Культура

"Про любовь". Заметки киномана

  • 10:08, 11 декабря 2015

Причем, рассчитано оно на самую широкую аудиторию. Хотя "рассчитано" – это, пожалуй, не то слово. Фильм создает ощущение чего-то легкого, веселого, энергичного и спонтанного. Да и режиссер в интервью говорила, что съемки закончили всего за 25 дней, и не было времени на подробные планы и долгие размышления.

В результате получилось несколько новелл, условно объединенных лекцией про любовь, которую читает Рената Литвинова ("Богиня: Как я полюбила", "Настройщик"). В первой новелле речь о паре косплееров – ребят, которые одеваются в костюмы и вживаются в образы героев японских мультиков (простите, фанаты аниме!). У них проблемы, потому что они (одна из них – Мария Шалаева, "Русалка", "Мамы") с трудом воспринимают друг друга в реальной жизни.

Про Любовь - Трейлер

Во второй - герой Владимира Машкова ("Олигарх", "Вор", "Статский советник") в роли наглого большого начальника домогается до молоденькой секретарши (которая выглядит как Юлии Снегирь, сериал "Великая", "Страна ОЗ"). А у неё есть молодой человек, но он больше увлечен "Танками онлайн", чем ей. В третьей - японка, обожающая русскую культуру, приезжает в столицу, чтобы найти себе экзотически сексуального русского мужа. Потому что русская культура – всякие Достоевские, Тарковские и Высоцкие – её очень заводят. В четвертой -  герой Евгения Цыганова ("Питер FM", "Битва за Севастополь", сериал "Оттепель") разыгрывает с двумя партнершами (одна из них Александра Бортич, "Духless 2", "Неуловимые") привет Вуди Аллену и "Вики Кристине Барселоне". Он свободный художник, который любит рисовать красивых женщин. А для вдохновения он с ними спит. И завершает это Рената Литвинова с Михаилом Ефремовым в смешной до абсурдности истории.

Это кино – лучшее из отечественных "добрых новогодних" в текущем сезоне (новогодних не по сюжету, а скорее по дате выхода). Оно игривое и очень забавное на первый взгляд, и с содержанием и мыслью на второй. Истории связаны органично, местами изящно и напоминают лучшие образцы фрагментарных романтических комедий, вроде "Реальной любви". Особенно интересно смотрится монтаж, сдобренный массой пока ещё свежо выглядящих поясняющих титров, скриншотов инстаграма, смс-сок и прочих привычных примет современности.

[%gallery]

Фильм может похвастаться толпой отечественных "звезд", которые говорят по-человечески и играют от души, красивой и не "вылизанной" Москвой, интересным саундтреком, вписанным прямо в повествование. И всё это такое вроде бы молодежное и "хипстерское", но без фальши. За счет хорошего ритма и действительно отличной режиссуры кино просто летит, как на крыльях любви, если хотите страшно банальную метафору.

Но есть масса "но". Саму идею объединенных новелл в последнее время слишком затерли. Японец и японка из одного города, которые встретились только в Москве, – это, может, и случается, но уж слишком банально как сюжетный ход. И, наконец, сама лекция о любви, объединяющая истории, пугает количеством клише и культурных мифов, которые засоряют людям голову. В ней чудовищным образом сочетаются данные о вырабатываемых при влюбленности гормонах и не подтвержденные никакими достоверными данными и абсолютно антинаучные высказывания вроде "если ты один, ты не целый" и "поиск любви – это смысл жизни человека".

Со всей своей атрибутикой современности через десяток лет кино будет смотреться как своеобразная киноэнциклопедия русской жизни середины 2010-х. И если приглядеться, это энциклопедия неполная.

Кадры из фильма Про любовь режиссера Анны Меликян

Здесь какие-то совершенно ужасные женщины – взбалмошные, капризные, истеричные, со склонностью к саморазрушению и просто неадекватные. Плюс пара расчетливых дурочек. И над всем этим Рената Литвинова, человек-образ, про которую никогда не знаешь, она серьезно или играет. И это от режиссера-женщины.

Мужчины тоже, конечно, вышли неприятные – либо циники и негодяи, как герой Машкова, либо тряпковатые, либо запутавшиеся, либо вообще какие-то скользкие типы. В общем, всем досталось. И это не назовешь настоящим принятием человечества во всем его разнообразии, потому что нормальных людей, которые не состоят в странных дисфункциональных отношениях, в ней нет. Или это режиссер хотел показать, что влюбленные – это такие особые сумасшедшие? Тогда надо было называть кино "Про влюбленность", а не "про любовь", потому что это разные вещи. А в фильме между ними не поставлено четких границ.

Но если вас не беспокоят вредоносные мифы про любовь, а в выборе героев вы готовы увидеть затаившуюся печаль-тоску режиссера на тему современного общества, на него смело можно идти. Особенно, если вы любите романтические комедии. Это не фестивальный "Левиафан", новая работа Анны Меликян более чем"смотрибельна", и её правда хочется смотреть. Хотя можно задуматься, что это значит, когда это – лучшее из сделанного за уходящий год не странными людьми, которые делают ширпотреб вроде "Ёлок 3" на деньги Фонда кино, а теми, кто считают кино искусством.

Но всё равно было бы здорово, если бы "Про любовь" собрал приличную кассу вопреки всему. Он этого заслуживает не меньше "Звездных войн".