ФОКУС ГОРОДА 11:14, 13.05.2022

Нечисть балаковского розлива. В Саратове показали нашумевший мюзикл "Вий"

Режиссер из Самары Александр Мальцев знаком саратовцам по благотворительным спектаклям с участием бизнесменов и руководителей крупных компаний. Но это так, в свободное от работы время. А вообще Мальцев много и успешно ставит в самарских театрах, да и по всей стране. Только в ТЮЗе Балакова за последние годы мастер успел выпустить 3 спектакля. С "Вием" здесь начали "плясать" как раз от режиссера, потому что, как выяснилось, Мальцев последние 15 лет мечтал создать что-то завораживающе музыкальное на основе гоголевского хоррора. Когда в 2019-м ему позвонили из Балакова и сказали готовиться к постановке, он сразу даже не поверил. Но мечте суждено было осуществиться, а "Вию" - стать событием для саратовской сцены.

Постановка изначально заявлена, как рок-фантазия. Почему именно рок? Ну есть в нем какая-то чертовщинка, как ни крути. Собственно самого рока в постановке не так и много, он лишь придает огня самым знаковым моментам. Куда больше народных украинских песен и церковных песнопений (актеров этому виду вокала обучал отдельный педагог). Поют все в живую, делают это хорошо, танцы тоже на уровне. Вообще чувствуется, что спектакль по-хорошему наигранный. С момента премьеры прошло 2,5 года, и за это время крупные сцены были доведены до идеала, а акценты расставлены так, чтобы влюблять публику в происходящее все больше с каждой минутой.

Фото: страница ТЮЗа имени Лебедева в сети ВКонтакте

При этом видно, что какого-то потрясающего бюджета у постановки нет. Здесь все довольно скромно внешне по сравнению с тем же мюзиклом про Жанну Д.Арк киселевского ТЮЗа, но очень достойно по смыслу и исполнению. В плюсы запишем еще и высокую динамику действа. В повествовании практически нет второстепенных эпизодов, оно не провисает и не заставляет зрителя, скучая, тянуться за смартфоном.

Главные роли достались Максиму Ткачу и Владе Игнатьевой. Реалии кастингов таковы, что при выборе актеров на возраст уже так строго не обращают внимание (да и на пол тоже), но как же прекрасно, когда все совпадает. Все-таки Хома Брут должен быть молодым и симпатичным, за него должно хотеться переживать, а Панночка — юной барышней с абсолютно потусторонними талантами.

Фото: страница ТЮЗа имени Лебедева в сети ВКонтакте

Отважный, но неудачливый бурсак из Ткача получился отличным. Поет и танцует хорошо, мечется в попытках уберечься от чар новоприставленной дочки сотника так, что аж сердце замирает. Но все же функционал у его персонажа не такой богатый, как у Панночки. Владе Игнатьевой после каждого "Вия" в пору вызывать священника и проводить обряд экзорцизма. Из ее героини на самом деле будто бесы выходят — Панночка говорит то тонким голоском ребенка, то грубым басом, устрашающе сверкает глазами, а природная пластичность делает из каждого ее движения отдельный спектакль. Только на одни лишь ее руки, что показываются из гроба, танцуя какой-то собственный дьявольский танец, можно смотреть бесконечно долго.

Фото: страница ТЮЗа имени Лебедева в сети ВКонтакте

Эта актриса знаменита не только свой профессиональной деятельностью. Зимой 2020 Игнатьеву задержали во время несогласованной акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Суд посчитал девушку организатором шествия и вынес суровый приговор — актриса отсидела в спецприемнике 10 суток ареста. Одним словом, мятежная природа самой Влады Игнатьевой как нельзя лучше совпала с инфернальностью ее непростого персонажа. За Панночку она вполне заслужила отдельную статуэтку "Арлекина" как лучшая актриса, но жюри, видимо, посчитало, что "Вию" и так достаточно отдали.

Фото: страница ТЮЗа имени Лебедева в сети ВКонтакте

Вот чего не увидели зрители в постановке Балаковского ТЮЗа, так это самого жуткого гнома с железным лицом и не услышали легендарное "Поднимите мне веки". По словам создателей, для них Вий — это не монстр из преисподней, а "сама судьба, в глазах которой вся безысходность жизни, если она не озарена светом духовности".

Про судьбу — это в точку. Разве могли догадаться в театре, выпуская премьеру осенью 2019 года, что украинские народные костюмы, песни, украинский язык весной 2022-го будет совершенно неожиданно восприниматься неоднозначно. Но куда хуже было бы поддаться культуре отмены, ведь тогда саратовская публика лишилась бы одного из самых ярких спектаклей последних нескольких лет.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-05-13/8324.html