Общество

Кризис, кадры, общепит. Очередная бизнес-встреча в АБ клубе прошла при аншлаге

  • 10:13, 23 июня 2023

Миссия Агророс Банка выполнима

Недавно среди членов АБ клуба появилась шутка о том, что приложение Tinder в России теперь не работает, а подобный профиль для предпринимателей успешно развивается. Сообщество действительно объединяет людей, которые нужны друг другу – предприниматель находит инвестора, поставщик – потребителя, начинающий бизнесмен – опытного игрока рынка, который готов дать дельный совет, или авторитетного эксперта.

Председатель правления Агророс Банка Дмитрий Кондрацков на четвертой бизнес-встрече в Саратове подчеркнул, что работа клуба идет во всех 12 регионах присутствия банка: "На недавних встречах в Волгограде и Ижевске присутствовали серьезные эксперты. Ребята с идеями выходили на сцену и сразу же получали обратную связь – им советовали, что надо изменить, чтобы бизнес сразу взлетел".

За энергетическим потенциалом для успешного старта, как говорится, тоже сюда. Дмитрий Кондрацков на замечания о не лучшем бизнес-климате в регионе и очередном кризисе отвечает: "Я как предприниматель с большим стажем, уверен, что работать можно везде. Можно стонать, а можно сказать, что при всем внешнем тяжелом фоне, сложился прекрасный фон для развития бизнеса. Да, предпринимательство – это тяжелый труд. Но в 2006 году мы были маленьким банком, а сегодня входим в ТОП-200 банковской системы страны. Мы сделали это все своими собственными руками. Сегодня для того, чтобы запускать новые проекты, есть идеи, есть деньги, технологии понятны. К тому же, с рынка ушла часть зарубежных компаний. Рынок свободен. Действуйте".

Впрочем, в АБ клубе вовсе не сглаживают углы и не скрывают проблемных моментов. Например, руководитель группы компаний "Сансфера" Александр Зайцев в своем выступлении рассказал, что изначально планировал сотрудничать с саратовскими производителями, но одно из предприятий ответило на обращение только через год - там попросили выслать чертежи нужного изделия. Потом выяснилось, что стоимость произведенных в российских регионах компонентов даже без упаковки и доставки обходится в 5-6 раз дороже, чем на зарубежных предприятиях вместе с логистикой. В итоге, изготовление основных компонентов для "Сансферы" сегодня ведется в Индии. "Там сложилась команда, которой я смог доверять и с которой мы смогли работать", - замечает бизнесмен. В ответах на многочисленные вопросы участников встречи он уточнил, что все сотрудники этой команды - индусы. Они неплохо знают английский, так как Индия была британской колонией. К тому же, руководитель производства знает русский язык. В Саратове вполне довольны качеством продукции: "Зарплаты в Индии низкие, а мы платим выше их  рынка, обеспечиваем приятные социальные моменты, то есть, являемся хорошим работодателем. Поэтому люди стараются".

Из зала попросили оценить сегодняшние шансы на перевод производства в Индию. "Найти помещения и специалистов, вполне реально, потому что по Индии сильно ударил ковид, закрылось много фабрик и на этой волне можно нанять хороших сотрудников, выкупить оборудование с закрывшихся или обанкротившихся производств. Но нужен человек, которые понимает особенности менталитета. То, что пишут об этом в интернете, не соответствует действительности", - ответил руководитель компании.

К слову, саратовские предприниматели по-разному восприняли эти подробности. Кто-то поаплодировал предприимчивости, кто-то удивился успешности этого проекта, а генеральный директор компании "ВЕСТ ФАРМА-ИСТ" Ольга Бочкова не стала скрывать разочарования в этой истории: "Я считаю, что поднимать, развивать и вкладывать надо в наш город".

Однако, обсуждение этой бизнес-схемы завершилось по всем законам предпринимательства. Александр Зайцев заявил, что готов заняться экспортом российских товаров в Индию ("по численности населения она обогнала Китай, огромный потенциал рынка"), а участники встречи уже после выступления начали обсуждение идеи. "Мы производим лодки, катера, изделия из стеклопластика, искусственный камень. Это выступление было интересным. Я собираюсь выходить на экспорт, поэтому буду обсуждать предложение", - сказал бизнесмен Леонид Вааз.

Стать "царем горы"

Еще одной общей темой встречи стала проблема дефицита кадров. Об этом говорили и спикеры, и бизнесмены во время нетворкинг-сессии. Управляющий с 20-летним опытом работы в ресторанном бизнесе Игорь Жуков в своем выступлении заявил: "Тот кадровый голод, который ощутили рестораторы в 2023 году, - это революция. Наступил момент, когда работник стал выбирать предприятия и владельца. Такого не было никогда. Работник стал диктовать свои условия. Если раньше уезжали на море, то сейчас туда уже никто не едет. Куда они все делись? Я не понимаю. Люди из профессии уходят. Это выжженное поле. Когда начинается весна, подобрать персонал не представляется возможным".

Замдиректора компании "Вилт" Елена Завьялова во время делового общения тоже говорила о том, что молодые специалисты не хотят работать на условиях, которые еще недавно устраивали персонал, а опытные кадры, убеждаясь в своей незаменимости, сполна используют момент.

Но после выступления директора по маркетингу "НПО "ЭМК" Ирины Друзиной возникли опасения об обратном явлении – высвобождении работников из-за масштабной цифровизации процессов. Технологии заменят людей, но дадут огромное конкурентное преимущество как отдельным предприятиям, так и государствам на уровне мирового соперничества, если говорить о прорывных идеях.

Уже сегодня можно и нужно использовать возможности новейших разработок, убеждала спикер: "Обработка данных о закупках оборудования дает возможность производителю выявлять наиболее ходовые или нишевые позиции, дает ответ на вопрос что производить, в каком объеме, по какой цене. Разрабатывая новый продукт, вы закладываете нужную цену, конкретные преимущества и сроки, когда этот продукт должен быть реализован, потому что вы не только торги мониторите, но и проектирующие организации, участвуете в формировании спецификации. Вы снижаете риск невозвратных инвестиций в разработку. Потому что разрабатываете то, что нужно рынку и по той цене, по которой он готов ее получить. И вы становитесь царем горы, потому что вы знаете, а другие не знают".

Кстати, в АБ клубе тоже стараются использовать возможности современных технологий. Скоро в телеграм-канале сообщества заработает чат-бот, который позволит бизнесменам консультироваться у авторитетных экспертов клуба.

 Философия успеха

Все четыре прошедшие бизнес-встречи АБ клуба в Саратове получились совершенно разные. На четвертой встрече абсолютно не похожим на другие получилось выступление Игоря Жукова о бизнесе в сфере общепита. Он обращался к предпринимателям, как к частым гостям заведений, и просил поддержать рестораторов в сложный период – понимать проблемы заведений, принимать традиции (оставлять чаевые, например).

Этот бизнес переживает острейший дефицит кадров, о чем мы уже говорили, к тому же, на сферу давит снижение доходов и без того небогатого саратовского населения. "Раньше в пятницу и субботу заведения качали, а сейчас у людей хватает денег только на один день", - сетует спикер. А до нынешнего экономического кризиса, была пандемия коронавируса и оборвала историю выстроенных отношений с клиентами: "За 20 лет я увидел, как минимум, три поколения людей, которые появлялись в ресторанах. А сейчас я не нахожу глазами тех людей, которых я начинал обслуживать лет двадцать назад".

Помимо этого, с точки зрения потребления услуг общепита, Саратов является  "медленным городом", поэтому некоторые проекты здесь опережают свое время. Саратов оказывается к ним не готов: "Мы очень медленные, закостенелые". По мнению Игоря Жукова, это тоже является следствием невысоких доходов саратовцев. Спикер отметил, что при этом в городе работают настоящие подвижники ресторанного дела - бизнесмены, которые любой ценой стараются вывести заведения из кризиса. "Давайте вместе спасем общепит", - призвал присутствующих спикер. 

К слову, в АБ клубе рассчитывают, что предпринимательское сообщество достигнет такого уровня своего развития, что из отдельных конкурентов (по модели эволюции Клера Грейвза - "оранжевый" уровень) сможет вырасти до игроков, которые готовы отдавать на благо взаимного благополучия ("зеленый" уровень), а далее сможет достигнуть "желтого" уровня (они потребляют, но и с удовольствием делятся знаниями, энергией, средствами).

"Предпринимателей "зеленого" уровня в России достаточно много. А "желтых" пока нет. Но мы надеемся, что это сообщество будет развиваться. Философия – чем больше ты отдаешь, тем больше к тебе приходит. И все это прекрасно работает в условиях кризиса. Если мы думаем не о сиюминутной прибыли, а о большом деле, тогда все начинает по-другому работать", - убеждает Дмитрий Кондрацков. Он уверяет, что в проекте под названием АБ клуб участвует не в качестве лидера, а лишь как бизнес-технолог, ярким примером успешных адаптивных стратегий которого является Агророс Банк.