ФОКУС ГОРОДА 10:34, 23.09.2021

"Пиковая дама". Драма на сцене и за кулисами ТЮЗа

Чтобы вы понимали, кульминацией каких событий является "Пиковая дама": в декабре 2019-го директором (не худруком, а именно директором!) Театра юного зрителя становится Заслуженный артист России Игорь Баголей, ведущий актер... Театра драмы им. Слонова! И он не уходит из родного театра, чтобы отдать все силы административной работе, как можно было бы ожидать. А руководство ТЮЗом он делит с заместительницей — Еленой Чеченко, которая ранее занимала пост директора филармонии имени Шнитке и была уволена после скандала с голодовкой ансамбля "Балаган".

В июне 2020 года Алексей Логачев уходит с поста главного режиссера, и ему не назначают замену. В декабре того же года Виктория Шанина, проработавшая в ТЮЗе 30 лет, публично жалуется на нищенскую зарплату, а потом и вовсе увольняется. За ней следуют ещё несколько артистов, включая Артема Кузина (что старательно отрицают). Ближе к концу сезона в прессу попадает письмо двадцати одного члена труппы, где они жалуются на все те же низкие зарплаты, на руководство театра, на хамское отношение и на несоблюдение карантинных мер. Письмо они отправляют в областное Министерство культуры, Вячеславу Володину и Евгению Миронову. После такого в театр приходит проверка, говорит много слов о том, что ничего не происходит, всё нормально, им показалось. Часть труппы им вторит, так что раскол очевиден.

Пока бушуют все эти страсти, приезжий режиссер Георгий Цнобиладзе репетирует в театре "Пиковую даму". Он уже работал с Саратовским ТЮЗом. Причём, его первой работой здесь был именно эскиз "Пиковой дамы" в 2016 году на творческой лаборатории "Четвёртая высота". Его постановка должна закрыть сезон. Но начинают отменяться спектакли, а потом театр и вовсе уходит на каникулы раньше, чем положено, из-за вспышки коронавируса в труппе.

По крайней мере, лето не приносит новых тревожных новостей. Руководство театра выполняет одно из требований протестующих и назначает Георгия Цнобиладзе новым главным режиссером ТЮЗа. И его спектакль становится первой премьерой сезона.

Фото Михаила Гаврюшова

Конечно, было бы здорово оценивать только саму постановку, но события вокруг влияют не только на восприятие, но даже на сам спектакль. Например, напряженность, а кое-где даже легкую скованность актеров можно списать на то, что они знают, какое пристальное внимание обращено на их версию одной недлинной повести Пушкина.

Впрочем, один человек во время премьере ничем не выдавал своего волнения — заслуженная артистка РФ Тамара Лыкова создала замечательный портрет власти и былого величия, которое отказывается быть былым. На фоне её шикарной графини остальные выглядели несколько суетливо. Хотя у Эльвиры Иртугановой вышла уместная бедная Лиза, трогающая за душу на всех положенных моментах. Артем Яксанов был похож на мима в кульминационной сцене в роли Германна, что несколько сбило пафос с его монолога. Но, возможно, ему и другим молодым актерам нужно время разыграться, потому что они-то были напряжены, а вот спектаклю в целом не помешало бы побольше внутреннего напряжение и интриги.

Фото Михаила Гаврюшова

Конечно, это не совсем их вина. Сюжет "Пиковой дамы" все (в теории) знают со школы. Какая уж тут интрига для взрослого зрителя! Напряжение было бы легко добрать музыкальным оформлением. Но пара размеренных классических пьес здорово подчеркивают настроение героев в начале истории, а вот ближе к финалу не доводят страсти до нужного накала. И мистического элемента хотелось бы побольше — все-таки это "Пиковая дама"!

Возможно, эту постановку решили адресовать не столько взрослой аудитории, сколько подросткам, которые с текстом не знакомы? Новый режиссер же хочет вернуть ТЮЗ именно юному зрителю. Спектакль был призван продемонстрировать актуальность классики. Насколько вам актуальна история про азартные игры, алчность, толкающую на преступления, и старушек, из которых все мечтают вытряхнуть нечто ценное, судить вам самим. Но спектакль продолжительностью в 1 час 20 минут вполне подойдет для похода в театр всем классом. Кстати, тут и текст Пушкина постарались сохранить по максимуму.

Фото Михаила Гаврюшова

Даже костюмы соответствуют историческому периоду, в который происходит действие повести! Хотя их оформили в трех цветах — черном, белом и красном, что, конечно, выглядит стильно и минималистично. В плане декораций и оформления сцены всё ещё минималистичнее. Назвать почти пустую белую сцену особым новаторством в 2021 году трудно, но это позволяет свободно использовать технические возможности нового ТЮЗа, что всегда приятно видеть. Уже почти привычных проекций экранов в этот раз нет, но работа художника по свету Максима Шлыкова очень впечатляет. Вся мистика, которая тут есть, — его заслуга.

"Пиковая дама" вышла типичным спектаклем провинциального ТЮЗа. В чем-то современным, в чем-то консервативным, легким для просмотра и несущим все нужные мысли. В любой другой ситуации этого было бы достаточно. У нас ведь и есть провинциальный ТЮЗ, и предугадать, что драма за кулисами будет более захватывающей, чем действие на сцене, было невозможно. (Если бы можно было, для открытия сезона стоило бы придержать "Жанну Д’Арк", да?) Но отдельные выросшие на этом театре критики, которые помнят постановки аж Киселева, продолжают ожидать от театра чего-то большего. Впрочем, дадим главному режиссеру время, может, он нас ещё удивит.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-09-23/8117.html