Эти люди нигде не устроены, не получают пенсии и пособия по безработице. Они есть в каждом российском городе, в том числе, и в Москве. Их в стране примерно 40 миллионов человек, почти треть населения страны, около половины экономически активных граждан. Эти люди совсем не бедствуют. Они — представители так называемой "гаражной экономики".
В гаражах делают все. Ремонтируют машины, производят мебель, шьют одежду, жарят шашлыки, стригут волосы, размещают туристов. И в основном, как сказал бы один российский министр, — "ноу криминалити". Это бизнес. Только серый, без налогов. О нем знают все жители. О нем знают региональные власти, силовики. О нем знают социологи. И только федералы до последнего времени то ли не знали, то ли не обращали внимания.
При дефицитном бюджете ситуация меняется. В мае на экономсовете президенту о них рассказывал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Сейчас, как сообщил Bloomberg, на закрытой части нового Совета по стратегическому развитию Владимир Путин попросил решить вопрос, чтобы "гаражники вышли из тени". Экономист Сергей Хестанов сомневается в успехе. Традиции гаражного бизнеса пустили корни еще при СССР, это все те же цеховики.
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер":
.
До последнего времени серые бизнесмены и кризиса-то не замечали. Почувствовали его лишь недавно, когда ощутимо сократились расходы их клиентов, то есть бюджетников. Впрочем, в регионах развит натуральный обмен. К примеру, я тебе мебель — ты мне отремонтированную машину. А если клиент занимает высокий пост, то товар ему можно подарить в качестве уважения, чтобы в случае чего заручиться поддержкой. Региональные власти обычно не трогают гаражные кооперативы.
В отличие от обычного бизнеса, гаражный не имеет цели повысить капитализацию. Это средство выживания. В противном случае, могут быть проблемы. Рассказывает руководитель проекта "Гаражная экономика" Фонда поддержки социальных исследований "Хамовники" Сергей Филеев.
.
Гаражная экономика не имеет отношения к экономике официальной. Эти бизнесмены не слишком задумываются о росте ВВП, курсе доллара, инфляции и последнем прогнозе Минэкономразвития. Им не нужна реклама — услуги и товары продаются с помощью сарафанного радио, по рекомендации. Интересно, что в этом инвестклимате практически нет конкуренции. Сотни гаражей в одном кооперативе мирно сосуществуют друг с другом, потому что у каждого сложилась своя, проверенная клиентура. Некоторые, правда, выходят из тени, регистрируют ИП, ООО. Участвуют в госзакупках и даже, как рассказывают исследователи, официально ремонтируют машины силовиков.
И все они дружат с местными властями, у них тоже есть социальная ответственность бизнеса, они помогают ремонтировать дороги и благоустраивать территории. Цеховики нового поколения живут по принципу «вы нам не мешаете, мы вам тоже».
Что будет, если начнут давить, сейчас не может предсказать никто.