Культура

"Сильва" возвращается. Театр оперы и балета открыл сезон опереттой про сословные предрассудки

  • 09:44, 29 сентября 2023

Вообще "Сильва" - чуть ли не чемпион среди канонических музыкальных произведений по количеству названий. Изначально либретто озаглавили "Да здравствует любовь!", а само произведение в разное время и в разных странах именовалось "Королева чардаша", "Княгиня чардаша", "Девушка с ривьеры", "Цыганская принцесса". Постановщики смело перекраивали сюжет, меняли имена героев,  одевали их на разный лад, жонглировали вокальными диапазонами. Одним словом, вели себя вольно, даже дерзко с классической вещью. Неизменным оставалось только одно — сама история звезды варьете.

Итак, для тех, кто подзабыл, Сильва Вареску (Анна Шахова) — прима варьете "Орфей". Девушка хорошая собой, трудолюбива, талантлива, за Сильвой ходят толпы поклонников. Среди них выделяется наследник княжеского рода, лейтенант Эдвин (Дмитрий Соловьев). Он до беспамятства влюблен в певицу, и она отвечает ему взаимность. Родителям Эдвина перспектива породниться с певичкой-простолюдинкой совсем не нравится, и они заочно и в тайне  от него ускоряют его помолвку с дальней родственницей графиней Анастасией (Стасси) (Оксана Колчина). Эдвин, прознав об этом, прямо в варьете обручается с Сильвой, и отбывает в полк. Но счастье артистки было недолгим — друг князя Бони (Сергей Филимонов) показывает ей приглашение на свадьбу Эдвина и Стасси. Сильва, расценив это, как знак, что она была лишь развлечением для знатного ухажера, решает всецело отдаться творчеству, и отбывает на гастроли в Париж.  Дальнейшее действо посвящено тому, как Сильва и Эдвин на пути к воссоединению преодолевают сословные предрассудки.

"Сильва" - одна из самых топовых оперетт на мировой сцене. "Без женщин жить нельзя на свете", "Помнишь ли ты?", "Красотки кабаре" - это все оттуда. Если в театре не идет история о страстях в "Орфее", то, считай, и не театр это вовсе. Вот и в афише саратовского оперного произведение Имре Кальмана было практически всегда. В последний раз его ставила режиссер Ольга Иванова в 1998 году. На протяжении аж целых 22 лет здесь правили бал супруги Кочневы: Юрий Леонидович за дирижерским пультом, Ольга Александровна - в роли Сильвы. Потом началась реконструкция, был переезд и оперетта на 3 года пропала из репертуара. В новой редакции режиссером выступил Михаил Музалевский, а Кочневу, которая так любить петь премьеры, неожиданно заменила Анна Шахова. Да и дирижирует оркестром теперь Медет Тургумбаев.

Сравнивать постановки, говорят, дело неблагодарное, но этого не избежать. Музалевский зачем-то растянул новую "Сильву" аж на 3 действа с двумя антрактами. Буфет на этом, наверное, сделал неплохую кассу, но от небольшой редактуры спектакль, кажется, больше выиграл был, чем проиграл. Что касается декораций, то этот тот случай, когда лучше все же "недо", чем "пере". Да, варьете — это много и ярко, да, артисты и публика там могут и должны быть одеты в перья и стразы, но когда концентрация всего этого на один квадратный метр превышает все разумные пределы, в глаза начинает рябить. Особенно это касается групповых сцен.

Самой Сильве, то есть Анне Шаховой не достает легкости. Все-таки у Кальмана речь идет о молодой игривой красотке. Хочется, чтобы она порхала по сцене, легко поднимала ноги в шпагате, да еще и пела не натужно. Пока же чувствуется, что Шахова усердно работает на сцене, а не живет. Зато вполне на своих местах Дмитрий Соловьев, Сергей Филимонов и Оксана Колчина. У Филимонова с Колчиной вообще сложившаяся опереточная пара. Вместе они прошли ни одну постановку, и знают, как, к примеру, рассмешить заскучавшего зрителя.

Постановщики и руководство театра рассчитывают, видимо, на очередное долгосрочное пребывание "Сильвы" в афише. По крайней мере, у спектакля заявлено аж целых три состава исполнителей. Главную героиню помимо Шаховой будет петь опять-таки Ольга Кочнева и Виктория Гордиенко. И если Кочневу и Шахову зритель знает хорошо, то для Гордиенко это будет дебют в роли ведущей солистки. А еще она самая молодая из этих Сильв. Интересно, сыграет ли это в плюс постановке?

Сколько ни говори о том, что артисты театра больше не бездомные, дескать, регион купил для них здание, но любительскую сцену это профессиональной не сделает. И пока одни предпочитают, искать себе место покомфортнее, другие решают все же посражаться за высокое искусство на бывшей заводской сцене. У зрителя в этой ситуации очень ответственная роль — несмотря ни на что, ходить в оперный, не жалеть аплодисментов и "браво". Это бодрит артистов получше любых обещаний чиновников.