Культура

"Доктор Стрэндж". Заметки киномана

  • 10:26, 31 октября 2016

Доктор Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч, сериал "Шерлок Би-би-си", "Игра в имитацию", "Стар Трек Возмездие") не получал письмо из Хогвартса. Наверное, почта подвела. Поэтому он стал волшебником со скальпелем — во все стороны выдающимся хирургом с самомнением размером со средний небоскреб, этакой медицинской версией Тони Старка.

Но тут он попадает в автомобильную аварию и калечит главную часть тела хирурга — руки. Западная медицина оказывается бессильна ему помочь, и он решает обратиться к восточной. И попадает в непальскую версию Хогвартса, где вместо потерянных навыков ему предлагают обучиться новым. Тем, которые связаны со всякими тонкими материями, измерениями, энергиями и прочими духовными скрепами.

Разумеется, все это идет в комплекте со встроенным Бывшим Учеником (Маддс Миккельсон, сериал "Ганнибал", "Казино Рояль"), который перешел на темную сторону. И, разумеется, он хочет... да ну что вы, не знаете что ли, к чему ведут такие истории, честное слово?

Фото kinokadr.ru

Это такая же стандартная история становления нового супергероя киновселенной "Marvel", как "Железный человек", "Человек-муравей" или "Дэдпул". И в этом есть плюсы. Например, тут не будет толпы персонажей, которые борются за экранное время больше, чем со злом.

Чтобы придать привлекательности подобным товарищам, добытым из закромов комиксных архивов, играть их зовут очень хороших актеров. Поэтому главная звезда здесь Бенедикт Камбербэтч. И пока снобы фыркают, что, мол, сначала он играет Гамлета, а потом человека по фамилии "Странный" в красном плаще (ткани других цветов положительным героям не положено носить что ли?), из него выходит вполне себе убедительный волшебник. Только совсем не милый 11-летний мальчик, а взрослый самоуверенный и думающий своей головой Шерлок.

Фото kinokadr.ru

Конечно, такой актер умудряется выжать из доктора Стивена Стрэнджа максимум человечности и понятных чувств и эмоций. Выходит не хуже, чем Тони Старк, и вроде бы он даже растет в немного другом направлении. (Вот будет номер, если из него вырастет "Кунг-Фу панда"! Потенциал-то есть!) Но это покажет время.

А пока окружают не слишком доброго доктора волшебный плащ, который ведет себя как коврик Аладдина из диснеевских мультиков, слегка "пришитый сбоку" романтический интерес (Рэйчел МакАдамс, "В центре внимания", "Шерлок Холмс", "Дневник памяти"), кандидат в друзья (Чиветел Эджиофор, "12 лет рабства", "2012", "Марсианин") и, конечно, Неоднозначный Дамблдор. Вместо древнего восточного старца его играет традиционно неузнаваемая Тильда Суинтон ("Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф", "Отель "Гранд Будапешт", "Выживут только любовники"). И у нее выходит замечательно потустороннее существо.

Самое интересное, что магия в "Докторе Стрэндже" выглядит лучше, чем всё в тех же фильмах о мальчике со шрамом. Тут вам не будет никаких "дурацких помахиваний волшебной палочкой и глупых заклинаний"(с). Зато от манипуляций руками в воздухе возникают светящиеся геометрические узоры, легким движением тела можно перенестись из нашего измерения в зеркальное (с соответствующим визуальным эффектом), где можно все крушить и ломать, а на нашем измерении это никак не скажется. Еще можно путешествовать, создавая окруженные искрами "дыры"-проходы в нужное место, созерцать свои астральные тела, устраивать ими мордобой, сворачивать здания в трубочку и выдавать еще целый букет зрелищных фокусов.

Фото kinokadr.ru

Апофеоз этих визуальных изысков — психоделическое путешествия по вселенной, в которое местный "Дамблдор" отправляет неофита. Тот, кому после просмотра для его описания не придет в голову что-нибудь про эффект от использования наркотических веществ, пусть первый бросит в меня камень.

После этого унылейшего лета, где каждый блокбастер был под завязку набит однотонными и однотипными спецэффектами, местный разгул цифровых технологий выглядит оригинально и нескучно. Он больше похож на "Космическую одиссею" Стэнли Кубрика, чем на творчество Майкла Бэя.

Правда, у визуальной части есть и минусы. В костюмах и интерьерах тут какая-то адская смесь культур, и для азиатской аудитории это, наверное, будет выглядеть развесистой клюквой: дело происходит в Непале, а костюмы у героев явно испытали на себе влияние Японии. При этом героиня Тильды Суинтон периодически одета то как буддийский монах, то как мастер боевых искусств. Ее волшебная школа подозрительно похожа на храм, но с архитектурой там тоже не все так просто. Словом, может, это у них мультикультурализм, а может, сборная солянка из азиатской экзотики.

Фото kinokadr.ru

В плане магической (даже скорее эзотерической) картины мира тут тоже каша. А иногда и совсем абсурд. То "Дамблдор" говорит доктору Стрэнджу, что магию не покорить грубой силой, то отправляет его пробуждать свои способности на Эверест, где у него есть 30 минут до того, как он замерзнет насмерть. Если это не грубая сила, то нам со сценаристами нужно сверить определения.

Хотя в целом сценарий здесь очень неплох — как восточные сказки рвут все шаблоны западного медика нам не говорят, а показывают. Режиссер Скотт Дерриксон ("Синистер", "Шесть демонов Эмили Роуз") не только приложил руку к этому сценарию, но и успел вставить пятиминутку восхищения "Началом". Ох уж эти меняющие угол обзора камеры и урчащие моторами "бэтмобили"!

"Доктор Стрэндж", трейлер

Эта картина легко порадует глаз, поклонников Камбербэтча и любителей фильмов по комиксам. Машина "Marvel" по-прежнему обгоняет киновселенную DC, а главгерой рано или поздно присоединится к орде "Мстителей".

А вообще, странный он какой-то, этот доктор Стрэндж: не мутант, не пришелец и не миллиардер. Так и кажется иногда, что он из какой-то другой сказки.