Общество

ГИБДД планирует внедрить новый тест на алкогольное опьянение водителей. И применять без протоколов и понятых

  • 16:32, 30 ноября 2015

В ГИБДД предлагают разрешить инспекторам ДПС проводить экспресс-тесты на алкогольное опьянение водителей, не только в ходе профилактических рейдов, но и при обычных проверках на дорогах.Такие полномочия, по мнению ведомства, приведут к сокращению времени на определение трезвости автомобилиста и позволят проверять большее число водителей. Соответствующий проект поправок был размещен на портале regulation.gov.ru.

Сейчас инспектор ДПС может оценивать трезвость водителя по таким признакам, как нарушения речи и координации, а также наличие перегара. В ГИБДД предлагают дополнить этот перечень "Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством" еще одним признаком — "показания технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе". Положительные показания прибора будут являться достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения и, как следствие, поводом для проведения уже обычного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

При таком первичном тесте количественный показатель паров алкоголя выявляться не будет – прибор просто покажет с помощью индикатора, есть ли эти пары в выдыхаемом водителем воздухе или нет.

Соответственно, такая проверка будет проводиться без составления протоколов, без понятых и фиксации процесса на видеокамеру.

"Технические средства индикации позволят выявлять водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, в случаях не очевидного наличия у них признаков опьянения", — отмечают авторы законопроекта.

Также в ГИБДД полагают, что это позволит исключить субъективный подход полицейских в оценке состояния водителей и снизить число конфликтных ситуаций между инспекторами и водителями.

Ранее, на стадии разработки этого законопроекта, представитель ГУОБДД Александр Быков пояснял, что на практике инспектору бывает сложно визуально правильно оценить состояние водителя. "Инспектор— не врач, поэтому в медицинских признаках, например в причинах покраснения лица, ему сложно разобраться", — отмечал он.

Наконец, новые полномочия позволят проверять больше водителей на наличие у них признаков состояния опьянения не только в ходе спецмероприятий, но и в ежедневном режиме.

Водитель сможет отказаться от проведения экспресс-теста – никаких санкций за это не предусмотрено. Однако не исключено, что нежелания подуть в алкотестер инспектора заподозрит и решить провести полноценное медосвидетельствование водителя.

В ГИБДД подсчитали, что при средней стоимости прибора, которая по данным ведомства составляет 7 тыс. рублей, оснащение всех патрульных автомобилей ДПС (24 тыс. машин) обойдется государственному бюджету в 168 млн рублей.

Эксперты поясняют, что те устройства, которыми гаишники пользуются сейчас, вполне можно использовать и для первичного теста. "Сегодня у инспекторов есть профессиональное оборудование, которое можно использовать и в режиме, о котором речь идет в постановлении, — рассказал "Газете.Ru" методист компании "Алкотектор" Татьяна Киппер. – Такие устройства хороши для первичных проверок, например, тем, что вносят результаты тестирования в память. Если инспектор отпустил водителя, то потом можно проверить, что ему показал прибор".

Собеседница отмечает, что за указанную в документе сумму – 7 тыс. рублей – ГИБДД едва ли сможет приобрести сигнализаторы паров этанола, входящие в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

"Скорее всего, за эти деньги можно купить лишь алкотестер, который ни кем не проверялся на предмет того, что именно он выявляет и с какой погрешностью, — говорит Киппер. — Такие устройства могут допускать большое количество как ложноположительных, так и ложноотрицательных показаний".

Критике предложение ГИБДД подвергает и замглавы Общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин, по мнению которого принятие поправок приведет к узакониванию коррупционного механизма непривлечения пьяных водителей к ответственности.

"Сегодня у большинства гаишников в кармане и так лежит левый китайский алкотестер, — рассказал "Газете.Ru" Травин. — Работают инспекторы так: останавливают водителя и предлагают дунуть именно в этот прибор. Умные автомобилисты, конечно, просят достать нормальный алкотестер, привести двух понятых, и выдать им распечатку результатов проверки. Но гаишники несогласных водителей начинают пугать тем, что если официальный прибор покажет наличие алкоголя, то данные будут занесены в память, и решить вопрос в обход закона уже не выйдет. Многие пугаются: а вдруг после вчерашней бутылки пива что-то осталось и соглашаются подуть в "левый" алкотестер, который, конечно же, покажет опьянение водителя. Ежедневно на дорогах происходят тысячи таких случаев. Получается, что ГИБДД этот преступный механизм предлагает узаконить".