Культура

"Разрушение". Заметки киномана

  • 10:55, 1 июля 2016

Строго говоря, лето для фильмов подобного жанра слегка не сезон. Особенно для тех, чья премьера состоялась на фестивале в Торонто аж прошлой осенью. Но время выхода в данном случае никак не связано с качеством. Основной гарант этого самого качества — один из самых интересных актеров своего поколения, который еще не снимается в фильмах Marvel, — Джейк Джилленхол ("Принц Персии: Пески времени", "Послезавтра", "Эверест", "Стрингер").

Он играет стандартного молодого мужчину среднего класса, который работает в стандартной инвестиционной фирме, живет стандартной жизнью в стандартном стильном доме со стандартной женой, и все у него идет... даже не по плану, а именно стандартно. Пока в один ужасный день они с женой не попадают в автокатастрофу. На нем ни царапины, а вот жена умирает.

И все его стандартные настройки сбиваются. Он не горюет "как положено", никаких рыданий, запоев и прочих бурных проявлений эмоций. Он словно окаменел. И принялся разбирать на части все, что под руку попадется: кофеварки, лампы, холодильники... Это не тупо разрушение, а попытка добраться до сути таким странным способом. Просто у человека горе не по сценарию. Но это только на поверхности. Зритель видит, что творится у него на душе.

Например, когда он строчит четырехстраничные жалобы из-за неисправного автомата с шоколадками на поминках по собственной жене. Разумеется, проблема не в шоколадках. Герою нужно высказаться и установить какую-то связь с людьми. А окружающие к этому не располагают.

К счастью, он встречает не менее странную героиню Наоми Уоттс ("Бёрдмэн", "Малхолланд Драйв", "Разрисованная вуаль"). И нет, эта сюжетная линия не пойдет так, как вы от нее ожидаете. У него завязывается очень интересная дружба с ее сыном. Эта парочка плавно превращает драму в трагикомедию.

А невысказанные эмоции героя выливаются в одержимость — он начинает разрушать свою жизнь в прямом и переносном смыслах. Иногда, знаете ли, чтобы собрать камни, нужно их сначала разбросать.

Предыдущие фильмы режиссера Жана-Марка Валле — "Дикая" с Риз Уизерспун и "Далласский клуб покупателей" с Мэттью МакКонахи. Оба они держатся на исполнителе главной роли (и принесли этим исполнителям номинацию на ту самую статуэтку соответственно). Вот и здесь самое интересное — не мысль и не сцены, где герой крушит свой дом молотом, а потом бульдозером. (Хотя такое мало кого оставит равнодушным(ой)). Интереснее всего лицо Джейка Джилленхола. Оно одновременно не выражает ничего и потрясающе передает опустошение и горе.

Кстати, фильм снимали в хронологическом порядке. Так что трансформация героя из условно успешного человека в полусумасшедшего, а потом в кого-то обновленного происходит прямо у вас на глазах.

Кроме него, здесь есть замечательная актерская работа Криса Купера в роли тестя. А сын героини Наоми Уоттс — просто находка. Но вот о самой ее героине понятно мало, а покойная жена и вовсе никакая. В этом вроде бы есть сюжетный смысл, но тем не менее. Очень порадовало, что сценаристы избежали романтических клише и "исцелений любовью", но несколько сентиментального финала избежать не удалось. Как и пары тонн прозрачных метафор. И на фоне шикарного актера в главной роли они смотрятся пошловато. Как претензия на глубокую мысль, а не собственно глубокая мысль. Глубина тут, впрочем, ограничивается идеей "Все переживают утрату по-разному, главное — ее вообще пережить".

Но как здорово у Джилленхола получается сделать понятным персонажа, который мало кого порадовал бы своим поведением в реальной жизни!

Это плавная и довольно неспешная картина. Если вы попадете в ритм и вас затянет в мир героя, все в порядке. Если нет, то велик шанс, что она покажется вам скучной и почти банальной. Тем не менее, любителям взрослого независимого кино и Джейка Джилленхола, стоит на это посмотреть.