Культура

"Человек-невидимка". Заметки киномана

  • 12:00, 6 марта 2020

Про нового человека-невидимку мы знаем только, что он разбогател на технологиях, занимается оптикой и регулярным физическим и психологическим домашним насилием в адрес главной героини (Элизабет Мосс, сериал "Рассказ служанки").

Однажды ночью она с большим трудом от него убегает и прячется у друга-полицейского. Но, как знают все, кто знаком с темой домашнего насилия, уход от абьюзера — самое опасное время. Многих жертв мужья и сожители убивают и калечат именно после ухода. И тут появляется новость, что её мучитель покончил с собой. Казалось бы, можно расслабиться. Но она знает его слишком хорошо, чтобы поверить, что на этом всё закончится.

youtube.com

Такую версию "Человека-невидимки" вы точно не видели! Это не римейк, а новая трактовка. Домашнее насилие и сталкинг (скрытое преследование) пугают даже, когда абьюзера видно, а уж если он невидимка, это у кого хочешь вызовет паранойю. Фильм полностью подан с точки зрения женщины, чью жизнь заглавный герой превращает в кошмар. Поэтому картина легко обгоняет все предыдущие версии по уровню липкого саспенса и животного страха.

Другие невидимки бродили по свету, делали гадости и плавно наглели от безнаказанности. Этот же не ворует в магазинах, не грабит банки, не портит жизнь никому, кроме неё. Кому-то это покажется упущенной возможностью. Но в реальной жизни навязчивая страсть и одержимость очень характерна для сталкеров.

kinopoisk.ru

Нечестно говорить, что это какой-то особый "женский хоррор". Но он требует от зрителя, не знакомого с темой, эмпатии. Зато тех, кто знаком, он легко приведет в ужас. Костюма-невидимки у настоящих домашних тиранов, может, и нет, но методы абьюза предельно реалистичные: газлайтинг (способ заставить жертву сомневаться в своей реальности и думать, что он(а) сходит с ума), изоляция, настраивание близких против неё, саботаж контрацепции, выворачивание ситуаций так, что жертва кажется виноватой, гиперконтроль и, конечно, месть за то, что она посмела уйти.

Наверняка, найдутся любители покричать, что коварные феминистки наступают. (Ну так Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права на носу! Самое время для феминизма!) Но в этом фильме фемоптика вписана идеально. Именно она заставляет идею Герберта Уэллса, на счету которой 123 годика и пара десятков экранизаций, заиграть новыми красками. Тема домашнего насилия превращает "Человека-невидимку" в нечто большее, чем просто хороший фильм на стыке хоррора, триллера и научной фантастики. Это драма про борьбу одной женщины против мужчины, который считает своим правом наказывать её за то, что не хочет быть его игрушкой.

yandex.by

И создатели нашли идеальную актрису для такой роли. Элизабет Мосс после трех сезонов антиутопии "Рассказ служанки" — виртуоз в создании портретов страдающих, но не сломленных женщин. Режиссер Ли Уоннелл ("Апгрейд", "Астрал 3"), тем временем, в курсе, что делает кино по-настоящему страшным. Он выбирает медленно нарастающее напряжение, минимум скримеров и точку зрения, при которой вы не можете не верить героине. Даже когда все остальные от неё отворачиваются. Бонусом идет отличная операторская работа, полная холодных серых тонов и теней по углам.

Сюжетные хвосты есть, и сцен с друзьями и близкими героини можно было бы и добавить, чтобы мы сильнее переживали об их судьбе. По крайней мере, объяснение невидимости вполне реалистичное для современного фильма.

"Человек-невидимка", трейлер

Студия Universal только выиграла, когда отказалась от своей идеи о "темной вселенной". Хорроры в принципе прибыльный жанр, а "Человек-невидимка" особенно дёшев и сердит. На производство потратили всего 7 миллионов долларов, это смешно для большого студийного проекта в Голливуде. А значит, бюджет "отбили" несколько раз уже в премьерные выходные в США.

А вообще, эту картину стоит посмотреть всем противникам и противницам закона о домашнем насилии. Попытки психологически сломать женщину здесь показаны лучше, чем в иной документалке. Невидимости не бывает, но всё остальное случается в реальной жизни. Да, прямо сейчас. Да и в нашей стране со скрепами и устоями. И да, бывает гораздо-гораздо хуже.