Экономика

Бизнес "ноу криминалити". В "гаражной экономике" задействованы 40 млн человек

  • 13:14, 15 июля 2016

Эти люди нигде не устроены, не получают пенсии и пособия по безработице. Они есть в каждом российском городе, в том числе, и в Москве. Их в стране примерно 40 миллионов человек, почти треть населения страны, около половины экономически активных граждан. Эти люди совсем не бедствуют. Они — представители так называемой "гаражной экономики".

В гаражах делают все. Ремонтируют машины, производят мебель, шьют одежду, жарят шашлыки, стригут волосы, размещают туристов. И в основном, как сказал бы один российский министр, — "ноу криминалити". Это бизнес. Только серый, без налогов. О нем знают все жители. О нем знают региональные власти, силовики. О нем знают социологи. И только федералы до последнего времени то ли не знали, то ли не обращали внимания.

При дефицитном бюджете ситуация меняется. В мае на экономсовете президенту о них рассказывал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Сейчас, как сообщил Bloomberg, на закрытой части нового Совета по стратегическому развитию Владимир Путин попросил решить вопрос, чтобы "гаражники вышли из тени". Экономист Сергей Хестанов сомневается в успехе. Традиции гаражного бизнеса пустили корни еще при СССР, это все те же цеховики.

Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер":

«Целые категории граждан традиционно работали в теневом секторе, правда, в советские времена, одновременно формально числясь где-либо в секторе официально. До сих пор налоговой службе не удавалось добиться больших успехов, и вряд ли эти большие успехи будут в ближайшем будущем. Однако, чем сложнее ситуация с государственным бюджетом, тем больше, интенсивнее, более умело будет действовать налоговая инспекция»

.

До последнего времени серые бизнесмены и кризиса-то не замечали. Почувствовали его лишь недавно, когда ощутимо сократились расходы их клиентов, то есть бюджетников. Впрочем, в регионах развит натуральный обмен. К примеру, я тебе мебель — ты мне отремонтированную машину. А если клиент занимает высокий пост, то товар ему можно подарить в качестве уважения, чтобы в случае чего заручиться поддержкой. Региональные власти обычно не трогают гаражные кооперативы.

В отличие от обычного бизнеса, гаражный не имеет цели повысить капитализацию. Это средство выживания. В противном случае, могут быть проблемы. Рассказывает руководитель проекта "Гаражная экономика" Фонда поддержки социальных исследований "Хамовники" Сергей Филеев.

«Если гаражник, условно, стал получать, к примеру, больше миллиона рублей в месяц, то его начинают гнобить, чтобы он не выбивался из общего ряда. Гаражной деятельностью, по большому счету, можно зарабатывать определенный уровень доходов, необходимый для выживания. Все, что ты получаешь сверху — ну, к тебе придут, в общем, так можно сказать. Один гаражник сказал, что, начиная зарабатывать большие деньги, ты либо должен идти в депутаты, либо депутаты придут к тебе»

.

Гаражная экономика не имеет отношения к экономике официальной. Эти бизнесмены не слишком задумываются о росте ВВП, курсе доллара, инфляции и последнем прогнозе Минэкономразвития. Им не нужна реклама — услуги и товары продаются с помощью сарафанного радио, по рекомендации. Интересно, что в этом инвестклимате практически нет конкуренции. Сотни гаражей в одном кооперативе мирно сосуществуют друг с другом, потому что у каждого сложилась своя, проверенная клиентура. Некоторые, правда, выходят из тени, регистрируют ИП, ООО. Участвуют в госзакупках и даже, как рассказывают исследователи, официально ремонтируют машины силовиков.

И все они дружат с местными властями, у них тоже есть социальная ответственность бизнеса, они помогают ремонтировать дороги и благоустраивать территории. Цеховики нового поколения живут по принципу «вы нам не мешаете, мы вам тоже».

Что будет, если начнут давить, сейчас не может предсказать никто.