Общество

Андрей Кураев о религиозном курсе с 1-й по 11-й класс: "Общество и школа не готовы к такому проникновению православия в общее образование"

  • 11:52, 30 ноября 2016

Больше всего вопросов возникло к объему и содержанию расширенной программы, явно выходящих за пределы ознакомительного факультатива по выбору. И, хотя в синодальном отделе религиозного образования РПЦ и в Минобразования поспешили заявить, что в число обязательных предметов "Православная культура" не войдет, многие родители, да и педагоги, предпочли бы присовокупить эти часы (без малого 600) к основным или дополнительным предметам. Особенно актуальна такая прибавка была бы в выпускных классах. К тому же многие обоснованно опасаются, что "свобода выбора" будет сильно зависеть от мнения министерства и давления местных епархий, а следующим этапом станет перевод православного курса в список обязательных.

 О чем идет речь? Это уже готовая программа или только концепция?
- В том документе из РАО, который попал в СМИ, говорится об авторах. Если они есть, значит, есть и программа. Даже некоторые темы названы. Но, кто эти люди, не говорится, была ли апробация программы, тоже неизвестно. Это все как-то очень и очень секретно.

А есть ли вообще необходимость в расширении существующего курса или это только пожелание руководства РПЦ?
- Есть два факта. Первое: родители, педагоги и сами дети, которые в 4-м классе изучают ОПК, говорят, что этих 30 уроков им мало. Второй факт — общество и школа не готовы к такому проникновению православия в общее образование, которое предлагает этот проект. Он предполагает 592 урока.

Фотобанк СарБК

Это много или мало?
- 592 урока православия на одну детскую голову?! Получается где-то по полтора урока в неделю на протяжении 11 лет. Это означает, что православная культура становится главным предметом школьного образования. Сравниться с ним может только физкультура. Ни геометрия, ни химия, ни физика, ни история не преподаются в таких объемах.

Каковы будут последствия такого проникновения?
- Это радикальный пересмотр концепции всего образования, его цели. Последние годы чиновники и педагоги нам твердят, что дети, грубо говоря, должны что-то уметь на выходе с урока. Поэтому любой разговор о том, что эти 600 часов школьники потратят на "экскурсии" и останутся сторонними наблюдателями за "туземцами" — носителями православной культуры, — весьма наивен. Если ставится задача религиозного воспитания в школах, то скажите о ней честно. Давайте перепишем тогда конституцию страны и ряд законов, которые говорят о светском характере государства и образования.

Но ведь это лишь новый факультатив.
- Позвольте. Если этот курс столько часов на себя оттягивает, то за счет чего? В сутках же только 24 часа. Значит, другие какие-то компетенции должны будут атрофироваться у детей, что-то другое будет им меньше преподаваться или не будет вообще. Может быть, интеграция и возможна, но тогда по закону диалектики этот курс должен стать менее конфессиональным и религиозным, более светским.

Фотобанк СарБК

Это каким образом?
- Ряд тем, к примеру, можно взять из русского языка. О славянских корнях современных слов и так далее. Из литературы — какие-то сюжеты, где есть возможность говорить о православной жизни персонажей. Аналогичный подход к всемирной и национальной истории, к рисованию.

Но для этого нужно пересмотреть не один предмет, не одну линейку учебников придется создавать, а все придется менять. А затем сделать это еще раз, чтобы были межпредметные связи уже в новом варианте, чтобы не было отсылов в пустоту. То есть это огромная работа, и отнюдь не десяти авторов и экспертов.

Насколько реально принятие углубленного курса в ближайшее время?
- Здесь все непредсказуемо. Административная воля скорее за принятие, а вот сможет ли научная общественность сказать "стоп, давайте подумаем?

Фотобанк СарБК

А как бы вы поступили?
- Я сторонник промежуточного варианта. Раз люди хотят больше разговора на православную тему в школах, то можно сделать курс спиральным, то есть изучать его по одному классу в начальной, средней и старших школе. К примеру, в 4-м, 7-м и 10-м классах.

А содержание?
- Я думаю, что это должен быть курс в интонации: "наш взгляд на ваши проблемы". Идти к школьникам не с тем, чтобы рассказать, что там сделал Содом со своей Гоморою. Детям в общем-то фиолетово до формулы православной Пасхи и строгости Великого поста. А вот попробовать эти часы использовать для того, чтобы объяснить, как с религиозной точки зрения можно увидеть проблемы, которыми живут эти дети: самоидентификация, взаимодействие со сверстниками, родителями. Рассмотреть проблему наркотиков, пробуждающейся сексуальности, ответственность за сексуальное поведение. Есть огромное количество тем, о которых интересно говорить, но с установкой не понуждения, а дарения.

Вас бы в каждый класс... А как обстоят дела с кадрами в реальности?
- Сколько педагогов способны интересно подавать новую, заведомо незнакомую информацию? В большинстве классов будет царить скука, которая потом обернется против самой церкви.