Культура

"Под покровом ночи". Заметки киномана

  • 10:42, 9 декабря 2016

В Венеции Форда пытались наградить еще за первый фильм семь лет назад — за "Одинокого мужчину", который принес Колину Ферту первую номинацию на "Оскар". Во второй раз его творение снова под завязку набито хорошими актерскими работами.

Теперь на первом плане женщина (Эми Адамс, "Афера по-американски", "Бэтман против Супермена: На заре справедливости", "Джули и Джулия"). Брак рассыпается у нее на глазах, карьера в художественной галерее не радует, а бесконечная бессонница превращает жизнь в довольно странное переживание. Внезапно она получает посылку от бывшего мужа (Джейк Джилленхол, "Донни Дарко", "Горбатая гора", "Эверест"). Там свеженаписанный им роман, который посвящен ей и с ее прозвищем в названии.

По сюжету мужниного произведения семья (ночью!) едет в отпуск по пустынной части Техаса. Они сталкиваются с бандой форменных психопатов. Жену и дочь похищают и жестоко убивают, а отец семейства остается в живых, но способен только мечтать о смерти. И о мести.

Фото imdb.com

Роман, как видите, полон жестокости и насилия и производит на бывшую супругу неизгладимое впечатление. Вопрос в том, что он хотел ей таким образом сказать?

Режиссер отвечать не спешит. Картина может похвастаться (или разозлить) открытым финалом, по крайней мере, для одной половины сюжета. Самое привлекательное тут, в любом случае, не в нем. И не в красивых вещах.

Хотя Том Форд безусловно делает этот фильм настолько же как дизайнер, насколько как режиссер. История героини выглядит безупречно стильно. Это конфетка для глаз, если вы любите дорогую современную элегантность с элементами современного же искусства (особенно в начале. Перфоманс во время титров запросто может шокировать/оскорбить/"взорвать мозг" не привыкшей к фестивальному кино публике). Режиссер умудряется сделать мрачновато-прекрасными даже избитые лос-анджелеские пальмовые аллеи, которые обычно символизируют в кино совсем другой тип шика. Визуальная часть "Под покровом ночи" завораживает. От нее сложно отвести взгляд, как от светящейся огоньками панорамы Лос-Анджелеса, которую тут тоже с удовольствием покажут.

Фото bigcinema.ws

Сопровождается это простым и элегантным саундтреком в духе золотого века Голливуда и триллеров Хичкока — самое то жанра нуар.

Триллер, вставленный в рамку психологической драмы и отделенный своим набором текстур и цветовой схемой, действительно страшный, хотя и предсказуемый. Здесь есть отлично прописанный психопат (Аарон Тейлор-Джонсон) со всем положенным набором манипуляций, вроде газлайтинга и фразы "они сами напросились" (потому что дочь показала ему средний палец в окно машины).

Роман бывшего мужа словно выбивает героиню из привычного ей мира высокого искусства, экзотических персонажей, модернистской архитектуры и изоляции в пыльный и страшный Техас.

Фото plus.kinopoisk.ru

Переходы от истории главной героини к роману, который она читает (а зритель смотрит), сделаны хорошо. Местами даже изобретательно. Особенно интересно, что мы можем видеть, как героиня воспринимает книгу. И не только в выражении лица Эми Адамс. Мы видим, как она ассоциирует бывшего мужа с героем романа, себя и свою дочь с женой и дочерью из книги, как она не может выносить ужас и прерывает чтение (в эти моменты мы смотрим историю ее собственной жизни). К этому добавляются и визуальные параллели.

Недостатки у сценария и у фильма, конечно, есть. Его нарочитая недосказанность к концу наталкивает на мысль, что, возможно, досказывать было нечего. И вообще фильм очень "поставленный". Он сделан как произведение искусства, ни больше, ни меньше. Что значит, что ему не хватает естественности и непринужденнности. Но замечательные актерские работы окупают это с лихвой. Эми Адамс умудряется вызвать сочувствие к, в общем-то, далеко не самой приятной и интересной женщине. Она превращает ее драму в нечто большее. В размышление на тему одиночества, искусства и его связи с жизнью, о несбывшихся мечтах и о том, как жизнь складывается совсем не так, как ты ожидал.

Джейк Джилленхол с бесконечной печалью с страхом в глазах традиционно. Его вдовец здесь совершенно не похож на вдовца из "Разрушения".

"Под покровом ночи", трейлер

Это звучит, как снобизм, но картина не рассчитана на массового зрителя. (Не даром ассоциации критиков, раздающие награды, так ей интересуются). Только на взрослого и готового на два часа погрузиться в шикарную меланхолию, перемежающуюся жестокостью. Потому что, как выясняется, модные дизайнеры могут снимать по-настоящему авторское кино со своим собственным стилем, на пленку(!) и со всем положенным потенциальным разнообразием интерпретаций.Кроме них, в фильме есть пятиминутки Лоры Линни (в роли матери Эми Адамс, что смешно, поскольку у актрис всего 10 лет разницы в возрасте), Арми Хаммера и Майкла Шина. И многие из них за пять минут экранного времени успевают создать нечто запоминающееся. Особенно Майкл Шеннон в роли техасского шерифа.

Невзирая на неспешный ритм, фильм затягивает. Он больше воздействует на чувства, чем на рассудок. Поэтому, была ли это метафора или просто "богатые тоже плачут, а их бывшие пишут романы", решать вам самим. В любом случае, здесь точно есть, на что посмотреть.

Посмотреть фильм "Под покровом ночи" можно с 24 ноября в кинотеатрах Саратова. Подробное расписание сеансов "Под покровом ночи"  смотрите в разделе Афиша Саратова.