Всех автовладельцев к 1 июля 2016 года обяжут поменять действующие полисы ОСАГО на новые. В борьбе с мошенниками страховщики намерены серьезно усилить защиту бланков. Получать новый полис придется, даже если срок действия старого еще не истек. Громкое решение в четверг озвучил Российский союз автостраховщиков (РСА).
По данным РСА, в России реализуется порядка 1 млн поддельных полисов ОСАГО в год при общем объеме 42 млн полисов.
, — пояснил суть инициативы глава РСА Игорь Юргенс.
В пресс-службе союза "Газете.Ru" пояснили, что названная дата массовой замены полисов ОСАГО еще не точная и переход на новые бланки может произойти позже.
"Даты могут быть скорректированы, но не сильно, — рассказали в РСА. — Мы уже сейчас анонсировали дату, чтобы четко обозначить, что это точно произойдет".
В РСА также отметили, что новые бланки позволят свести на нет появление поддельных полисов в течение трех лет.
Как будет организован процесс обмена полисов и что грозит тем, кто не успеет сделать это в срок, страховщики пока не уточняют.
Представители союза уверяют, что водителям не придется нести дополнительные расходы — издержки массового обмена полисов лягут на плечи страховых компаний.
По предварительным данным, для компании цена бланков вырастет на 6–15%. Окончательного решения на этот счет пока нет.
, — заявил в четверг исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Вице-президент "Ингосстраха" Илья Соломатин отмечает, что возможность скопления очередей в офисах страховщиков — главный вопрос, над которым идет активная работа. "Безусловно, мы постараемся купировать традиционный русский авось, — говорит Соломатин "Газете.Ru". — Есть несколько вариантов, как избежать коллапса при замене полисов, и они прорабатываются сейчас".
Собеседник отмечает, что в 2015 году был зафиксирован резкий рост количества поддельных полисов ОСАГО. "Поэтому и было принято решение оперативно ввести в обращение новые бланки полисов. Это решение всецело поддержали госорганы, в том числе и ГИБДД", — говорит он.
Координатор "Синих ведерок" Петр Шкуматов раскритиковал инициативу РСА — он считает, что она ударит в первую очередь по законопослушным автовладельцам. "Сейчас продажа полисов и так на пределе, бланков хватает впритык, — рассказал "Газете.Ru" Шкуматов. — Недавно, перед тем как были повышены тарифы на ОСАГО, в офисах страховщиков были огромные очереди из желающих успеть приобрести страховку по старым ценам. Понятное дело, полисов не хватало. Еще хуже будет в случае единовременной замены старых бланков на новые. Уверен, что многие водители просто не захотят стоять в очередях и продолжат ездить со старыми бланками".
По словам активиста, отказать в выплате страховки в случае ДТП страховщик все равно не сможет, поскольку сам договор страхования по сути никак не связан с бланком.
В результате возникнет обратный эффект: автовладельцев, оказавшихся, так сказать, в серой зоне, станет еще больше. Важно отметить и то, что сначала страховщики добились необоснованного повышения тарифов на ОСАГО, а теперь жалуются на рост числа автовладельцев, которые ездят с поддельными полисами. Это же очевидно, что спонсировать аппетиты страховых компаний одни водители не хотят, а другие — не могут
»
, — говорит Шкуматов.
Кроме того, собеседник сомневается, что у РСА есть полномочия принимать решения о переходе на новые бланки ОСАГО. "На мой взгляд, такого права у них нет — это может происходить только по указанию регулятора, то есть Центробанка", — отмечает Шкуматов.
Помимо введения новых бланков страховщики намерены принять еще ряд мер по пресечению распространения подделок. В частности, будет усилен контроль за источниками распространения фальшивых полисов.
В РСА заявляют, что работа в этом направлении ведется уже несколько месяцев, за которые снято с делегирования 41 доменное имя; заблокированы 19 хостинг-аккаунтов, 104 аккаунта и 73 группы в соцсетях; устранены нарушения на 11 ресурсах; удалены 192 публикации на форумах и досках объявлений.
Не исключено, что для автовладельцев, которые решили сэкономить в кризис и вообще не приобретать ОСАГО, могут ввести более высокий штраф.
"В настоящее время обсуждается законодательная инициатива по повышению размера штрафа за управление транспортным средством без полиса, — заявил Игорь Юргенс. — Особенно актуально такое решение в связи с тем, что с 1 января 2016 года начал действовать порядок 50-процентного дисконтирования штрафа при уплате в течение 20 дней. Такая мера частично служит мотиватором к использованию подделок, поэтому важен дополнительный экономический рычаг в виде повышенного штрафа для тех, кто ездит без полиса или использует фальшивый бланк".
Уже в ближайшее время контроль за наличием легального полиса может быть доверен камерам фотофиксации. В рамках пилотного проекта наличие страховки будут проверять у водителей, пойманных за превышение скорости, проезд на красный свет, выезд на выделенную полосу.