- A
- +A
- +A
Оперный батл. На Конкурсе конкурсов вокалистов удивляли экзотикой, фактурой и титулами
- 13:35, 8 июня 2021
- Комментариев[0]
Конкурс конкурсов вокалистов - одна из главных «фишек» Собиновского музыкального фестиваля. Собиновский каждый год выходит разным, но состязание двенадцати молодых оперных певцов всякий раз собирает полные залы и порождает горячие споры среди поклонников классической музыки. В этом году перед организаторами стояла непростая задача - как в условиях продолжающихся коронавирусных ограничений собрать на Конкурсе конкурсов таких вокалистов, которые порадовали бы взыскательную саратовскую публику. За эти годы зритель по-хорошему избаловался: ему и все голоса подавай, и иностранцев тоже. Не забываем еще, что они должны уже быть лауреатами или дипломантами каких-нибудь конкурсов. Одним словом, повышенный уровень сложности.
Вначале было непонятно, как заманить в Саратов иностранцев. И дело не в том, что в наш театр оперы и балета не хотят ехать, напротив, заявок с каждым годом все больше. Но из-за пандемии, во-первых, есть трудности с передвижениями по миру, а во-вторых, по приезду певцы должны были бы отбыть положенный двухнедельный карантин. То есть надо было выбирать либо не очень далеких "интуристов", либо тех, кто работает или учится в России, благо, российская опера на хорошем счету.
"Настоящий" иностранец в этот раз был только один. Да еще какой, экзотический! Нгуен Кхак Хоа хотя и является гражданином совсем неоперного Вьетнама, но учится в Академии имени Гнесиных.
Еще трое – представители стран бывшего СССР: азербайджанка Регина Рустамова давно живет в Петербурге и является приглашенной солисткой Мариинского театра; Кристина Казарян из Армении закончила ГИТИС и с успехом выступает в Москве; ее соотечественник Арсен Степанян является солистом ереванского Национального театра камерной музыки, но часто бывает в России.
Конкурс состоит из двух туров. В первом поют народные песни стран вокалистов, русские и западноевропейские романсы, во втором – арии из русских и мировых опер. Судьбу певцов решает не только профессиональное жюри, но и зрители. И если жюри присуждают первые три премии (в том числе и денежные) и называют дипломантов, то публика выбирает того, кому присудят приз зрительских симпатий. Этот приз – это не только способ потешить самолюбие, но и небольшой гонорар, а главное, поездка в один из лучших оперных театров мира. Вернее, так было в прежние годы, когда любимчиков публики спонсоры отправляли в Ла Скала или Дрезденскую оперу. В этом году опять же из-за коронавируса бонус решили отменить, но певцы все равно изо всех сил пытались понравиться зрителям.
Что для этого нужно сделать? Важен выбор самих песен, романсов и арий. Они должны быть максимально "попсовыми", узнаваемыми с первых нот. Это, например, каватина Фигаро, куплеты Мефистофеля, каватина Людмилы, ария Далилы и т.д. Еще зритель любит что-то с элементами ультра-си. К таковым произведениям относится ария Царицы ночи из оперы "Волшебная флейта". Правда, в Конкурсе конкурсов-2021 на эту суперсложную вещь никто так и не решился.
Второе – эффектная подача. Состязание по сути является выступлением с оркестром, потому лишено строгости полновесных опер. Здесь можно позволить себе вечернее платье в пол с декольте или шикарный фрак. А еще можно и даже нужно пританцовывать, включать по полной актерскую игру и все свое обаяние. Короче говоря, негласный девиз Конкурса – "Свободу классической опере!".
Молодого баритона из Питера Сергея Андрияненкова мастеровитым еще не назовешь, но зато заигрывать с публикой студент консерватории имени Римского-Корсакова уже умеет - после задорного исполнения каватины Фигаро зал взорвался аплодисментами. Приятно поразил и бас Артур Каипкулов. Когда представляешь себе обладателя самого низкого голоса, воображение рисует образ двухметрового габаритного мрачного мужчины. Каипкулов же был необычно компактным и очень жизнерадостным.
Во втором туре он на одном дыхании проскочил песню Галицкого из оперы "Князь Игорь" и куплеты Мефистофеля из "Фауста", ослепил всех белозубой улыбкой, получил свои "браво" и скрылся за кулисами. Но все же в зрительском голосовании Андрияненков, Каипкулов и все остальные проиграли 25-летней Офелии Погосян.
Обладательница колоратурного сопрано настолько легко, изящно и в то же время мощно спела сложнейшие арии из опер "Руслан и Людмила" и "Лючия де Ламмермур", что, казалось, можно расходиться и судьба первой премии на Конкурсе конкурсов решена. В итоге до призовой тройки мастеровитая и обаятельная студентка из Санкт-Петербурга не дотянула, зато удостоилась приза зрительских симпатий. И что-то подсказывает, что об этой оперной певице мы еще услышим.
В распределении мест первой тройки неожиданность случилась лишь одна. Никто не прогнозировал, что третье место уйдет к Кристине Казарян.
Непосвященному зрителю казалось, что выступление во втором туре далось ей непросто – ни одной ноты сопрано не сорвала, но все же легкости Казарян не хватило. "Серебро" жюри присудило молодому, но уже титулованному солисту оперного театра при Московской консерватории Сергею Севастьянову. Вот он как раз выглядит как классической бас – высокий, фактурный, с бородой и сурово поблескивающими глазами, если того требует ситуация. Актерская игра удивительная: когда Севастьянов исполнял монолог Бориса Годунова из одноименной оперы, то в миг преобразился в русского царя, хотя у него за спиной находились музыканты, а не декорации, а вместо расшитого драгоценными камнями кафтана на певце был обычный костюм с бабочкой. Удивительно русского по своей органике баса захотелось немедленно забрать в саратовский театр оперы и балета.
Выиграла Конкурс конкурсов вокалистов на 34-м Собиновском фестивале самая известная из представленных в программке исполнителей Регина Рустамова. Кроме работы в Мариинке и множества лауреатств на международных конкурсах она единственная из собравшихся могла похвастаться выходом в финал в телепроекте "Большая опера" на телеканале "Культура". Для оперного мира России и стран бывшего СССР это что-то вроде "Голоса" для поп-певцов. "Большая опера" случилась в жизни Рустамовой еще в 2014 году, но за прошедшее время она, кажется, стала еще лучше. Благоволила ей и жеребьевка – во втором туре певице выпало выступать самой последней. В итоге уроженка Баку увезла из Саратова очередной титул и призовые 100 тысяч рублей.
Конечно, на Новой сцене оперного театра, которая идеальна для заводского ДК, но маловата для серьезного культурного учреждения, Конкурс конкурсов выглядит не так масштабно и красиво, как мог бы. Судя по планам реконструкции, следующий Собиновский фестиваль пройдет еще в здании на 2-й Дачной, а вот уже в 2023-м его презентуют на обновленной Исторической сцене на Театральной площади. В любом случае батл оперных исполнителей уже давно зарекомендовал себя как идеальный формат для привлечения в театр нового зрителя. А если к этому добавить комфортные, как для публики, так и для певцов условия, то от желающих достать лишний билетик вообще отбоя не будет.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
-
19.11.2024, 10:24
2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий
Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц