Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Владимир Куплинов: "На работу иду, как на праздник. Жаль, что только в Латвии"

  • 17:03, 20 января 2011
  • Комментариев[0]

О работе в Латвии и причинах отставки в "Кристалле" в интервью нашему агентству рассказал старший тренер хоккейной команды "Металлургс" из латвийского города Лиепая коренной саратовец Владимир Куплинов.

Владимир Викторович, для всякого знающего, что до прошлого лета работавший в "Металлургсе" главным тренером Владимир Голубович является воспитанником саратовского хоккея и вы вместе с ним составили первый, столь щедрый и знаковый выпуск нашей хоккейной школы, не составляет никакого секрета причина вашего появления в этой команде после откровенно, скажем мягко, вашей некорректной отставки в "Кристалле" в 2003 году.
- Да, с Владимиром Голубовичем мы стали тем самым первым выпуском созданной в 1970 году, вскоре после появления в Саратове Ледового дворца, хоккейной школы "Кристалл", что достаточно основательно и прочно влился в состав команды мастеров. Главный ее тренер Роберт Черенков пригласил в нее сразу 7 воспитанников: меня, Голубовича, Юрия Корчина (добрая ему память), Виктора Жукова, Валерия Белоусова, Александра Иванова и Владимира Комракова. Еще с юношеских лет нас с Голубовичем связывали дружеские узы, они неразрывны и поныне, и когда после вынужденного ухода из "Кристалла" я оказался сначала в его фарме, потом в Барнауле и Тамбове, он пригласил меня к себе в лиепайский "Металлургс", главным тренером которого был тогда и до минувшего лета - до перехода в нижегородское "Торпедо".
Как знать, вполне возможно, такого бы расклада и отъезда моего в Латвию не случилось бы, если бы трагически не погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, большой поклонник хоккея. Он поддерживал барнаульскую команду высшей лиги, главным тренером которой к тому времени был я, работать было приятно. Но когда его не стало, положение круто изменилось, и мне пришлось уехать оттуда, поближе к родному дому, и снова в Тамбов, откуда я отправился в Барнаул. Вернулся я туда летом, провел подготовительный этап к сезону с командой первой лиги, а потом позвонил Голубович и пригласил к себе в Лиепаю. В Тамбове мы расстались по-дружески.

А в Саратове?
- Хочу сразу оговориться: прошло довольно много времени, и я не держу зла на того, кто, считаю, в ноябре 2003 года незаслуженно отправил меня в отставку. Причин для нее не было абсолютно никаких: под моим руководством "Кристалл" шел четвертым, незначительно уступая второй команде зоны, играл хорошо. Были время и возможности улучшить качество игры и турнирное положение: отставание от второй позиции составляло всего-ничего. Но в ноябре, после похорон моей мамы, "Кристалл" неожиданно дома проигрывает "Ижстали". Кажется, ничего страшного, тем более надо учесть мое состояние после смерти близкого человека. Но Пашкин предпринимает крутой маневр и, без объяснения причин, не поговорив со мною, дает мне отставку. Но делает хитро, словно не желая иметь к ней вообще никакого дела, чтобы о ней я узнал последним и именно не от него лично, а от собственных игроков, из прессы и… тренеров других команд. То есть, меня поставили перед фактом, когда об отставке говорили все, когда в Саратове появился остававшийся без своей команды мой сменщик Геннадий Цыгуров.
В Лиепае так ни с кем не поступают, здесь уровень общения руководства команды и фактически частного футбольно-баскетбольно-хоккейного клуба и металлургического комбината как градообразующего крупного предприятия на порядок выше, чем в России и тем более в нашем Саратове. Здесь уважают человека, на каком бы месте он не работал: тренером, хоккеистом, менеджером, с ними говорят по-человечески, зарплату, кстати, выплачивают без задержек, день в день, согласно принятым в контракте обязательствам. Не помню, чтобы за 5 лет моей работы здесь хотя бы однажды зарплату задержали. Но и с работника строго спрашивают. На своем месте человек должен опрятно выглядеть, не повышать голоса на кого бы то ни было, особенно на детей. А о том, чтобы недовольный своим юными или взрослыми подопечными наставник отпустил в их адрес порцию нецензурной брани или со злости отдубасил клюшкой кого-то, как бывает в России, и речи нет. Там все цивилизованно. Попавшему в эту обстановку приходится перестраиваться, контролировать свои действия, поступки, слова. Не дай бог появиться перед мальчишкой или его родителями с легкой щетиной на лице. Внимательное отношение к специалисту не может не вызывать ответного уважения, оно дисциплинирует и радует, окрыляет. Чувствуешь свою необходимость. На работу я хожу, как на праздник.

После незаслуженного отторжения вас со стороны руководства саратовского клуба, это обсуждал весь хоккейный бомонд Саратова, писала пресса. А на последнем для вас матче в "правительственной ложе" уже сидел Цыгуров.
- Все попытки выяснить, что же происходит за моею спиной, не имели никакого результата. Но перед повторным матчем с рыбинским клубом ко мне подходит его главный тренер Олег Галямин и спрашивает: "Володя, что происходит, все говорят, что тебя уволили"? Я удивленно пожимаю плечами. Мои игроки тоже в недоумении.

Говорят, в знак протеста против вашего увольнения они даже не хотели выходить на лед и собирались сорвать игру.
- Я их успокоил: "Работаем по плану. На игру придут зрители. Играем матч как ни в чем не бывало". На собрании перед игрой я поблагодарил ребят и сказал, что сегодняшний матч проводить не могу. Они попросили остаться. Я выполнил их просьбу. После матча мы тепло распрощались. Пашкин предложил мне заняться фарм-клубом "Кристалла", выступавшим в первой лиге. Я согласился. А потом появилась возможность переехать в Барнаул. Руководство "Кристалла", скорее всего, боялось, что команда под моим руководством не попадет весной в первую восьмерку и не окажется в плей-офф. Хотя к тому времени стабилизировался состав, он не давал поводов для беспокойств о турнирном благополучии. Но – пригласили более опытного тренера.

И с титулами. В Саратове по давней традиции сильно любят чужих и подчас гнобят талантливых игроков и тренеров по одной причине: они - местные. Здесь считают, что они хуже чужих. Минувшим летом наконец-то нашел свою команду Александр Корешков, но не в Саратове, а в гродненском "Немане".
- В августе 2005 года последовал звонок от Голубовича, возглавлявшего лиепайский клуб, он предложил мне работать в "Металлургсе" с фарм-клубом - с молодежью. Я согласился. Повторюсь: поражает отношение руководства клуба и персонала – оно на высоком уровне и на порядок выше, чем в Саратове, в плане организации тренерского труда и чисто человеческих отношений. Игроки не разбегаются, как, увы, из "Кристалла", а дорожат своим рабочим местом, каким является лед, понимая, что руководство их не подведет. Оно никогда и не подводит. Есть очень интересная молодежь, свои, местные воспитанники. Хоккей в Лиепае завоевывает все большую популярность. Школу совершенно справедливо рассматривают как воспитателя резерва для первой команды. Руководство клуба считает, что в команде мастеров должно быть больше своих, доморощенных игроков. Это генеральная линия руководства. С прицелом на подготовку собственного резерва в маленьком городе более десяти лет назад был построен Ледовый Дворец. И эта задача успешно выполняется. Есть от них определенная задача. Школа передала первой команде нескольких своих воспитанников, с кем я работал после приезда в Лиепаю. Семеро – победители юношеского (U-18) чемпионата мира в группе В, в прошлом году Голубович привлекал в первую команду нескольких из них. Они, по моему мнению, не испортили погоду и оставили о себе приятное впечатление. За ними, считаю, будущее команды. С этими ребятами я проехал много: Чехия, Чикаго. Посмотрел уровень развития там детского и юношеского хоккея. В России такого нет. В Канаде, в Торонто наши юноши играли в том самом Дворце, где 30 лет назад я сам играл в составе челябинского "Трактора", куда меня включили для усиления состава. Было приятно ходить по этому дворцу и вспоминать давнее.
Две наши юношеские команды стали чемпионами Беларуси. Как и команда мастеров в своем "взрослом", они тоже участвуют в ее открытом юношеском чемпионате, поскольку своего столь представительного турнира в Латвии пока нет. Не так давно "Металлургс" заключил договор с рижским "Динамо" о взаимном обмене игроками. Латвийские команды Континентальной и Молодежной хоккейных лиг обязуется передавать нам для обкатки в открытом первенстве Беларуси тех своих игроков, которые по ряду причин не проходят в основу "Динамо", а мы – передавать свою молодежь. Такой обмен взаимовыгоден и дает сторонам определенные результаты. Во "взрослом" открытом чемпионате Беларуси, где среди 12-ти команд экстра-лиги играет, кроме нас, еще одна иностранная команда – киевский "Сокол" - мы прочно занимаем седьмое место и имеем все шансы попасть в плей-офф.

Латвия для вас страна не новая, там вы раньше часто бывали: на предсезонных сборах и играх "Кристалла" с рижским "Динамо".
- Поскольку в Латвии существует языковой барьер и единственным государственным языком является латышский, приходилось его изучать. Я меня уже есть небольшой набор слов, в основном, для разговора в магазине или на улице. На второй год пребывания в Латвии привык к тамошним обстановке и жизни, изучаю и чту ее историю и памятники, руководствуясь тем, что со своим уставом не лезут. Отношение латышей к русским – спокойное. Кстати, директором хоккейного клуба является бывший и знаменитый в свое время вратарь рижского "Динамо" Михаил Василенок. В Лиепае он занимается с вратарями-детьми.

А с еще одним, уже очень давно обосновавшимся в Латвии посланцем саратовского хоккея, в прошлом нападающим "Кристалла" и рижского "Динамо" Анатолием Емельяненко встречаетесь?
- Довольно часто сталкиваемся. Общаемся. С праздниками поздравляем друг друга. Он сейчас тренирует в местной хоккейной академии и исполняющий обязанности тренера сборной Латвии 1993–1994 годов рождения.

Бытовые проблемы есть?
- Никаких. Двухкомнатную, с евродизайном квартиру мне предоставил клуб, частично плачу за нее. Она – клубная.

О возвращении "насовсем" в Саратов не думаете?
- Пока не зовут. Никаких предложений не поступало.

Но это не значит, что вы уже порвали связи с родным городом и клубом?
- Нет, конечно. Летом приезжаю на короткое время в Саратов, узнаю новости из "Кристалла".

И наверное, знаете, что минувшим летом произошла очередная смена "караула", новое руководство "Кристалла" не дало возможности Геннадию Цыгурову доработать до завершения двухлетнего контракта и спешно пригласило на его место Сергея Карого из Воронежа. Он, как и Цыгуров, также прошел по второму кругу. В начале зимы его сменил Олег Леонтьев. Каждое лето "вагонами" привозят в команду со всей России очередную партию рекрутов. Своих уже практически нет.
- Да, в "Кристалле" уже закончили играть многие игроки 1989–1990 годов рождения. Своих же ярких нет. Родители подающих надежды юных игроков видят бедность школы и команды, понимают бесперспективность обучения здесь и стараются пристроить своих мальчишек в другом, более сильном клубе. Стали вывозить целыми пятерками. Такое положение убийственно и бесперспективно для клуба, команды. Поэтому по остаточному принципу приходится набирать из других городов воспитанников различных детских школ и разной "стилистической" и тактической направленности. Это недальновидная политика руководства.
В "Металлургсе", как я уже отмечал, обращают внимание на местных игроков, которые обходятся клубу дешевле. И потому имеют положительные результаты. Надо спрашивать по большому счету с себя. В этом плане в нашем клубе создают все условия для работы детских тренеров и во благо клуба заставляют раскрыть в детях лучшие качества. "Металлургс" - это хоккейная марка в Латвии, в детскую школу родители привозят своих детей на каждую тренировку из соседних сел. Оттуда выходят игроки. В Саратове же такого нет, всего один – двое местных ветеранов, собирающихся заканчивать карьеру игроков. Вспомним, первый же выпуск саратовской школы в команду мастеров – сразу 7 игроков. Сегодняшнее безрадостное положение в саратовской хоккейной школе олимпийского резерва о чем-то говорит.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости - Интервью
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 20 января 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x