Культура

"Сердце пармы"— игра престолов по-пермски. Заметки киномана

  • 13:58, 14 октября 2022

Вогулы (так называли манси) приносят человеческие жертвы богине-матери Сорни Най (в шикарном природном объекте "Каменный город", который вообще-то связывают с чудью). Но сидящих в кустах новгородских наёмников это не волнует. Они не спасать христиан пришли, а воровать статую богини из чистого золота.

Воруют по заказу русского князя. Он показан "толковым мужиком"(тм), у него есть сын лет 10 и никаких следов жены. На что князь рассчитывал, разозлив опасных вогулов? Видимо, не такой уж он и толковый, потому что вогулы закономерно приезжают за своим предметом религиозного культа, убивают князя и сжигают город и жителей.

Хорошо, что Сергей Пускепалис в роли воеводы спасает наследника. И заодно его будущую невесту —  Тиче (или Тичерть), дочь спившегося кнеса.

m.kino-teatr.ru

Маленький князь отправляется в город Чердынь — подрастать. А Тиче дотронулась до Золотой бабы, и теперь она — ламия, что-то вроде живого воплощения Сорни Най. Она превращается в рысь и уходит жить с Розой Хайруллиной.

Сюжет перескакивает на несколько лет вперёд, и вот уже молодой князь (Александр Кузнецов, "Кислота", "Скиф") вынужден заниматься налогообложением местных жителей в пользу Москвы. Армии у него нет, но он умеет договариваться. Собранную им дань вовремя отправляют в столицу, и той на Пермский край снова становится плевать. Князь женится на своей магической женщине (Елена Ербакова), заводит детей. И жили бы они долго и счастливо, если б ему не прислали чересчур ретивого епископа и опального чиновника.

Рейтинг "16+" за голую женщину и жестокие боевые сцены. Последнее — самая удачная часть фильма. Снято без особых подробностей, но кровавенько и динамично. В "Сердце пармы" видно потенциал, видно богатый исторический материал. Очень хорошо видно попытку выдать "Игру престолов по-пермски" — визуальные заимствования с трудом балансируют на грани между реверансами и "списыванием".

m.kino-teatr.ru

Но также хорошо видно и упущенные возможности. Языческая золотая богиня так шикарно начинает сюжет и… быстро становится неважна. Хотите узнать больше о ее способностях? Смотрите что-нибудь про "Перевал Дятлова". Тут будет только женщина-кошка, простите, рысь и немножко вибрации камеры.

Абсолютно все персонажи не раскрыты, а намечены. Это яркие наметки, поэтому кажется, что характеры у некоторых есть. Но по факту самый раскрытый там епископ в исполнении Евгения Миронова. И он — это отличный бытовой злодей. Он приходит со своим уставом в чужой монастырь, точнее, в чужое княжество. Шлёт регулярные доносы на князя и его не христианскую жену. А когда приезжают москвичи и начинают убивать всех без разбора, он искренне удивлён и предъявляет им претензии, мол, я же вас веру позвал людям внушать, а не вот это вот всё.

m.kino-teatr.ru

Главному герою начинали делать личность: он вроде как думает головой вместо того, чтобы размахивать оружием. Но как только у него заводятся жена и дети, он как миленький идёт воевать. И индивидуальности у него становится не больше, чем у других бородатых мужиков, которые его окружают. Мужиков можно иногда различить по цвету бороды. Кого-то явно гримировали под эльфов, кого-то под гномов, а кого-то под Арагорна. Но Арагорна не вышло.

Актёрская игра получается так себе, потому что играть нечего. Фильму не хватает времени ни на что, кроме широких мазков. Заметный образ получается только у Елены Ербаковой, которая играет взрослую Тиче. Она выжимает всё возможное из роли "экзотической" магической женщины. Жаль, у нее нет внятной линии, и мотивация и роль в сюжете не идёт дальше "люблю его, хочу быть с ним". При том, что любовь у них не глубже идеи "они предназначены друг для друга", ведь их отцы сказали, что их надо поженить, когда им было лет по 10. Других нормальных героинь нет.

m.kino-teatr.ru

Про историческую достоверность костюмов, доспехов и оружия даже не задумывайтесь. Это не историческое кино, это фэнтези. С ритмом тоже проблемы. Режиссёр Антон Мегердичев ("Движение вверх", "Метро") вообще-то опытный, но все равно фильм то несётся, то пять минут топчется на одной сцене. Даже шикарных пейзажей Пермского края недодали!

Все проблемы "Сердца пармы" объясняются тем, что она хочет быть "Игрой престолов". И она может, материала в книге хватит. Но "Игра престолов" — это сериал на восемь сезонов. Представьте, что ее впихали в 2 часа 40 минут. Много бы там осталось от сложных персонажей, от их сильных арок, от сюжетных линий с внятным началом и концом? Поэтому в "Сердце Пармы" их и нет.

m.kino-teatr.ru

Чтобы сделать такую историю хорошо, нужно больше экранного времени. Если денег на 10 серий не было, надо было делать хотя бы 4-5. На сколько хватило бы отснятого.

Это дало бы возможность переживать за героев. В финальной битве бы сошлись не безликие "москвичи" и "люди из провинции", а важные для вас персонажи, защищающие свой край от угрозы средневекового империализма.

m.kino-teatr.ru

За репрезентацию малых народов тоже обидно. Тут не хватает минимального рассказа о том, кто вообще принимает участие в сюжете. Это же не выдуманные народы "Игры престолов". Это реальные люди, чьи потомки живут на Урале и в соседних регионах. Этнографического материала хоть отбавляй! Такой мог бы сериал выйти! А сейчас в картине с местом действия в Пермском крае не видно коми зырян, татары в одной сцене, а кто остальные, непонятно.

Стоит ли это смотреть? Если вам хочется около-исторический фэнтези боевик на большом экране, можно. Но не завышайте ожидания. Если вы читали книгу, подходите ещё осторожнее. Сюжет сильно сократили, многих персонажей выкинули, и кончается все не так. В остальных случаях ориентируйтесь на вопрос: "Насколько мне важно поддержать кинотеатры?"

"Сердце пармы", трейлер

Забавно, что создатели фильма стараются не делать "Сердце Пармы" слишком уж острым высказыванием об отношении центра государства к "малым народам" и их культуре. Но из песни слов не выкинешь. В одной сцене вождь вогулов (это, напомню, реально существующие манси) выговаривает своему шаману, что тот слишком спокойно относится к христианскому богу и людям, которые его несут. Он говорит: "Они уничтожат наших богов, а потом и наши земли". И где он был неправ?