ФОКУС ГОРОДА 09:36, 03.09.2021

Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне

8:0 в пользу оперного

Саратовский театр оперы и балета не стал таиться и рассекретил названия сразу нескольких премьерных проектов. Сезон здесь начнется в сентябре, а 2 и 3 октября публику ждет премьера оперы Бизе "Кармен". В этом же месяце театр собирается на гастроли в Уфу. Уже после Нового года будет восстановлен "Бахчисарайский фонтан" Бориса Асафьева. Этот драм-балет впервые появился на нашей сцене в 1974 году, и долгое время успешно существовал в репертуаре театра. Почти полвека спустя "Бахчисарайский фонтан" появится с новыми декорациями и в интересной интерпретации. Традиционно весной проведут музыкальный Собиновский фестиваль и даже тема уже известна – его посвятят 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.

После переезда театра в здание бывшего ДК "Тантал" его афиша претерпела изменения – часть спектаклей оттуда исключили. Не каждый балет или опера предполагают камерность, некоторым нужно пространство. Да и к тому же, как уместить на небольшой сцене прежние громоздкие декорации?  Но театр, привыкший за последние годы справляться с вызовами, и в этой ситуации не оплошал. Так технический непростой балет "SuperЗолушка" было крайне сложно представить на Новой сцене, однако на прошедшем Собиновском фестивале зрителям показали его слегка измененную версию. В наступающем сезоне театр обещает обновить декорации и выпустить в свет старые-новые "Сильву", "Дон Жуана", "Принцессу цирка", "Севильского цирюльника".

Если удастся добиться получения субсудии Министерства культуры России, то в оперном появится проект "Дебюты молодых дирижеров на саратовской сцене". "Это очень интересная идея, аналогов ей нет. Мы будем приглашать лучших молодых дирижеров, которые смогут выступить на сцене с оркестром и артистами. Колоссальный опыт получат все",- объяснил начальник службы рекламы театра Алексей Олексеенко.

Запланировано и продолжение проекта "Перспектива. Молодые артисты на саратовской сцене". В прошлом году в оперный на один вечер ради партии Виолетты в "Травите" приезжала Ксения Нестеренко. Напомним, солистка саратовского театра стала известна после победы в 2016-м  в телешоу "Большая опера". Потом она ожидаемо покинула город, сотрудничала с "Виртуозами Москвы", а сейчас является примой московского театра "Новая опера".

Так уж повелось, что новые лица в труппе театра оперы и балета появляются редко. Тем удивительнее "трансферная" кампания, которая на этот раз была проведена в межсезонье. Театр привлек в свои ряды аж сразу 6 новичков и двух "возвращенцев". Оперную часть пополнят одна из призеров недавнего "Конкурса конкурсов вокалистов"  Кристина Казарян, башкирский бас Максим Санкиров и Екатерина Федотова из Приморского театра. Балетные укрепились Максимом Бухваловым, в обновленный состав хора вошли Андрей Земцов и Елена Жевалева. Наконец, тенор Илья Говзич и режиссер Михаил Музалевский вернулись в оперный. Говзич за время отсутствия в Саратове успел поработать в Ростовском музыкальном театре, Музалевский уезжал искать счастье в Петербург.

Несмотря на все сложности, связанные с реконструкцией Исторической сцены, артисты мечтают о том, что сроки не будут сорваны, и обновленное здание сдадут, как и планировалось, в конце 2022 года. Однако, как оказалось, театр не прочь и потом оставить и площадку на 2-й Дачной за собой. Ведь у других театров есть Большая и Малая сцены, чем же оперный хуже? Тем более, что, если бы не вынужденный переезд в Ленинский район, некоторые саратовцы возможно вообще не попали бы в театр еще много лет. Но одного желания маловато, нужно заручиться поддержкой Минкульта, целого ряда других ведомств, а главное, утрясти все финансовые вопросы.

Фотобанк СарБК

Драма: от Чернышевского до Бергмана

"Я не перестаю гордиться нашим коллективом, - говорит художественный руководитель саратовского театра драмы Григорий Аредаков. – Пандемия поставила все "зрелищные предприятия" в трудные условия: нет зрителя – нет сборов, значит, меньше зарплата. Но у нас нет, и не было никаких ссор и скандалов. Все знают, что в театре не работают, там служат. Живем по Шекспировскому герою Антонию: чем труднее судьба,  тем с ней ожесточеннее борьба".

Драма, проведшая ровно прошлый сезон, начнет этот традиционно чуть позже других театров, в октябре. Зато в качестве первой премьеры представит спектакль по роману Николая Чернышевского "Что делать?". За постановку отвечает блеснувший с долгожданным "Человеком из Подольска" режиссер Игорь Коняев, инсценировку написала заведующая литературно-драматической частью театра Ольга Харитонова. Как ответит драма на традиционный русский вопрос, остается загадкой. Пока театр лишь в своих соцсетях интригует зрителей интересными фото с репетиций и предлагает принять участие в конкурсах и флешмобах.

В ноябре и декабре планируются премьеры  "Сна смешного человека" по Достоевскому и пушкинских "Моцарта и Сольери".

Но не классикой единой будет наполнен новый сезон драмы. Известный режиссер, профессор Школы-студии МХАТ Виктор Рыжаков в 2007-м ставил для саратовского театра "Валентинов день". Он же 14 лет спустя посоветовал драме пригласить своего ученика Никиту Бетехтина. Молодой мастер скоро приступит в Саратове к работе над "Танцами на праздник урожая". Эта пьеса-воспоминание современного ирландского драматурга Брайана Фрая в свое время покорила литературных критиков, а позже и театральную публику. В начале 2000-х очень успешную пронзительную историю про пятерых незамужних сестер выпустил театр Петра Фоменко. Стоит надеяться, что и в репертуаре нашего театра "Танцы" задержатся надолго.

За настоящий хит возьмется и один из асов российского режиссерского цеха Владимир Мирзоев. Он намерен выпустить в драме "Сцены из супружеской жизни". В 1973 году легендарный Ингмар Бергман снял фильм с таким названием по собственному сценарию. На создание ленты ушло всего 4 месяца, но ей удалось завоевать массу престижных кинонаград, в том числе, два "Золотых глобуса". Интересно, что в этом же году в США выпустят римейк "Сцен супружеской жизни" в виде мини-сериала. Так что у саратовцев будет возможность сравнить с оригинальным кино сразу и нашу театральную версию, и заграничный осовремененный сериальный вариант.

На новогодние праздники помимо традиционного детского спектакля театр покажет премьеру "Мы встречаем Новый год". Постановщиком выступит Виктор Мамонов, проект находится в процессе создания. Ну и без дипломных спектаклей на протяжении сезона, конечно же, не обойдется.

В планах у драмтеатра гастроли в Нижнем Новгороде, но из-за коронавирусной истории говорить, что поездка непременно состоится, пока нельзя. То же самое касается и фестивальных идей. Театр готов организовать любое мероприятие, но главное, как обычно, обеспечить финансирование.

"У любого провинциального театра сейчас есть два пути, - говорит Аредаков. - Первый – это развлекать зрителей и сплошь заполнять репертуар комедиями, на которые точно будут собираться полные залы. Мы тоже исправно выпускаем комедии, и наш зритель их любит, но делать ставку только на это нельзя. Я убежден, что наш путь другой, он образовательный, если так можно сказать. С началом проведения ЕГЭ у школьников явно просел уровень образования. Мы стараемся восполнить пробелы, знакомим и молодых зрителей, и уже взрослых с лучшими образцами классики. Для этого, в том числе, и нужны театры".

Фотобанк СарБК

Новый главреж для юных и не очень зрителей

У ТЮЗа прошлый сезон вышел неоднозначным. С одной стороны, были блестящие премьеры, вроде "Отцов и детей" и "Жаворонка, или Жанны Д.Арк", а с другой, театр закончил сезон со склоками и скандалами.

Напомним, часть артистов пожаловались в профильное министерство на плохое отношение со стороны руководства, низкие зарплаты и отсутствие доплат за переработки. Не устраивало мастеров сцены и то, что почти год после ухода из ТЮЗа Алексея Логачева пост главного режиссера оставался вакантным. Директор Игорь Баголей вынужден был экстренно подыскивать кандидатов на это место. В это время в театре как раз готовился к выпуску спектакль "Пиковая дама" в постановке выпускника мастерской Льва Додина Георгий Цнобиладзе. Методы работы молодого питерского режиссера понравились актерам, да и "Пиковая дама", говорят, вышла ладной. Решение пришло молниеносно, и Цнобилидзе стал новым главным режиссером ТЮЗа.

Теперь ему предстоит не только примирить труппу между собой и с руководством, но и наладить по-своему творческий процесс. "Пиковая дама" должна была закрыть прошлый сезон, но не сложилось: из-за вспышки коронавируса среди сотрудников театр закончил работу раньше, а премьеру спектакля по роману Пушкина перенесли на середину сентября.

Появятся на сцене театра юного зрителя в новом сезоне и два восстановленных детских спектакля. Первый "Золотой ключик" по сказке Алексея Толстого был показан еще аж в 1971 году. Интересно, что возрождать спектакль будет режиссер оригинальной версии Татьяна Осейкина. Вернется в репертуар и "Маленькая Баба-Яга", причем, в постановке легендарного Юрия Ошерова.

Фотобанк СарБК

Детская студия имени Олега Табакова готовит спектакль "Эмиль из Лённеберги" по книге Астрид Линдгрен. В основном постановки по произведениям известной шведской писательницы рассчитаны на малышей, но в случае с "Эмилем" публике обещают "сложную драматическую линию, рассчитанную на детей и подростков" и снабжают афиши возрастным цензом "12+".

О планах на взрослые премьеры в театре распространяться не стали, но уже сейчас известно, что в октябре ТЮЗ намерен активно гастролировать. Сначала на фестиваль "Волга театральная" в Самару отправится "Метод Грёнхольма". Затем придет черед "Приключений Тома Сойера", который будет показан на четвертом Международном Большом детском фестивале в Москве. Спектакль стал одной из 40 постановок, отобранных жюри среди 407 заявок, и будет представлен в категории "Лучший драматический спектакль для детей в старшей возрастной категории".

Изменений в составе труппы ТЮЗа не произошло. В конце прошлого сезона театр покинул знаковый артист и режиссер Артем Кузин, перебравшийся в столицу. Однако по заявлениям пресс-службы учреждения, он продолжит сотрудничать с ТЮЗом. В августе он проводил репетиции и вводил артистов в репертуарные спектакли, а в октябре его можно будет увидеть в "Последнем папе", "Белой гвардии" и "Жаворонке, или Жанне Д.Арк".

***

Не забудем еще про театры "Версия",  "Балаганчик",  театр кукол "Теремок", театр фокусов "Самокат", филармонию, открывшийся цирк. Если посмотреть, с каким энтузиазмом каждый из них приступает к новому сезону, то создается впечатления, что будто и нет никакой пандемии, ограничений и вечной нехватки денег. Все-таки культура, да к тому же и в Саратове – это не про заработок, а про что-то большее.

 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-09-03/8096.html