ФОКУС ГОРОДА 19:02, 05.03.2022

Темы недели: изгнание Бондаренко, реформа мэрии, индекс гречки

Отозвали под шумок

Вот и стало тихо в думе, приуныли зеркала… На этой неделе коммуниста Николая Бондаренко лишили полномочий депутата Саратовской облдумы.

О том, что такая угроза нависла над ним, стало понятно еще год назад. Официальный повод был назван уже тогда – монетизация роликов на YouTube-канале "Дневник депутата". Однако "маховик репрессий" в отношении коммуниста притормозил. За это время на него успели повесить два штрафа по 300 тысяч рублей за нарушения при проведении массовых мероприятий (а в неотдаленном будущем перед ним даже маячит перспектива уголовной статьи за неоднократное нарушение законодательства о митингах и шествиях). И вот, наконец, единороссовское большинство дало ход своей "заготовке".

Момент был выбран удачный. Изгнание скандального коммуниста из думы прошло незамеченным за украинскими событиями. В мирное время оно бы сразу поднялось в топ федеральных новостей. Теперь же все прошло тихо и провинциально, хотя коммунисты постарались и тут не упустить свой фирменный антураж. Баннер "Трусы мстят Бондаренко", переданный в президиум памперс для "испугавшегося" парламентского большинства, а после голосования — демарш с выходом с заседания.

Саратовская областная дума лишилась своего самого яркого представителя, благодаря которому заксобрание несколько раз успело прославиться на всю Россию. Достаточно вспомнить скандал с "макарошками" бывшего министра труда и занятости области Натальи Соколовой, эпизод с потасовкой на одном из заседаний, картинное падение коммуниста с лестницы... Выступления Бондаренко превращали любое думское заседание в марафон: были побиты все мыслимые рекорды продолжительности парламентских сессий, они растягивались даже не на один день... Единороссам, которые привыкли к быстрому механическому одобрению всех спущенных сверху инициатив, такой расклад явно не доставлял удовольствия.

За все эти годы дума так и не приняла и не одобрила ни одной инициативы Бондаренко и его товарищей, так что его речи в основном были направлены на критику коррумпированной, забывшей о народе власти. Бондаренко приходил на заседания в основном для того, чтобы набрать нового контента для Ютуба.

Каково будущее политического смутьяна? Осенью этого года нас ждут новые выборы в облдуму, а также выборы губернатора. Бондаренко ранее заявлял о желании поучаствовать в предстоящих выборных кампаниях. Но, конечно, власть предержащие уже не повторят прежней ошибки и больше не пропустят его в региональный парламент. Если Бондаренко и дойдет до выборов, то дальше них он не продвинется. Впрочем, некоторые прочат ему федеральную карьеру в партийных структурах КПРФ.

Что касается нынешнего состава областной думы, то он "доживает" свои последние месяцы. Вероятно, мы еще увидим какие-то прощальные символические акции от коммунистов. Но вот то, что в новой думе будет такой же активный "красный уголок", рассчитывать не приходится.

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

На работе думы уход Бондаренко отразится прежде всего вниманием к работе думы. Сейчас вообще не та ситуация, чтобы обращали много лишнего внимания на работу региональных законодательных собраний в целом, а Бондаренко был неким активатором, драйвером, который привлекал внимание, в том числе и на федеральном уровне. Я не говорю, что это было положительное внимание, скорее оно было отрицательное, потому что сейчас региональные парламенты в большинстве своем гораздо более спокойно работают, чем в Саратове. Думаю, дума уйдет из информационной повестки полностью, но не из-за Бондаренко, а из-за изменения внешнеполитической ситуации. А то, что его там нет… Даже те редкие поводы о думе говорить исчезнут. Но я не думаю, что это к худшему сейчас.
В целом ситуация такова, что не до Саратовской областной думы. Тем более, срок полномочий ее заканчивается. Я не знаю, как будет развиваться ситуация дальше, будет ли продлеваться срок ее полномочий каким-то образом или нет. Формально уже сейчас депутаты должны подумывать о начале каких-то избирательных кампаний, привлекать внимание к себе и органу, где они работают. Но не думаю, что сейчас вообще получится заинтересовать. Что от них сейчас ждут – это, по опыту других регионов России, мер поддержки бизнеса и населения в связи с экономической ситуацией. Но я думаю, что, как обычно, в Саратове нет денег. Поэтому все эти меры, если и будут приняты, то по указанию сверху, а остальное сейчас людям интересно в меньшей степени. Думаю, может и неслучайно решение об отзыве Бондаренко было принято в то время, когда это уже не могло стать одной из главных новостей в информационной повестке. По-русски это называется "под шумок".

Фото СарБК

Перестановка слагаемых

В администрации Саратова продолжается управленческая реформа. На днях гордума согласовала так называемую децентрализацию власти в Саратове, что называется, раздала "всем сестрам по серьгам": депутаты ликвидировали должность замглавы администрации по градостроительству и архитектуре, которую занимала Наталья Согомонова, а ее полномочия и находившийся в ее ведении комитет по архитектуре передали первому заместителю главы Дмитрию Алексееву. Комитет по управлению имуществом переподчинили замглавы по экономическим вопросам (Алексей Никитин). Управление развития потребительского рынка ликвидировали, а его функции передали районным администрациям, департаменту Саратовского района и комитету по экономике. Все это сделано для повышения эффективности работы муниципальной власти.

Райадминистрациям и департаменту передали еще ряд полномочий. Так, с 1 апреля районные власти будут отвечать за ремонт и содержание дорог, оборудование мусорных площадок, снос аварийных и самовольных построек, приватизацию, заказ кадастровых работ, признание граждан малоимущими, согласование дендропланов, выдачу разрешений на рекламные конструкции, на авиационные работы, контроль незаконной торговли, а с 1 мая – за обследование дорог, выдачу разрешений на земляные работы, перепланировку помещений и перевод жилого помещения в нежилое.

Дмитрий Алексеев считает, что таким образом указанные услуги станут "ближе" к гражданам, поскольку обращаться придется не в мэрию, а в районную администрацию. Отраслевые комитеты мэрии займутся выработкой общей политики и координацией районных властей, а в перспективе в областном центре могут возродить и "институт районных архитекторов".

Фото СарБК

Складывается впечатление, что последние 2-3 года существования органов местного самоуправления в Саратове представляют собой исключительно череду непрекращающихся оптимизаций. Мелькают лица новых назначенцев и функционеров, некоторые из которых не задерживаются и пару месяцев. И все, конечно же, подается под соусом повышения эффективности работы муниципалитета.

Например, три месяца назад в структуре администрации появился департамент по Саратовскому району, управления муниципального контроля, по культуре, по труду и социальному развитию, по физической культуре и спорту переименовали в комитеты…

Замглавы администрации по градостроительству и архитектуре тогда же перевели в прямое подчинение главы города, что было изначально, но 15 февраля 2021-го мэрия попросила еще предыдущий созыв думы переподчинить его первому замглавы. Не прошло и трех месяцев, и эту должность вообще ликвидировали.

Хотите еще телодвижений? В июне прошлого года комитету по архитектуре вернули функции в сфере градостроительства, которые у него были изначально, но их отобрали и передали КУИ… Причина – повышение эффективности. И возврат полномочий комитету по архитектуре объяснили тем же. В начале 2021-го в мэрии были упразднены должности заместителей главы по городскому хозяйству и по строительству (полномочия и объединил в себе первый зам), а также должность замглавы по стратегическому планированию (она и просуществовала-то недолго; полномочия передали заму по экономическим вопросам). Добавьте сюда расширение Саратова — и имитация бурной деятельности становится воистину бескрайней. А ответственность властей за происходящее в городе все больше размывается.

В общем, иногда думаешь, что чиновники настолько увлечены своими аппаратными играми, что на их непосредственную работу (например, контроль за бездомными собаками, общественным транспортом, уборкой снега) у них времени уже не остается.

Фото СарБК

Мнение эксперта

Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"

Видимо, передача полномочий нужна для создания районных МУПов по благоустройству. Я еще лет 5 назад писал в статье, что МУП – это самая неэффективная единица, и государство уже давным-давно должно было от них избавиться, но мы видим обратное. Когда организовывают МУПы – это не значит, что будет лучше. И не надо подменять понятие "децентрализация" понятием "снятие ответственности", а сейчас, на мой взгляд, именно это и происходит.

Почему я считаю МУПы неэффективными. У бизнеса главная задача – зарабатывать деньги, у бюджетной организации задача – эффективно тратить деньги. А МУПы – это нечто среднее, это вроде бы и не государственное, но и не частная единица. И какие-то МУПы зарабатывают деньги, например, которые оказывают ритуальные услуги, а какие-то, которые, как в нашем случае, занимаются благоустройством, они должны наоборот тратить бюджет - высаживать деревья, убирать снег зимой. В итоге получается так, что одни МУПы зарабатывают деньги и делают это плохо, потому что коммерческую организацию контролирует собственник, он заинтересован в прибыли, а у руководства МУПа нет такой задачи, и зачастую за счет МУПов они пытаются обогатиться, вывести деньги. Но и тратить деньги эффективно у этой единицы не получается, потому что руководитель такого МУПа не несет никакой ответственности за то, как эти деньги будут потрачены. У них нет к этому стимула, им надо закрыть пятую точку, подписать документы, что они что-то сделали. Они что уберут снег, что его не уберут – одно и то же, ответственности никакой.

От создания МУПов по благоустройству у нас ведь не станет больше той или иной техники, правда? Они просто поделят все ресурсы на эти 6 или 7 частей. И может получиться такое, что в одном районе техника простаивает, а в другом она необходима. Когда все находится в едином ведении, то всегда можно организовать оперативную переброску.

Поэтому я к процессу этой так называемой децентрализации отношусь как к процессу снятия ответственности с конкретного лица. По опыту других городов можно сказать, что все это держится централизовано. Например, в Москве. Выделять какие-то районные структуры, делать что-то более приоритетным или менее приоритетным – это не разумно, это вредно. Поэтому я думаю, что никаких улучшений ждать не стоит.

Власть следит за гречкой

Сложная экономическая ситуация, в которой Россия оказалась из-за начала военной операции на Украине, начала сказываться на полках магазинов. Некоторые торговые сети, в первую очередь реализующие импортную продукцию, уже заявили о подъеме ценников. Поползли вверх и цены на продукты — впрочем пока сверхъестественных скачков не замечено. Подробнее о том, как начинает складываться ценовая ситуация — в нашем обзоре.

За ситуацией на рынках будет следить специально созданный "оперативный штаб по контролю за всеми сферами жизнедеятельности в регионе". Он должен отслеживать 40 позиций товаров. На этой неделе в штабе обеспокоились ростом цен на строительные материалы на 28%. Производителям и сетям, которые будут повышать цены слишком резко, гарантирована проверка со стороны антимонопольной службы.

Тем временем, граждане действуют так, как они привыкли действовать в преддверии экономических потрясений. С полок стали сметать гречку, муку, сахар, туалетную бумагу. Гречка — это вообще лакмусовая бумажка происходящих в стране перемен, хоть какой-нибудь индекс гречки вводи.

Яндекс Новости

Чиновники правительства вновь убеждают народ, что дефицита в этих товарах нет. Показывают фотографии заполненных оптовых складов, рассказывают о двухмесячном запасе самых дешевых, "социальных" продуктов. Ажиотаж подстегивают перекупщики, которые надеются навариться на товарах после их подорожания (они берут все — от круп до брендовой туалетной воды). Это заставляет торговые сети вводить ограничения на покупку для одного человека.

На потребительский ажиотаж санкции влияют и напрямую: из России уходят все новые сети и бренды. Те, кто откладывал покупку на потом, действуют сейчас. Да и сколько будет стоить тот или иной товар через пару недель, через месяц? Население готовится к тому, что придется затягивать пояса, и в то же время тратит сбережения, чтобы те не сгорели в пламени санкций и войны.

Мнение эксперта

Александр Степанов, член Общественной палаты Саратовской области

Я давал недели три назад уже кому-то комментарий по поводу того, что цены растут, если можно так сказать, в обычном режиме. Гречка и прочие крупы, повседневные. Я тогда сказал, что если это идет и есть какое-то основание, то, наверное, органы власти должны это отслеживать, прогнозировать и каким-то образом – рыночными ли, не рыночными ли методами, не знаю – влиять на это. И тот орган, который создали, он каким-то образом коррелируется с той постановкой вопроса, что я давал несколько раньше. Я считаю, что эта структура должна не просто следить, но и пояснять. Возможно, где-то рост цен обоснован, а где-то нет, и тогда с этим надо что-то делать. Здесь в первую очередь роль должна играть антимонопольная служба, ну и, конечно, соответствующие органы местного самоуправления, государственные органы, которые за это дело отвечают.

Во-первых, это их, этих госорганов, функция. В том, что сейчас создали такой штаб, я ничего необычного не вижу. Но то, что сейчас, учитывая общую ситуацию, мы можем увидеть неожиданные скачки цен - да, это правда так. Поэтому решение о создании штаба принято своевременно.

Я единственное, что считаю, - надо больше выходить на публичную аудиторию, в СМИ, и давать результаты своего мониторинга, прогнозы. Хотя дело это тонкое. Где-то неверно брошенное слово может привести к необоснованному ажиотажному спросу, как было в советские времена, да и в наше время тоже. Это очень осторожная тема должна быть, но давать информацию просто необходимо.

А сейчас мы не знаем, что нас ждет дальше. Мониторинг хотя бы сможет сделать выводы о ситуации на потребительском рынке сегодня.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-03-05/8267.html