Служба статистики проанализировала реализованные физические объемы 50 видов продукции за прошлый год по сравнению с позапрошлым и составила индексы для каждой группы. О результатах рассказывает "Российская газета".
Больше всего ушли в минус продажи телевизоров - снижение составило 29%. Продажи автомобилей и компьютеров упали на 26%, ювелирных изделий - на 16%. При этом картофель и книги прибавили по 6%, моющие средства - 1%.
Цифры говорят о снижении доходов населения в реальном выражении. Телевизоры, машины, компьютеры - товары отложенного спроса, а картофель - первой необходимости.
При этом потребление других недорогих продуктов не выросло. Например, продажи круп снизились на 17%. Доктор экономических наук, экс-начальник Департамента развития АПК правительства РФ Леонид Холод рассказал "РГ":
.
Рост продаж моющих средств эксперты объясняют тем, что люди стали меньше пользоваться услугами химчисток, прачечных и стали стирать вещи самостоятельно. Спрос на бытовые услуги, к слову, снизился на 3,6%, на жилищные - на 3,4%.
Что касается роста продаж книг, то социологи в комментариях напоминают о закономерности - люди начинают больше читать в непростые времена. Данные статистики объясняют и снижением выпуска бумажных газет. При развитии интернет-технологий периодические издания становятся убыточными, журналистика уходит в Интернет. Но есть целое поколение, которое привыкло читать "бумагу" и замещает выбывшие объемы книгами. Рост продаж бумажных книг могло вызвать опять же снижение доходов. Посещение театров или кино заменяется чтением книг.