке-муравьев" нет ничего, что вы ещё не видели (ну, разве что всё это в 3D). Хотя необычная перспектива автоматически смотрится как свежий взгляд.

А так это очередной зрелищный "кино-фастфуд" со сценарием, который словно бы сделали смешиванием страниц, рандомно выдранных из десятка сценариев других блокбастеров и пары семейных комедий. Лишнее тому доказательство – что дело происходит в Сан-Франциско. Последние пару лет почему-то всё происходит в Сан-Франциско. Может, там какой-то новый центр киномира? Только в этом году его посетили уже упомянутый "Разлом Сан-Андреас", "Головоломка" и "Терминатор: Генезис", а на дворе только июль, а в списке – только кассовые фильмы.

И отношения отцов и дочерей прямо заполонили экран. Ладно всякие "Заложницы" и "Интерстеллары", но когда даже свежий "Терминатор" по сути про них… Словно и нет больше членов семьи.

Но если игнорировать такие важные вещи, от фильма вполне можно получить удовольствие. Режиссер Пейтон Рид ("Добейся успеха", "Развод по-американски", "К черту любовь!", "Всегда говори "Да") специализируется на комедиях, так что по тону "Человек-муравей" похож на "Стражей Галактики". Даже контекстная реклама у них с шутками. Всё достаточно бодро и захватывающе, несмотря на длиннющую экспозицию. Спецэффекты здесь не "Мстительного" масштаба, но вполне достойные и смотрятся уместно. Главный герой не Тони Старк, но хотя бы не раздражает. Актер, его играющий, тоже не Роберт Дауни- младший, но положенные эмоции честно пытается отыгрывать. Камео Сокола, друга капитана Америки, и, разумеется, Стена Ли имеются. Постоянные упоминания Щита, Гидры и прочей продукции Marvel/Disney тоже. Картину просто приятно смотреть, хотя она выветривается из памяти быстрее, чем незнакомый десятизначный номер.

В прошлом летнем сезоне "Человек-муравей" прошел бы на ура, но в этом уж больно много впечатляющих блокбастеров, и его "середнячковость" бросается в глаза. Но у него всё равно есть шансы понравиться поклонникам Marvel и любителям кино-аттракционов. Только если вы боитесь насекомых и, в частности, муравьев, фильм лучше пропустить. Они тут, может, и добрые, но буквально во весь экран.