Прифронтовые будни: чем жил Саратов в годы войны

Прифронтовые будни. Лето 1941 (спецпроект)

  • 15:27, 30 августа 2019

В первый день войны, 22 июня, главная газета Саратовской области "Коммунист" вышла в привычном режиме, с самой мирной информацией: о том, что Апрелевский завод стал выпускать грампластинки не из дефицитного шеллака, а из более доступного полихлорвинила, вырабатываемого на отечественных предприятиях; о хозяйственных заботах колхозников, о неудобствах на Ртищевском вокзале, о заброшенном домике Чапаева в Балакове, о выращивании выносливых донских лошадей для армии в Пугачёвском районе, об усилении борьбы с волками в Новобурасском районе и многом другом.

Началу войны был посвящён номер газеты, увидевший свет 23 июня. На его страницах бросались в глаза громкие заголовки корреспонденций "Победа будет за нами", "Будем работать с удвоенной энергией", "Готовы встать на защиту родины", "Не видать фашистам нашей земли!" и т.п.

Следующие выпуски были наполнены материалами о проявлении высокой степени патриотизма:

"В Октябрьском мобилизационном пункте были такие случаи. Выступал хоровой ансамбль. Исполнялась песня на Родине. Когда выступление было окончено, одна из исполнительниц сошла с эстрады и, разыскав комиссара, подала заявление с просьбой о приёме добровольцем в медицинские сёстры…

Жена провожала мужа. Когда он ушёл получать назначение в часть, она явилась к начальнику пункта и заявила о своём желании ехать в любую действующую часть".

("Коммунист", 26 июня 1941 г.)

"Шлифовщик завода "Универсаль" тов. Курылёв перед уходом в действующую Красную Армию пришёл в отдел кадров со своей женой.

– Вот, – сказал он, – она заменит меня.

Работник планового отдела тов. Герасимов, тоже уходя на фронт, привёл на завод свою дочь. На заводе будет работать и жена слесаря Калистратова, идущего на борьбу с фашистскими бандитами".

Студенты Саратовского физкультурного техникума, кандидаты в члены ВКП(б), участники боёв с белофиннами тт. В.А. Попов, С.С. Федотов и И.С. Камышанский, подавшие заявления с просьбой послать их добровольцами на фронт. Фото А. Ст

("Коммунист", 25 июня 1941 г.)

"В первые дни войны, когда молодёжь токарного цеха Саратовского судоремонтного завода была призвана на защиту родины, у секретаря партийной организации собрались старые кадровые рабочие. Нужно было решить, как обойтись без дополнительных рабочих рук. Один из лучших стахановцев цеха А.И. Моршаков высказал общее мнение:

– Мы сами заменим ушедших на фронт. Для этого каждый из нас должен работать вдвое лучше и быстрее. Я лично обязуюсь давать двойную выработку: за себя и своего сменщика".

("Коммунист", 30 августа 1941 г.)

"Чем бы ни занимались сейчас ребята, они никогда не забывают о том, что идёт война, что их отцы защищают родину, свободу, счастливое детство советских ребят от жестокого, кровожадного Гитлера. В школах, пионерских отрядах дети с огромным интересом читают газеты, слушают по радио последние известия, и часто можно наблюдать, как на детских лицах появляется выражение ненависти и гнева".

("Коммунист", 12 июля 1941 г.)

Во Фрунзенский районный военный комиссариат г. Саратова поступают сотни заявлений от молодых патриотов, желающих идти добровольцами на фронт. Среди них немало женщин. На снимке: Группа женщин, выразивших желание нести военно-санитарную службу. В первом ряду (слева направо) работница УГЭжд (управление главного энергетика железной дороги – Ю.К.) Н.М. Свириденко, студентка планового института Е.К. Иванова, жена командира, находяшегося в рядах действующей Красной Армии, М.Г. Сокурова. Во втором ряду (слева направо) студентки энерго-механического техникума НКЭП (наркомат – народный комиссариат – электропромышленности – Ю.К.) Н.А. Чайкина, М.А. Сараева и В.Г. Антонова. Фото А. Стабенова. («Коммунист», 26 июня 1941 г.)

Саратовцы с нетерпением ждали выпуски новостей, доносившиеся из уличных репродукторов.

"Стрелки городских часов близятся к восьми – обычному часу радиопередачи. На улицах у репродукторов собирается народ. Сначала это незаметно, не бросается в глаза в уличной сутолоке. Но чем ближе подползают стрелки к восьми, тем больше и больше становится толпа. А когда в репродукторах начинают шелестеть первые неясные звуки, кажется, что настораживается вся улица".

("Коммунист", 27 июня 1941 г.)

С 28 июля приказом начальника МПВО (местной противовоздушной обороны) в Саратове организовано круглосуточное дежурство в домоуправлениях, а во всех домах появились бойцы-общественники пожарных звеньев "для дежурств на крышах домов и на чердаках на случай военной тревоги для борьбы с зажигательными бомбами". Город готовился к отражению любой атаки врага. Во дворах создавались так называемые группы самозащиты.

"Группа самозащиты, которая в основном состоит из домохозяек, наводит в своём дворе (91-е домовладение – Ю.К.) военный порядок. В течение суток здесь можно видеть кого-нибудь из женщин: это – дежурный по штабу МПВО. Каждый из членов группы твёрдо знает свои обязанности. Тов. Зюзина возглавляет звено дегазаторов, Дисперова – санитаров и т.д.".

("Коммунист", 6 июля 1941 г.)

На страницах газеты появились первые публикации об оказании помощи семьям мужчин, ушедших на фронт.

"Соседка семьи красноармейца Гурылёва сообщила нам, что жена Гурылёва больна, а двое маленьких детей. 4 лет и 10 месяцев, лишены, вследствие этого, необходимого ухода. Шефство над семьёй бойца Гурылёва взяла на себя депутат тов. Емец, работница трикотажной фабрики. Ребят она отнесла в детские очаги, мать устроила в больницу.

Кроме причитающегося тов. Гурылёвой пособия она будет получать в течение трёх месяцев материальную помощь от той хозяйственной организации, где работал её муж".

("Коммунист", 15 августа 1941 г.)

Среди жителей Саратова и Саратовской области началась первая кампания по сбору денег, вещей и продуктов для раненых.

"Трудящиеся Жерновского района (с 1959 г. слился с Петровским районом – Ю.К.) организовали сбор подарков бойцам Красной Армии, раненным в боях с фашистскими бандитами. За один день колхозники, рабочие и служащие сёл района принесли в сельсоветы 66 индивидуальных посылок, 10 тыс. 800 яиц, 24 кг мёда, 70 кг масла, мешок пшена, 263 полотенца, 30 сорочек, 515 носовых платков, 282 пары носков. В числе подарков имеются также сахар, конфеты, папиросы, туалетное мыло, духи, одеколон, нитки, блокноты, портсигары, бритвенные приборы. На организацию подарков в сельсоветы поступило 2 тыс. 300 рублей".

("Коммунист", 27 июля 1941 г.)

На внеочередном собрании в Когизе (книготорговое объединение государственных издательств). Сергей Васильевич Якушев, подавший заявление с просьбой послать его на фронт, рассказывает свою биографию. Рядом с ним (сидит) комсомолка Лидия Давыдова, также изъявившая желание добровольно вступить в ряды действующей Красной Армии. Партийная организация Когиза приняла тт. Якушева и Давыдову кандидатами в члены ВКП(б). ("Коммунист", 25 июня 1941 г.)

На страницах газеты появились фронтовые репортажи и патриотические публикации таких известных писателей, как Илья Эренбург, Алексей Толстой и Константин Симонов.

На экранах кинотеатров начали демонстрироваться первые выпуски фронтовых кинорепортажей. С 25 августа – премьера: художественный фильм о советско-финской войне "В тылу врага".

1 августа в драмтеатре им. К. Маркса состоялась премьера спектакля в постановке К.И. Андронникова по пьесе Константина Симонова "Парень из нашего города", действие которой происходит в 1932–1939 гг. Её главный герой, саратовец Сергей Луконин, окончив танковую школу, отправляется на войну с фашизмом в Испанию.

Афиша

Из объявлений:

"Девушки и женщины! Овладевайте техникой управления автомобилем, обучайтесь в автошколах и на курсах водителей автомашин. Приём на курсы шофёров производится ежедневно в учебном комбинате "Трнасэнергокадры" – Б. Горная, 186. Срок обучения с отрывом от производства 1½ месяца. Обучение бесплатное. Курсантам выплачивается стипендия 90 руб. в месяц".

("Коммунист", 16 августа 1941 г.)

"Бани города работают с 8 утра до 11 вечера, в субботу и воскресенье с 8 до 12-ти. При банях имеются номера с ванной и без ванн. Дети до 7 лет моются бесплатно. Не перегружайте бани в вечерние часы, пользуйтесь баней в дневное время.

Саратовский банно-прачечный трест".

("Коммунист", 8 августа 1941 г.)

А начиналось лето 1941-го с активной подписки на Государственный заём Третьей пятилетки, объявленный Правительством:

"С большим подъёмом прошёл митинг рабочих, служащих и инженерно-технических работников в Саратовском депо, посвящённый выпуску займа.

После митинга началась подписка. Каждому хотелось подписаться первым. Бригадир комплексной бригады, орденоносец тов. Кокурошников подписался на 110 рублей. Два брата – машинисты паровоза "581–27 Фёдор Гнусин подписался на 1500 рублей, Иван Гнусин – на 1100, кочегар этого паровоза тов. Кицук – на 500 рублей".

("Коммунист", 5 июня 1941 г.)

А в первые дни июня в Саратове, впервые в истории отечественного автомобилестроения, была испытана полуторка, работающая на сжиженном газе. Она проехала более 30 км, "брала крутые подъёмы и, несмотря на сильный ветер, развивала скорость до 60 км в час". Среди тех, кто принял участие в её испытании, были основатель кафедры органической химии Саратовского госуниверситета, член-корреспондент академии наук СССР профессор Владимир Челинцев и, конечно, инициаторы переоборудования грузовика: доцент Клочков и главный инженер автоуправления Казовский.

"Несмотря на то, что вся аппаратура была сделана полукустарным способом, пробег показал, что и при такой аппаратуре машина является вполне работоспособной. Как показал опыт, есть все возможности к переводу автотранспорта на этот высокоценный заменитель бензина", – писала газета "Коммунист" 8 июня.