Культура

Киноитоги 2015 года. Заметки киномана

  • 09:42, 31 декабря 2015

Официально об этом никто не объявлял, так что, наверное, это коварный заговор: 2015-й получился настоящим годом шпионов в кино. Сначала в феврале вышел "Kingsman; секретная служба" с Колином Фертом, собрал впечатляющую кассу и нашел своего зрителя, хотя стартовал в один день с "50 оттенками серого", за что надо давать отдельную награду.

Потом был комедийный "Шпион" с Мелиссой МакКарти и Джудом Лоу. "Миссия невыполнима: Племя изгоев" подарила миру не только очередную порцию самостоятельно выполненных трюков от Тома Круза, которые не стоит пытаться повторить дома и в самолете, но и Ребекку Фергюсон, которая ролью его спутницы украла всё шоу.

Ещё одна девушка, которая теоретически могла бы украсть шоу у импозантных шпионов из "Агентов А.Н.К.Л.", вышедших следом за "Миссией", но сдержалась, – это Алисия Викандер. Она появилась в одном из самых обсуждаемых независимых фильмов этого года – "Из машины", а также может получить номинацию на "Оскар" за "Девушку из Дании", которая вызовет массу негодования у отечественных блюстителей морали.

Другой потенциальный участник оскаровской гонки – "Шпионский мост" Стивена Спилберга с Томом Хэнксом, который сейчас идет в кино. А апофеозом разгула шпионов на экране, разумеется, стал очередной выпуск сериала про агента 007 – "Спектр". Вместе с невыполнимой миссией "Бонд, Джеймс Бонд" попал в десятку самых кассовых фильмов 2015 – $850 млн. у него и $682 у Тома Круза.

Кадр из фильма "Спектр"

Этот год вообще оказался богат на "миллиардники" по сравнению с прошлым. Первым заветное количество нулей после 1 собрал "Форсаж 7", в котором Вин Дизель и команда прощались с погибшим Полом Уокером, чем выдавили скупую мужскую слезу даже из самых суровых зрителей. А студия "Universal", наверняка, рыдала от счастья – она набрала миллиард первой из известных студий, и для них это было только начало.

Следующим много денег получил "Дисней", который теперь стоит за студией "Марвел". Их "Мстители: Эра Альтрона" собрала $1 405 млн., и на этом режиссер Джос Уидон прекратил работу над этой франшизой и о новых проектах пока не объявлял. Так вот талантливого человека может выжать "Марвел".

Другой марвеловский проект в этом году – "Человек-муравей" про нового супергероя, который доказывает, что размер не имеет значения. Он тоже показал себя очень и очень достойно, хотя со "скромными" $518 млн. в десятку тяжеловесов не попал. Ну и хорошо, а то могли же и задавить нечаянно.

"Мир Юрского периода"

Главный (пока) тяжеловес-2015, которого, правда, скоро затмят всё те же "Звездные войны №7", был о настоящих тяжеловесах. Хорошо, о генетически модифицированных. "Мир Юрского периода" и его обитатели заработали в прокате 1 млрд. 669 млн. долларов и произвели перестановки в тройке самых кассовых фильмов всех времен и народов без пересчета на инфляцию — он третий и первый, который снял не Джеймс Кэмерон. Для студии "Universal" это второй триумф за год ("Дисней", впрочем, может с ними посоревноваться в этом плане — у них впервые в истории студии сборы больше $5 млрд.), а Колину Тревороу, которого до этого никто не зал, они принесли режиссерское кресло девятого эпизода (вы сейчас, наверное, будете смеяться, но опять-таки) "Звездных войн".

Четвертая картина, которая собрала в 2015-м больше миллиарда — это анимационные "Миньоны" с $1 157 млн. Они доказали теорию, которая, на самом деле, аксиома, что на бездумном и бессмысленном развлечении можно делать огромные деньги, и чуть было не подвинули в меру выдающееся "Холодное сердце" в списке самых кассовых мультфильмов всех времен.

Зато в этом году вышел один по-настоящему выдающийся мультфильм – "Головоломка" студии "Pixar". Изображая то, как работает человеческая психика, к чему и серьезное кино подступается с опаской, она выделяется даже среди фильмографии этой замечательной студии. При этом он популярен не только у высоколобых интеллектуалов, что доказывает $851 млн. мировых сборов.

Трейлер мультфильма "Головоломка"

А "Дисней" в это же время дошел до покадровой пересъемки своих старых мультиков – "Золушка" Кеннета Браны не только дарит девочкам чудовищно губительную модель поведения, но и хорошо прошла в прокате!

Ещё одну губительную модель отношений продемонстрировали скандальные "50 оттенков серого". На самом деле, они содержали в себе мало скандального по киномеркам, смотрелись даже интересно и могли бы стать отличным триллером про маньяка, если бы авторы не думали, что это про любовь. С $570 млн. они на 11-м месте.

Несколько более интересные примеры для подражания в этом году можно было наблюдать в подростковых франшизах: вышли "Дивергент. Часть 2 Инсургент", "Бегущий в лабиринте: Испытание огнем" и — самое главное — финальная часть "Голодных игр". Сойка-пересмешница в итоге оказалась на 9-м месте в рейтинге бокс-офиса.

Из тех, в чьей ситуации вам не хотелось бы оказаться, но при этом вас восхищает их поведение, – "Марсианин". Он закрепил за Мэттом Деймоном амплуа потерянного в космосе, триумфально вернул Ридли Скотта в приличное кино и с $593 млн. замыкает десятку самых кассовых фильмов года.

Фото in-space.ru

Одним из кино-событий года стал "Безумный Макс: дорога ярости". Многие неакадемичные организации, раздающие награды, и именитые персоны, вроде Квентина Тарантино, уже назвали его лучшим фильмом 2015-го. А режиссер Джордж Миллер продемонстрировал, что и в 70 лет можно снимать кино, на фоне которого любой компьютерный экшн бледнеет.

Тем временем провалов в 2015 тоже хватило: "Земля будущего", "Терминатор: Генезис", "Фантастическая четверка", "Стив Джобс" (который у нас ещё не стартовал, но в Штатах уже провалился), "Возвращение Юпитер", "Виктор Франкенштейн", "Робот по имени Чаппи" и "Пиксели" не собрали столько, сколько хотели получить их создатели. Но с провалами важно помнить, что они определяются в основном по успехам в США. Так что некоторые из перечисленных картин в мировом прокате выдали цифры, которые никак нельзя назвать провалом. У "Терминатора", например, в итоге накапало аж $440 млн!

Отечественное кино, тем временем, продолжает вызывать печаль и уныние. В начале года у нас случился скандал с "Левиафаном", который некоторые соотечественники приняли близко к сердцу. А потом был скандал про "Номер 44", который не выпустили в наш прокат, потому что у некоторых трудности с чувством юмора и распознаванием развесистой клюквы. А потом у нас ещё и запретили "Любовь" Гаспара Ноэ. Чем после этого могут удивить антиутопии?

Кадр из фильма "Левиафан"

Некоторую надежду вселили "Дурак" Юрия Быкова и прочие фестивальные новинки, но считать, что из-за них отечественное кино вдруг кардинально станет лучше, разумеется, не стоит. Слишком уж узкий у них прокат.

Зато в кинотеатрах по понятным причинам показывали много картин о Великой Отечественной войне. Лучшей из них была до боли неправильно названная "Битва за Севастополь", а самой обсуждаемой — абсолютно бесполезная новая версия "А зори здесь тихие...".

На фоне безликих проходных комедий, вроде "Женщины против мужчин" или "Одной левой" хорошо смотрелся "Призрак" с Федором Бондарчуком.

А ещё в стране, которая переживает кризис, умудрились сделать аж две картины, вошедшие в 10 самых дорогих проектов российского кино (угадайте, кто частично оплачивает банкет). Это анимационный "Савва. Сердце воина" ($33 млн, сборы $2,9 млн, прокат продолжается) и "Он дракон" (2015, бюджет $20 млн., сборы $1,6, прокат продолжается). Шансов окупиться у них нет (а прошлогодний "Вий" окупился!), потому что мир не стоит на месте и постоянно выпускает на экраны много всего (более) качественного и интересного. Если не хотите отчаиваться, переходите на отечественные сериалы. Они, говорят, стали лучше. Что, в целом, вполне соответствует мировым тенденциям, кстати.

До встречи в кино в Новом году!