Культура

“Война токов” с Бенедиктом Камбербэтчем. Заметки киномана

  • 11:53, 6 декабря 2019

В 1880-м в США Томас Эдисон (Бенедикт Камбербэтч, сериал "Шерлок", "Доктор Стрэндж") патентует систему производства и передачи электроэнергии. Он уже создал отличную лампочку и у него есть компания, которая может всё это продавать. И вот он начинает строить электростанции и потихоньку освещать США.

Но промышленник Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон, "Форма воды", "Элвис и Никсон") замечает недостатки в его системе — постоянный ток слишком дорогой, для него нужно слишком много электростанций. Он хочет работать с Эдисоном, чтобы перейти на переменный ток и покупает соответствующие трансформаторы для демонстрации.

Фото startfilm.ru

Но Эдисон совершенно не хочет сотрудничать. Он затевает против Вестингауза пиар-войну, в которую оказываются вовлечены Никола Тесла (Николас Холт, "Безумный Макс: Дорога ярости", "Люди Икс: Первый класс"), куча богатых промышленников, ожидающий смертной казни преступник и ни в чем не повинные лошади. Если вы знаете, какой ток течет по вашим проводам, вы знаете, кто победил.

Сценарий "Войны токов" был в голливудском "черном списке"!, но не смотрите на название. Это список лучших сценариев, которые как раз-таки хотят поставить. Просто до них ещё не добрались. В 2012-м его купил Тимур Бекмамбетов и сам же собирался ставить картину. Но передумал. В 2015-м к проекту приписали Камбербэтча на роль Томаса Эдисона и режиссера Альфонсо Гомес-Рехона ("Я, Эрл и умирающая девушка"). С ролями противников Эдисона продолжалась чехарда. К 2016-му наконец всех выбрали, и начали снимать.

Фото startfilm.ru

Затем "Войну токов" выставили на Международный кинофестиваль в Торонто до того, как был готов финальный вариант монтажа. Критики и зрители не оценили результат, но фильм все равно хотели выпустить в прокат в ноябре 2017-го. Но в октябре случился скандал с Харви Вайнштейном. А "Войну токов" делали как раз на его студии, и он гордо значился в ряду продюсеров.

Работу остановили, фильм продали другой компании, и он мог сгинуть в недрах стримминговых гигантов, вроде Netflix. Но режиссер заметил пункт в контракте исполнительного продюсера Мартина Скорсезе, по которому именно он должен был одобрить финальный вариант монтажа. Тогда он собрал денег, выбил дополнительный съемочный день и перемонтировал картину. Этот вариант и вышел сейчас в кинотеатрах.

Как видите, "Война токов" — фильм непростой производственной судьбы. И она совсем не пошла ему на пользу.

Главная знаменитость в сюжете — Томас Эдисон, и он более-менее раскрыт. Или просто Бенедикт Камбербэтч так часто играет гениев, что может делать это во сне.  Вестингаузу и Тесле достается значительно меньше внимания. Эти герои держатся на актерской игре. К счастью, с этим все в порядке, и их герои — не полная катастрофа. У Майкла Шеннона получается крепкий и порядочный герой, который достойно противостоит небезупречному Эдисону.

Фото startfilm.ru

Зачем в этом фильме Том Холланд, молоденький Человек-паук? Чтобы фанаты Marvel могли выдумывать истории про его героя и Доктора Стрэнджа в прошлом, наверное. По сюжету фильма он вроде как голос совести Эдисона, и исторически он существовал. Но в фильме ему делать нечего.

Чтобы фильм не превратился в закрытую мужскую вечеринку, к сюжету прикрутили жен Эдисона и Вестингауза. Но Таппенс Мидлтон и Кэтрин Уотерстон ("Фантастические твари и где их найти") могут только жить в воспоминаниях и вдохновлять мужа соответственно. Больше им сценарий не дает ничего.

Фото startfilm.ru

"Война токов" поднимает тему прогресса и разрушения. Электричество здесь несет и свет, и смерть. Эдисон и его отношения с прессой показывают историю развития "черного пиара". Учитывая, насколько сейчас важно электричество для нашей жизни, на карту в фильме поставлено наше будущее. Но отдельных ярких мыслей недостаточно, чтобы сделать историю захватывающей.

Этого пытаются добиться с помощью технических средств. Режиссер и оператор делают всё, чтобы картина не выглядела, как стандартный исторический байопик. Тут видно, над чем работали монтажеры, художники по костюмам и прочие труженики кинотыла, отвечающие за визуальную часть. Отлично потрудились и композиторы — напряжение в картине создает не сценарий, а саундтрек.

“Война токов”, трейлер

Но всего этого мало. Герои слишком плохо раскрыты, у зрителя нет времени познакомиться с ними как следует. Только под конец фильм разогревается до градуса эмоциональности, который нужен в приличной биографии.

Словом, идея была хорошая, но исполнение хромает. "Война токов" — не полный провал, но и ничего особенного. Его можно смотреть на уроках истории или физики. И поклонникам Камбербэтча (хотя такой типаж вы уж точно видели). Ну или изобретателям, чтобы они помнили, что окружающих все-таки стоит иногда слушать. А наговаривать на конкурентов себе дороже.