Общество

Темы недели: спасение трамвая, расширение Саратова, фантомы Музейной площади

  • 20:05, 4 сентября 2020

Трамвай "Было бы желание"

Трамвайное кольцо в Мирном переулке спасено. Чудесным избавлением оно обязано председателю Госдумы Вячеславу Володину. Находясь в Саратове с очередным визитом, он рекомендовал главе города Михаилу Исаеву сохранить рельсы, а также прислушаться к мнению народа. И Михаил Александрович не посмел перечить Володину, хотя тот не является профессионалом в транспортной сфере.

Впрочем, сам Исаев на встрече с Володиным уже не был так категорично настроен против трамвая. Оказывается, у него появились и альтернативные варианты — оставить все, как есть, или запустить по рельсам ретро-трамвай. Володину креатив с ретро-трамваем понравился. Хотя и ныне ходящие по маршрутам трамваи — вполне себе ретро.

В общем, все было разыграно, как по нотам. На какой-то момент даже закралось подозрение — а не так ли все и планировалось? Мол, мэрия пытается продавить непопулярное решение, но тут выезжает Володин на белом коне, и все встает на места. Драматургия, катарсис, аплодисменты.

После слов Володина мэр решил спросить мнение у народа в "Инстаграме", и люди в основной массе своей попросили оставить трамвай в покое. Мэрия проявила чудеса переобувания в воздухе и даже снова встретилась с "непрофессиональными" блогерами, которых неделю назад пыталась гнобить.

Конечно, осадок от всей этой истории остался. Ведь если бы Володин не вмешался, куда бы зашел конфликт, еще неизвестно. Впрочем, весьма возможно, что чиновники пока выбрали оборонительную позицию и ждут нового повода показать, что трамвайная "рухлядь" в центре не нужна и приличным людям только помеха.

Председатель комитета по транспорту региональной "Опоры России" Роман Репин считает, что в данной ситуации муниципальная власть пыталась решить какие-то свои вопросы, а федеральная власть – свои. "Мне кажется, ни к развитию города, ни к удобству жителей это все никакого отношения не имеет. Мое глубокое убеждение, что муниципальная власть старается максимально зачистить территорию от рельсов и тротуаров, чтобы устроить там коммерческие парковки и пополнять таким образом бюджет. Будет ли она делать новые попытки, посмотрим".

Саратов должен быть расширен

Саратов собирается последовать примеру Москвы и включить в свой состав близлежащие поселки. Границы "Большого Саратова" могут дойти до Красного Текстильщика, а может быть, охватят и почти весь Саратовский район.

Планы мэрии пока туманны. Узнавать о них до этой недели приходилось из слухов и благодаря возмущенным жителям района, с которыми городские чиновники с августа проводят профилактические встречи. А сами представители мэрии, такие как замглавы Максим Сиденко, предпочитали уклоняться от ответов. Только на этой неделе информацию о предстоящем расширении стали давать официально.

Пока не слишком понятно и то, зачем это все нужно. Официальная версия явно хромает. Глава города Михаил Исаев представил следующую картину: в городе теперь запрещено строительство выше 10 этажей, поэтому для новых микрорайонов потребуются большие площади. В черте Саратова больших свободных участков нет, поэтому строить жилье будут буквально в поле. Исаев настолько уверовал в эту версию, что даже заявил, что для инвесторов привлекательнее строиться на отшибе, чем в центре.

Фото СарБК

Складывается впечатление, что на самом деле в мэрии новые территории не очень-то и хотят. Это же новые обязанности, до которых, к тому же, дольше ехать. Новая головная боль, потому что в поселках проблем, как правило, еще больше, чем в городе. Здесь, скорее, прослеживается более высокая политическая воля. А городским чиновникам главное сейчас не наобещать жителям пригородов слишком много, чтобы потом не получить волну протестных настроений от несбывшихся надежд.

Естественно, жителей города о том, нужно ли это решение, никто не спрашивает. А они, как можно предположить, могли бы показать Исаеву и его коллегам множество мест, которые вроде бы и находятся в областном центре, но скорее напоминают зону отчуждения. И они спросили бы чиновников, неужели в самом Саратове все проблемы решены и настало время помогать окрестностям? Во многих окраинных поселках нет водопровода и канализации, а общественный транспорт нормально не налажен и в центре города. Чем же собирается осчастливить жителей Красного Текстильщика команда с Первомайской, 78?

О реальных причинах этого политического шага остается только гадать. Говорят, когда мужчине не хватает блеска, он лысеет. Когда городу не хватает ресурсов на развитие, когда из него уезжают жители, он добивается увеличения численности площадей искусственным путем.

Депутат гордумы Виктор Марков пояснил, что отсутствие свободных земельных участков у муниципалитета мешает выполнить городу ряд социальных обязательств перед определенными группами граждан. "Например, у города нет свободных участков для предоставления их многодетным семьям. У нас есть поля НИИСХ Юго-Востока, которые мы комплексно застраиваем, но они не безграничны. Участки нужны, чтобы строить жилье и соцобъекты, соблюдать определенные параметры при застройке. Вот для этого город и расширяется", - отметил он.

Лидер движения "Жить здесь!" Александр Ермишин считает, что от "расползания" города в разные стороны выиграют только застройщики, поскольку у них появятся дополнительные площади под строительство: "Для саратовцев и муниципальной власти это означает в первую очередь увеличение площади бутерброда при неизменном количестве муниципального бюджетного "масла", которое результате будет намазываться более тонким слоем.

Декларируемые положительные эффекты от присоединения либо гипотетические (синергия и все такое) и растянутые во времени, либо весьма спорные, как, например, тезис о значительном увеличении уровня благоустройства присоединяемых территорий. На мой взгляд, в плане благоустройства моделью для той же Багаевки является, например, Поливановка, Агафоновка, Углевка и т.д., которым нахождение в составе МО "Город Саратов" в плане благоустройства помогает не сильно. Между тем, риски потерять льготы по тарифам, надбавки к зарплате, возможность "сельской ипотеки" и т.д. для жителей присоединяемых МО весьма конкретны. Не исключаю, кстати, что подобным образом пытаются "бороться" с убылью населения областного центра, ведь из "экологических соображений" уже переносили границы города, чтобы свалки оказались за пределами МО. На мой взгляд, Саратов сейчас не является как городом, который задыхается от перенаселения в собственных границах, так и городом, бюджетные ресурсы которого позволяют обеспечивать высокое качество жизни на дополнительных территориях".

Фото СарБК

Призрак 90-х

Если в городе где-то что-то зашевелилось, можно с уверенностью сказать, что начало этому положил Вячеслав Володин. Эта версия верна и для активизировавшейся на этой неделе дискуссии по поводу участка у речного вокзала, оказавшегося в собственности у пензенского застройщика "Фемида-Саратов".

Глава Саратова Михаил Исаев не так давно амбициозно заявил, что уже в следующем году там могут разбить сквер Петра I (по легенде, император, когда был в Саратове, ходил именно где-то в этих местах). А напомнил об этой давней идее никто иной, как Володин. Если спикер Госдумы напоминает, это автоматически становится призывом к действию.

Напомним, что вопрос возврата участка городу поднимается годами, и главная проблема — запрошенная собственником непомерная выкупная цена (180 млн руб.). В то же время сделать с этой землей владелец ничего не может — строить там нельзя. А копья ломаются по поводу того, как заставить предпринимателя пойти на уступки.

Мэрия красноречиво рассказывает о жадности бизнесмена — ему предложили сразу 9 участков на Усть-Курдюмской, а он сказал, что этого хватит на замену только половины земли у речвокзала. Тем временем чиновники пытаются изменить разрешенный вид использования участка, чтобы, как полагает блогер-краевед Денис Жабкин, появился повод для его изъятия для муниципальных нужд.

Политики сначала призывали владельца участка к "социальной ответственности" (т. е. требуют просто подарить городу драгоценный участок). Когда это не возымело результата, решили усилить прессинг и стали грозить правоохранительными органами.

О необходимости "от областной думы обратиться в прокуратуру" по итогам заседания рабочей группы по возвращению территории заявил один из ее участников, председатель социального комитета регионального парламента Иван Дзюбан. "Все фамилии и подробности, уже все давно нам известны, а прокуратура и город молчат, будто ничего не произошло. Замглавы администрации Корнеев тоже молчит, а после вообще ушел с совещания, показав свое отношение к вопросу".

Председатель облдумы Александр Романов выразил мнение, что "собственники участка пытаются нажиться на данной ситуации". "Они видят, что администрация города действует в интересах саратовцев, пытается договориться. Бизнесмены завышают цену. Но сегодня все-таки не девяностые. Сейчас выигрывает тот, кто принимает участие в развитии общественных территорий", - заключил он.

Гражданский активист, ветеран Саратовского авиазавода Александр Бернадский утверждает, что эта территория в 7 тыс. кв. м "в силу законов РФ является федеральной собственностью и никогда законным путем из нее не выбывала". Бернадский считает, что участок на набережной был выведен по той же схеме, что и территория САЗа. Более того, в документах сделки фигурируют те же самые люди и организации.

В своем обращении на имя депутата Госдумы Николая Панкова общественник пишет, что у директора ООО "ЮК Фемида-Саратов" Чубукина В.В. в настоящее время, как у ИП Чубукин В.В., в арбитражном суде Росимущество вернуло из незаконного владения 4,3 га аэродрома САЗа…

Бернадский уверен, что Росимущество сможет через суд вернуть землю из частной собственности без всяких дополнительных затрат. Одна проблема – государство должно обратиться в арбитраж с соответствующим иском, однако оно, в лице местных чиновников, "не чешется". "Вячеслав Володин сказал – никаких торгов, а они на думе сегодня опять обсуждали, сколько участков да как", - возмущается общественник.