Экономика

Солод не тетка. Саратовские пивовары ищут замену импортному сырью

  • 15:40, 3 июля 2023

"Непонятно, как подстраиваться"

Весна-2023 у российских пивоваров началась с введения маркировки пива в кегах. В марте обязательной стала регистрация бизнеса в системе "Честный знак", а в апреле производители стали наносить штрихкод с уникальным номеров на каждый кег. К слову, преобразования в отрасли продолжатся – в октябре настанет очередь для маркировки пива в стеклянной и ПЭТ-таре, а в следующем году – для пенного напитка в остальных видах упаковки.

Надо ли говорить, что в отдельных компаниях новые требования встретили без излишнего энтузиазма. В пивоварне под вывеской "Кардинал" (компания "Родничок") рассказали, что в этом году планировали расширять производство, но отложили планы из-за изменения законодательства. "Грубо говоря, очень много законов в этом году наиздавали, которые поставили всех в ступор. Непонятно, как подстраиваться. Помимо маркировки, мы попадаем под счетчики", - поделился с СарБК директор пивоварни Алексей Ильичев. По его словам, затраты на приобретение оборудования для маркировки зависят от масштаба производства и могут достигать 10 млн рублей.

В пивоварне "Хвалынь" тоже считают, что введение маркировки не пройдет бесследно для экономики производств.  

В куда более крупной компании региона – на "Пивзаводе Марксовский" (в прошлом году произвел 719,8 тыс. дал пива) не захотели раскрывать подробности. Впрочем, это вполне ожидаемая реакция. Откровения производителей пива, особенно крупных, – нечастое явление. Еще с 90-х годов эта сфера является довольно закрытой, а на рынке до сих пор действуют непрозрачные схемы. Это отчасти подтвердили в Ассоциации производителей пива солода и напитков, которая, напротив, открыта для СМИ. "Мы уверены, что в вопросе борьбы с нелегальным рынком маркировка кег наиболее эффективна — именно в этом сегменте реализуется самый значительный объем нелегальной продукции. По нашим оценкам, большой объем сегмента именно разливного пива находится в серой зоне и с него не уплачивается акциз и другие налоги", - ответил СарБК исполнительный директор Ассоциации Вячеслав Мамонтов.

Он добавил, что тесты оборудования и технических решений для других видов пивной упаковки продолжаются. "Маркировка — это дорогой и сложный в реализации проект. Производителям еще предстоят дополнительные усилия по поиску оптимальных технических решений, их внедрению, а также финансовые затраты на закупку и адаптацию оборудования", - сказал эксперт.

А Ассоциации уверены, что необходимо распространить обязанность и по установке автоматических счетчиков Единой государственной автоматизированной информационной системы, то есть оснастить ими все линии розлива пива (сейчас ими обязаны пользоваться только те производители, которые выпускают больше 300 тыс. дал в год). "С 2024 года эта планка снизится до 100 тыс. декалитров, но необходимо и дальнейшее снижение, вне зависимости от объемов", - заявил Вячеслав Мамонтов.

Фото СарБК

 Незаметный рост

Некоторые производители считают, что затраты на введение маркировки опосредованно повлияют на снижение объемов выпуска – через повышение цены на продукцию и последующее сокращение спроса. 

Впрочем, тренды в выпуске пенного напитка в Саратовской области, как выяснилось, меняются довольно неожиданно. Так, в середине июня замминистра сельского хозяйства Наталья Мариевская на заседании комитета облдумы по аграрным вопросам заявила о снижении производства пива по итогам прошлого года (в 2022 году выпущено 92% к предыдущему периоду). И даже назвала причины – крупные предприятия из Самары и других регионов оказываются сильнее (у нас всего два относительно крупных производителя, остальные пивоварни готовят крафтовый, иногда нишевый продукт). Чиновница заметила, что снижение производства пива в регионе сохраняется уже много лет. Заметим, что производство пива и пивных продуктов в стране, по данным Росалкогольрегулирования, наоборот, увеличивается (в прошлом году наблюдался небольшой, но рост выпуска на 0,33%)

А спустя пару дней в минсельхозе на запрос СарБК сообщили, что в январе-апреле нынешнего года было произведено 635,1 тысяч декалитров, а это 107,2% к такому же периоду предыдущего года. Почему на заседании облдумы Мариевская промолчала о смене тренда? Возможно, потому, что причиной этому стал сезонный всплеск и он не повлияет на итоговые данные за год. По словам Алексея Ильичева, зимой производство сокращается в среднем на 30%. Удивительно, что в ведомстве не воспользовались возможностью приукрасить доклад и не стали превращать небольшой рост в существенные изменения.

В "Родничке" согласились с тенденцией роста выпуска: "Если сравнивать с прошлым годом, то производство не падает, даже немного выросло". Но расширять географию продаж здесь не планируют: "Мы свое пиво дальше, чем на 300 км от Саратова продавать не можем. Не потому, что объем выпуска не позволяет, а из-за особенностей технологии. Пиво без консервантов. Если оно долго болтается в кеге, то меняет вкус. Не кардинально, но заметно". Маркетологи называют такое пиво «живым», но профессионалы объясняют, что такую продукцию правильно называть нефильтрованной и неосветленной. Это значит, что напиток из солода и хмеля не процеживался и долго отстаивался, чтобы стать прозрачным. То есть в нем нет специальных концентратов, которые осаживают дрожжи. К тому же, для расширения сбыта такой продукции нужны "подконтрольные точки реализации": "Надо, чтобы предприниматели, которые это пиво покупают, адекватно его продавали. Для него нужна определенная логистика, присмотр, хранение в холодильниках. Если этого не понимать, оно испортится".

В пивоварне "Прогресс-М" ответили, что объем производства по сравнению с прошлым годом не изменился. В "Хвалыни" заметили, что в прошлом году продажи пива были чуть ниже, чем в предыдущем, но объем производства в этой пивоварне зависит от числа гостей на курорте. "У нас нет планов по производству. Сколько у нас его будут пить, столько мы и будем делать. Перевыполнить план не получится", - рассказал директор пивоварни Антон Горбачев. Он заметил, что в последнее время немного сократился спрос на хвалынское пиво в кегах, которое они поставляли в другие районы области и регионы страны. Эксперт считает, что на это повлиял рост оптовых цен на напиток.

Фото СарБК

Дефицитный русский хмель

В пивоварне "Прогресс М" заметили, что спрос на разливное пиво в этом сезоне упал. Здесь предполагают, что на это повлияла прохладная для мая-июня погода, снижение доходов населения и общее настроение покупателей, связанное с геополитическими событиями: "Бывает, сварим 800 литров, а не продаем. Потом списываем". Поэтому цены здесь не завышают. При себестоимости литра светлого пива в 135 рублей, его продают по 200 рублей.

В "Кардинале" тоже стараются не поднимать ценник, поскольку крафтовое пиво и без того находится в категории недешевых товаров. Рост цен может отпугнуть постоянных клиентов. "Ведь какое-бы ни было хорошее пиво, это всего лишь пиво", - замечает Алексей Ильичев. Он заметил, что ориентиром для цены теперь является не себестоимость продукта, а цены у конкурентов. Хотя затраты на сырье заметно выросли: "Мы используем чешский солод. И если раньше фура приходила через за неделю после оплаты, то теперь она может идти два месяца, а может совсем не прийти. И цена раза в два увеличилась. Последние два года мы ставим эксперименты, пытаемся перейти на российский солод. Что-то заменить получилось, но в основном не получается. Не то качество, что хотите делайте. Не то пиво выходит. По цене он в три раза дешевле, чем чешский, поэтому хотелось бы заменить полностью, но мы не решаемся. Так можно потерять тех клиентов, которые ценят вкус. Поэтому приходится смешивать чешский солод с нашим".

Антон Горбачев рассказывает, что оптовые цены на литр крафтового пива выросли со 150 рублей до 180-200 рублей, розничные – с 300 рублей до 400 рублей. Дело в том, что на фоне высокого спроса подорожало и российское сырье. "Килограмм импортного сырья раньше стоил один евро, а теперь один евро стоит килограмм российского сырья", - уточняет производитель. При этом качество отечественной продукции во многом проигрывает импорту – некачественная упаковка, сорное зерно, большой расход (сахаристость зерна ниже). В "Хвалыни" тоже купажируют солод. А в "Прогрессе М" перешли на российское сырье.

В Ассоциации производителей пива, солода и напитков СарБК сообщили, что пивоваренные компании в рамках собственных агропроектов производят более 50% всего российского солода. "Весь объем используемого компаниями ячменя и, соответственно, солода, произведен в России", - заявляют в объединении.

"Ситуация на рынке хмеля складывается сложнее. Сегодня компании-члены Ассоциации вынуждены импортировать до 100% его объема. В России пока культивируется менее 5% от общей потребности производителей, а его качество не всегда удовлетворяет современным требованиям индустрии. Для решения этой задачи требуется поддержка со стороны государства. В частности, упрощенное внесение в Реестр РФ сортов хмеля, которые уже зарегистрированы в Реестре Республики Беларусь, упрощение условий для ввоза импортных саженцев хмеля, ускорение процедуры государственной регистрации сортов", - комментирует Вячеслав Мамонтов.

Антон Горбачев просит разделять крафтовое и коммерческое пиво, так как они являются разными продуктами с разным уровнем цен (из-за большого срока годности коммерческие сорта могут быть в несколько раз дешевле). Некоторые участники рынка вообще предлагают называть массовый продукт пивным напитком.

Собеседник СарБК ожидает, что производство крафтового пива получит в России активное развитие. В последние три года в этой сфере уже произошло много перемен - начинает расширяться производство собственного солода, на очереди – увеличение выпуска отечественных дрожжей, хмеля: "Его можно изготавливать в России. У нас климат не такой, но в целом это реально".

Фото СарБК

В борьбе с демпингом

Не успели  пивовары привыкнуть к маркировке пива в кегах, как минфин поддержал предложение о введении минимальных розничных цен на напиток. Федеральные эксперты также одобрили инициативу. Эта мера может помочь в борьбе с нелегальной продукцией и демпинговыми продажами (таким образом крупные производители лишают небольшие производства конкурентной борьбы и способствуют алкоголизации населения). Эксперты убеждены, что введение минимальных розничных цен не спровоцирует подорожания данной продукции. Тем более, что мера доказала свою эффективность на рынке водки, бренди, коньяка и вина.

Директор энгельсской пивоварни "Инфосистем КМ" Павел Машихин замечает, что против данного предложения выступают крупные производители, потому что это лишит их возможности ронять цену. Хотя иногда "отпускная цена продукции с завода ниже, чем выплаченные за нее налоги".

Тем не менее, собеседник СарБК считает, что государство ориентируется только на крупных игроков и не учитывает интересы небольших производителей. Он убежден, что более полезным для рынка было бы введение минимальных отпускных цен производителя. Это бы облегчило мелким игрокам вход в торговые сети. Еще одна мера, которая будет полезна для отрасли - дифференцированный размер акциза, который бы учитывал объемы производства. "Я плачу акциз ровно столько, сколько платит концерн "Балтика". Это неправильно. Я не конкурирую с ними по цене, а конкурирую только в качестве. Мы выигрываем в качестве, но у нас пиво дороже и продвигать его очень сложно", - говорит эксперт. Он замечает, что введение дифференцированного акциза во многих западных странах обеспечило мощный экономический эффект.

По мнению многих участников рынка, мини-производители пива работают в условиях, которые не способствуют развитию. Уход с российского рынка иностранных брендов, по мнению экспертов, никак не расширил возможности локальных игроков. Поэтому вряд ли отрасль пивоварения станет сильной стороной экономики саратовского региона. Успехом станет сохранение действующих производств, так как на рынке присутствуют самые разные настроения.