Культура

"Джой". Заметки киномана

  • 10:31, 22 января 2016

Дэвид О. Рассел – один из тех нечасто встречающихся режиссеров-сценаристов, которые умеют делать трагикомедию. Она у него, похоже, получается сама собой и везде. Вот и тут, по идее, байопик и история успеха, но рассказано это с такой знакомой смотревшим "Мой парень – псих" интонацией, что это можно назвать биографической трагикомедией. (Пессимисты могут сказать, что это очень уместный выбор для фильма о человеческой жизни)

Как бы то ни было, у Дженнифер Лоуренс этот жанр со всеми его оттенками и нюансами получается здорово. Её очередная сильная женщина – уже не выдуманная Китнисс Эвердин, а вполне себе реальная американка Джой Мангано, разведенная мать троих детей. С ней в доме живет её мать, которая никуда не выходит из своей комнаты и только смотрит мыльные оперы по телевизору, и бабушка, которая одна в неё верит. В подвале дома расквартированы её бывший муж и отец (Роберт Де Ниро, "Таксист", "Стажер", "Мой парень – псих"), которого бросила очередная жена. И это сумасшедшее семейство может дать фору персонажам фильма "Мой парень – псих".

Фото gotofilms.ru

Посреди всего этого Джой с детства что-то изобретает, но зарабатывать на жизнь ей приходится другими способами. Пока однажды после весьма красноречивого сна, для расшифровки которого не надо было быть Фрейдом или Юнгом, она решает, что всё, хватит тратить время зря. И изобретает самоотжимающуюся швабру.

Но изобрести — это только начало. Затем нужно организовать производство этих швабр, а потом их нужно реализовать. А родственники не станут адекватными только оттого, что у вас совместный бизнес. И неизвестно, какая драма сильнее – экономическая или семейная.

Это не самый яркий, масштабный и динамичный фильм Дэвида О. Рассела. Он одновременно похож и не похож на его предыдущие работы. С "Моим парнем" их объединяют герои, а с "Аферой по-американски" – то, что действие происходит в определенный исторический период, и костюмы и атмосфера (в данном случае, ранних 90-х) тут воссозданы с любовью и вниманием. Но жанровый разброс при этом вызывает восхищение смелостью режиссера-сценариста.

Конечно, это не дословная биография. И если вы внезапно решите "погуглить" настоящую Джой Мангано, у вас запросто может сложиться впечатление, что Лоуренс сыграла нечто большее, чем просто одну конкретную женщину. (Что, в общем-то, некоторые рекомендуют делать хорошим актерам). У неё получилась такая современная Золушка на пути от уборки за родственниками к благосостоянию. Только принца у неё нет, и она его никаким образом не ищет на протяжении всех 124 минут. В фильме вообще нет романтической линии. Джой гораздо больше интересует самореализация и судьба её изобретений. И хотя с ними тоже всё непросто, она обходится без феи и сама борется за свою мечту.

Фото delfilm.ru

А поскольку история эта вполне реальная, можно даже узнать, как выглядит "долго и счастливо" – реальная Джой жива, здорова, по-прежнему продает свои изобретения и раздает американским изданиям интервью о том, как она себя чувствует после того, как про неё сделали кино.

Такая героиня, которая, как говорят любители "кальки" с английского, сама себя сделала, вполне себе встречается в реальной жизни, но для кино она не менее революционна, чем Китнисс Эвердин в своих "Голодных играх".

Многие, конечно, будут иронизировать, что изобрела женщина всего-навсего швабру. Словно это достижение не достойно того, чтобы о нем снимали кино. Но, во-первых, если что-то кажется простым, это не значит, что оно действительно просто. И некоторые мелкие бытовые изобретения делают вашу жизнь лучше и проще в большей степени, чем навороченный смартфон. Во-вторых, если вы думаете, что так легко изобрести что-то, а потом наладить его производство и продать, почему бы вам не попробовать! В-третьих, обыкновенные люди заслуживают того, чтобы о них делали кино. Они тоже по-своему супергерои не хуже железных человеков – они борются с реальными препятствиями, а не с плохо прописанными злодеями с примитивной мотивацией. И, наконец, пренебрежительное отношение к таким предметам показывает неуважение к важному и тяжелому труду. Женскому труду. И обесценивание этого попахивает сексизмом, который, к сожалению, демонстрируют как мужчины, так и женщины, которые не привыкли уважать себя и свой труд.

Трейлер фильма "Джой"

Поэтому выход фильма про женщину-изобретательницу, причем, чего-то такого привычного и непритязательного, — это замечательно. Было бы здорово, если бы это превратилось в тенденцию – кино, где обычные женщины делают много разных вещей, а не только служат чьим-то романтическим интересом.

Из недостатков у фильма — как раз вот этот самый посыл, намерение вдохновить. Это сделано как-то слишком в лоб. Ещё режиссер словно несколько раз менял своё решение относительно того, что он снимает. Начало у него — комедия про семейку, потом — история успеха, а под конец – экономическое мошенничество и как с ним бороться.

Причины этого кроются, наверное, в индивидуальном стиле режиссера. Стандартный мотивационный байопик ему не позволяет сделать свое видение мира. А оно у него точно есть. В нем присутствуют дисфункциональные семьи, где все усложняют друг другу жизнь, но при этом клянутся, что любят друг друга и ничего такого не хотели. Его герои ведут себя нелогично, капризно, взбалмошно и слегка по-сумасшедшему, но при этом похожи на живых людей. Особенно диалогами с массой повторений, где собеседники словно бы не слышат друг друга, и каждый интересуется только тем, что он сам хочет сказать.

Даже такие нередкие в кино приемы, вроде снов главной героини, Дэвид О. Рассел превращает во что-то необычное, разбавив их пародиями на мыльные оперы, которые герои смотрят по телевизору. Это словно фильм в фильме, ну, или точнее, сериал в фильме. Но они же усложняют и без того многочисленные сюжетные линии и неровный ритм.

Объединяет этот творческий беспорядок героиня Лоуренс. Особенно здорово, что она при этом не превращается в живой символ сильной женщины, этакую родину мать (или Китнисс Эвердин). Её героиня живая, и именно ради неё это кино стоит смотреть.