Общество

Темы недели: убытки СГЭТ, на электрокаре в глэмпинг, снова эпидемия

  • 21:04, 16 декабря 2022

Вниз по рельсам

От редакции

Позитивные изменения, которые произошли в последние годы с "Саратовгорэлектротрансом", никак не повлияли на его экономическое состояние. Об этом стало известно на этой неделе во время обсуждения работы предприятия в городской думе.

Традиционно встречи с руководством предприятия больше напоминают поминки, и эта не стала исключением. За прошлый год СГЭТ образовал долгов на 824 млн рублей, за 9 месяцев этого – больше 600 млн. Как же так, спросите вы? Ведь у нас с начала 2023 года собираются начать строить линию скоростного трамвая. В целом проект оценивается аж в 17 млрд рублей! За последние годы городу были переданы десятки относительно новых московских машин и несколько совсем новых энгельсских "Адмиралов". Возрождено троллейбусное сообщение между Саратовом и Энгельсом, строятся космические планы по продлению маршрутов до окраин...

Но, конечно, все это кажется противоречием только на первый взгляд. На самом деле, вместе с новыми маршрутами и новой техникой приходят и новые расходы. Например, возрожденная "девятка" стоила СГЭТ 23 млн рублей невозвратных денег. А вот новых источников доходов не прибавляется. Как сообщила депутатам замгендиректора СГЭТ Наталья Жирнова, себестоимость одной поездки составляет 50 рублей. Билет, напомним, стоит 30, а за льготников предприятие получает и вовсе смешную компенсацию в 12 рублей. Расходы на новые троллейбусы гораздо выше, чем на старые, а еще в предыдущие годы по требованию Володина сотрудникам предприятия повышали зарплаты... Хотя вопросы о том, как же это все ляжет на плечи убыточного предприятия, раздавались и тогда.

Так сошлось, что на этой неделе появилась еще одна новость о саратовском электротранспорте. Мэрия в ходе общественных обсуждений поправок в Генплан отказалась от намерений по возвращению трамвайного движения на улицы Московскую, Горького, Радищева, Октябрьскую и Советскую (да-да, были документе и такие пункты!). То есть планы по развитию рельсового электротранспорта строго ограничены проектом так называемого "скоростного трамвая". Он перспективен с точки зрения привлечения денег и освоения госконтрактов, остальные возможные ветви обрублены. А в этой системе координат вопрос востребованности и безубыточности транспорта вообще, вероятно, не ставится.

Фото СарБК

На этой неделе на портале "Лица" появилась жалоба по нашей теме, адресованная Володину. В ней разгневанный горожанин высказывал недоумение по поводу графика движения электротранспорта, который отправляют в депо, хотя на остановках еще стоит много пассажиров.

"Час пик: толпа платежеспособных пассажиров готова нести прибыль предприятию, но СГЭТ активно от нее отказывается – парадокс. При этом в новостях постоянно читаешь новости о нехватке средств в СГЭТ... Что уж говорить о других маршрутах, если даже возведенная в ранг особенной "тройка" в часы пик увеличивает интервалы до неприличного размера. Двухвагонные "тройки" — уже редкость. Одновагонные ходят битком. Мэрия города делает все, чтобы пассажиры уходили к частным перевозчикам – маршруткам. А потом эта же мэрия будет бессовестно говорить о снижении пассажиропотока на электротранспорте и критическом состоянии дел в муниципальном СГЭТ", — пишет автор, назвавшийся Сергеем.

И дальше следует прогноз: не сведется ли эффект скоростного трамвая к тому, что вагоны будут просто на большей скорости проезжать мимо пассажиров в депо?..

Мнение эксперта

Виктор Марков, депутат Саратовской гордумы

Это предприятие вообще планово убыточное, и по-любому нужны дотации – или из местного бюджета (городского я имею в виду), или из областного. Без этого никак.

Вопрос увеличения компенсации за льготников – это вопрос областных властей. Это их закон, они обязаны за них платить. Они считают, что достаточно 12 рублей, хотя на самом деле это не так – этой суммы недостаточно. И в связи с этим уже возникли вопросы. Основная проблема как раз вот в этом – провозка льготников бесплатно при недостаточной компенсации затрат из бюджета.

Если ничего не решать, то ничего не будет. Деньги-то выделяются регулярно на компенсации, только не за льготников, а для поддержки предприятия. Так что, пока деньги в бюджете – городском и областном – есть, предприятие будет существовать, вопрос будет решаться.

Гостинцы из Москвы

От редакции

Пока мы озабочены разваливающимися дребезжащими трамваями, мысли чиновников областного правительства летали, можно сказать, в эмпиреях. В Москве они встречались с членами так называемого саратовского землячества (видными уроженцами региона, которые добились успехов в столице). И, надо думать, при их посредничестве провели переговоры с целым рядом потенциальных инвесторов.

Фото: телеграм-канал губернатора области Романа Бусаргина

Так мы узнали, что в Саратовской области планируют производить электромобили. Речь идет об отверточной сборке по совместному проекту с китайской компанией FAW. Причем, как следует из сообщения пресс-службы губернатора Романа Бусаргина, в Энгельсе хотят изготавливать также аккумуляторы и зарядные станции для этих машин.

По словам главы региона, на предприятии будут работать до 270 человек, а уже в следующем (!) году там планируется собраться 2 тысячи электромобилей. По предварительным данным, вложения в проект могут составить 5 млрд рублей.

В этой информации удивляет все— и сроки, и объемы, и сама продукция. Почему китайцам понадобилась именно производственная площадка в Энгельсе, которая удалена от основных рынков сбыта электрокаров (это, очевидно, столичные регионы, в Саратове никакой инфраструктуры для подобного транспорта нет)? Неужели выгоднее импортировать запчасти и скручивать их здесь, чем производить это все в Китае и ввозить в готовом виде?

Но больше всего настораживает отсутствие какой-либо предыстории у этого проекта. Например, про предполагаемую продукцию завода ничего не известно, как и про какие-то планы ее закупки или использования. Не удалось найти информации и о компании "АльфаТех", которая выступает инвестором. Как-то внезапно они появились у всех на горизонте.

Вообще попыток организовать производство автомобилей в Саратовской области предпринималось как минимум несколько. Похожая история имела место в 2014 году, когда в правительстве области даже подписывали соглашение о сборке автобусов китайской марки Dongfeng в Красноармейске. Даже придумали, что модель будет называться Saratov. Но никаких шагов по реализации этого проекта предпринято не было.

Еще одним привезенным из Москвы "сувениром" для региона стал проект по созданию в регионе сети глэмпингов — этаких элитных палаточных лагерей, предлагающих максимально комфортный отдых на лоне природы.

купол55.рф

Для области эта тема не новая, такие места отдыха у нас уже есть. Теперь же речь идет о том, что элитный отдых будет поставлен у нас "на поток". Услуги такого рода — удовольствие недешевое, но в правительстве области, видимо, считают, что обычных граждан эта перспектива должна радовать, потому что рассказывают о ней уже не в первый раз. Особую пикантность этой ситуации добавляет то, что один из глэмпингов может, судя по всему, появиться неподалеку от утеса Степана Разина, где и дороги-то до этого года не было.

В общем, странные дела творятся на этом свете. Пока в одном месте делают буржуйки и балаклавы для фронта, в параллельной реальности обсуждают электромобили и глэмпинги. Первое — наша реальность, второе — красивая картинка, на которую хочется отвлечься, но в которую совершенно не веришь.

Мнение эксперта

Александр Анидалов, председатель комитета по промышленности и инвестиционной политике Саратовской облдумы

Идей, начиная от "айфонов", было много. Как говорится, по одежке протягивай ножки, но какая-то сумасшедшинка все-таки должна быть. Иначе зачахнем.

Глэмпинг-клубы – это те же кемпинги, только с дополнительными вип-услугами. Конечно, мы можем это реализовать, это не так сложно. Но зачем это нужно Саратовской области, если у нас можно просто нормальные, доступные турбазы поставить без этих изощрений?

А что касается электромобилей, то я не вижу базы для этого. Я промышленность пытаюсь анализировать как председатель думского комитета и понимаю, что у нас огромные проблемы с кадрами. У нас для действующей-то промышленности кадров не хватает. Огромные проблемы с подготовкой айтишников. Для обычных-то автомобилей вся база программного обеспечения очень сложно готовится. Но у нас, к сожалению, наблюдается нехватка квалифицированных кадров на уровне министерств, тех, кто будет этим хозяйством управлять на уровне области и муниципалитета. Мы пробовали реализовать достаточно амбициозные проекты, например, в Петровске. Инвестор готов был зайти на машиностроительный завод. Казалось бы, достаточно там серьезные возможности, но оказалось, что нет уже кадров, поэтому они покрутились и ушли.

Я напомню, что прежде, чем строить Балаковскую АЭС, за 20 лет до этого начали открывать специальности и готовить специалистов, в том числе в сопутствующих направлениях. Дай бог, если нынешние амбициозные планы будут поддержаны на среднем и нижнем уровне. Цели надо ставить и пытаться их реализовывать, но это должно быть системно, а не точечно!

Вирус беспокойства

От редакции

Еще официально не завершилась пандемия коронавируса (до сих пор есть штаб, который ежедневно собирает и рассылает сводку о количестве зараженных), а мы оказались во власти новой вирусной напасти, правда, уже более традиционной. Такого пиетета, как к коронавирусу, к привычным инфекциям вроде ОРВИ и гриппа в регионе не испытывают. А ведь прирост случаев ОРВИ составил 221%. Но ни масочный режим, ни какие-то другие меры никто и не думает вводить. Разве что школы и детсады пачками уходят на карантин, но это обычное дело.

Фото СарБК

Интересно, что на этом фоне некоторые родители стали просить власти отправить всех детей на "дистанционку", как это было в ковидные времена. Идея встретила одобрение не у всех. В опросе в телеграм-канале СарБК "за" всеобщий карантин выступили 57% участников, соответственно, 43% были против. В числе противников оказались и региональные власти, которые жертвовать учебой не согласились.

В предыдущие два года эпидемий ОРВИ и гриппа не наблюдалось — вероятно, сказались ковидные ограничения, ну или просто обычная простуда никого не волновала. Теперь же снова говорят о свином гриппе (H1N1): мы им давно уже переболели, но у многих он все равно проходит тяжело, с высокой температурой.

Впрочем, у медицины в эту напряженную пору мы видим узнаваемые "симптомы": снова перегружены телефоны "скорой" и поликлиник, в медучреждениях очереди. Министр здравоохранения области Олег Костин настойчиво просит жителей не вызывать "скорую" даже при высокой температуре, а использовать обычные жаропонижающие. Однако жители, истерзанные двумя годами ковидных ужасов, все-таки звонят и вызывают. Да и без врача совсем не обойтись — больничный-то нужен.

Мнение эксперта

Александр Ермишин, руководитель городского движения "Жить здесь!"

На мой взгляд, можно сформулировать три основные причины происходящего.

1. Пагубное влияние экологии и некачественного питания на коллективный иммунитет человечества и россиян в том числе. Защитные механизмы, заложенные в нас природой, уже задействованы на нейтрализации зараженной прямыми канализационными стоками воды, промышленными выбросами в атмосферу и т.д. Саратов здесь отнюдь не исключение.

2. Самое пагубное влияние на иммунитет человека оказывает стресс - объективная реальность современной жизни. Речь не только о бытовом стрессе, связанном с ковидными ограничениями в последние годы и ежедневными попытками обеспечить своим семьям достойный уровень жизни, но и то, что добавилось в 2022 году.

3. Печальная ситуация со здравоохранением, усугубленная так называемой "оптимизацией". Если бы было все в порядке по первым двум пунктам, то, возможно, нам и не понадобились бы врачи и лекарства, но вот они понадобились, а их нет.

Выводы о том, что делать, приходят сами собой: перестать относиться к здравоохранению с позиции первого курса экономического института, всерьез заняться экологией и перестать создавать очередные поводы для стресса своим согражданам.