Общество

Полис без нужды. Навязанные страховки можно будет вернуть в течение 14 дней

  • 12:50, 12 августа 2015

Под действие предлагаемой регулятором нормы подпадает, в частности, добровольное медстрахование (ДМС), страхование жизни, жилья, финансовых рисков гражданина, добровольное страхование ответственности автовладельцев (ДСАГО, не путать с каско) и проч. Согласно проекту указания ЦБ, если клиент отказывается от страховки до начала действия договора, то ему возвращают уплаченную премию полностью. Если же он решит отказаться от страховки в течение 14 рабочих дней с момента заключения договора, страховщик будет вправе удержать часть премии пропорционально прошедшему сроку. Отдельно оговаривается, что право на возврат премии возникает, только если страхование оформлено на срок свыше 30 дней и при отсутствии по договору страховых случаев. Предложенная новация не распространяется на добровольное медстрахование иностранцев, которые работают в России.

Сейчас по Гражданскому кодексу гражданин вправе отказаться от договора страхования в любое время, но при этом "страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное". Таким образом, возврат уплаченных за страховку средств зависит от условий страхования в конкретной компании.

Обязанность вернуть уплаченные средства у страховщиков сейчас по законодательству есть при отказе клиентов от страховки, оформленной при получении потребительского займа. Это стало возможно с июля 2014 г. в связи с вступлением в силу нового закона - "О потребительском кредите". Этим законом предусмотрен так называемый период охлаждения — право заемщика в течение 14 календарных дней с даты получения кредита досрочно вернуть всю сумму займа. В этом случае заемщик должен уплатить лишь проценты за фактический срок кредитования без каких-либо иных финансовых санкций со стороны кредитора. Страховка, оформленная в качестве обеспечения исполнения заемщиком обязательств по этому кредиту, прекращает действие, так как возможность наступления страхового случая отпала. Таким образом, гражданин может вернуть часть уплаченных за страховку средств.

Банки зачастую предлагают сниженные ставки по тем кредитам, при получении которых оформляется страховка, - но отказаться от страховки, сохранив выгодную ставку, не получится. Согласно закону "О потребкредите", если обязательным условием кредитного договора является наличие страховки, но заемщик в течение месяца не исполнит это условие (не купит или откажется от полиса), то кредитор вправе досрочно расторгнуть договор (и потребовать возврата займа) либо увеличить процентную ставку.

Теперь ЦБ расширяет практику применения этого периода охлаждения, сделать это регулятору предложила Федеральная антимонопольная служба. Это ведомство выявило факты навязывания отдельными страховщиками дополнительных страховых услуг, когда покупка того или иного полиса являлась условием заключения договора ОСАГО.

В связи с этим, как отметил аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко, гражданин должен иметь право отказаться от навязанной ему услуги, которая была заключена импульсно и во многом вынужденно, без соответствующей оценки ее необходимости. В то же время, признает эксперт, введение периода охлаждения повысит издержки страховых компаний, что может негативно отразиться на тарифах.

"Обеспокоенность Центробанка вполне понятна, - говорит зампредседателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. - Если услуга клиенту была навязана, то у него должно быть право от нее отказаться. Но ведь вполне возможны ситуации, в которых клиент по собственной воле сначала хочет приобрести полис добровольного страхования, а затем решает расторгнуть договор. Возможно, в таких случаях при расторжении договоров премия должна возвращаться не только пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, но и за вычетом расходов страховщика на ведение дел".

Об этом пишут "Известия"