В интервью нашему информагентству прокурор города Владимир Климов рассказал о самых острых проблемах - двойных платежках, внеплановых проверках и борьбе с "однорукими бандитами".
- Согласно статистическим данным за 2011 год, наибольшее количество жалоб, поступивших в прокуратуру Саратова, касается нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (разрешено 334 обращения из 1659-ти). Можно ли назвать эту сферу самой проблемной в городе? Что в основном тревожит граждан?
- Основные претензии граждан, если говорить о сфере ЖКХ, связаны с выставлением двойных платежек управляющими компаниями. Если одна заключила договора с поставщиками тепла, то другая, которая не имеет договорных отношений и желает собрать денежные средства с граждан, тоже выставляла платежные поручения. Наиболее остро эта проблема стояла в Октябрьском районе. Там при участии сотрудников прокуратуры были проведены проверки и возбуждены уголовные дела, которые сейчас находятся на стадии расследования, а некоторые — направлены в суд. Фигурантам вменили мошенничество, поскольку они обманули граждан, сообщив, что они, якобы, предоставляют коммунальные услуги по теплоснабжению. Сейчас такая же проблема возникла в Заводском районе. Проводится проверка. Я думаю, там тоже будет возбуждено уголовное дело. Поскольку дела возбуждены, в настоящее время таких массовых нарушений по выставлению двойных платежей не наблюдается. Еще одна проблема — использование денежных средств не по целевому назначению. Сейчас мы проводим проверки, назначены ревизии. Если будет установлено, что деньги похищены, а не использованы по целевому назначению, тоже будут возбуждены уголовные дела.
Все сотрудники полиции нацелены на выявление преступлений в сфере ЖКХ, поскольку сегодня это одно из приоритетных направлений. Приказом начальника ГУ МВД области в каждом районе созданы группы из сотрудников полиции, которые проводят проверки в сфере ЖКХ.
- "Двойные платежки" - не новое нарушение. Сведения об этом нарушении со стороны управляющих организаций передаются из уст в уста, много сказано и в прессе. На ваш взгляд, почему население продолжает "клевать" на эту "удочку" не слишком добросовестных УК?
- Если взять УК, то высший орган у них — это общее собрание. Если жители тех или иных домов не участвуют в собрании, то они и не знают какая управляющая компания занимается обслуживанием их дома. Этим и пользуются мошенники. Бывает смена управляющих компаний, когда одна обслуживала, но жители решили, что она выполняла свои функции ненадлежащим образом или же вообще их не выполняла, они выбирали новую УК, которая также заключает договорные отношения с поставщиками. Получается, что и старая, и новая УК выставляют платежные поручения одновременно, хотя одна из них уже не имеет права это делать.
Сами жильцы должны держать связь с коммунальными отделами администраций каждого из районов, чтобы знать, какая УК их реально обслуживает, с кем заключены договора. Нужно, чтобы граждане не просто платили всем подряд, кто присылает квитанции, а только той организации, у которой заключены договора с ресурсоснабжающими компаниями.
- Многие сталкивались с такой проблемой, когда на собрании жильцов поднимается вопрос о смене управляющей компании. Но при этом здесь же слышатся разговоры: "Мы никакого решения не принимали, а УК все равно поменялась..." Причем, бывают и такие случаи, когда к старой организации претензий нет, а к деятельности новой — масса вопросов...
- Это тоже нарушение. Почему бывает так, что УК сменилась, а жильцы дома об этом не знают? Они не присутствовали на общем собрании, их подписи подделали, как будто они на нем были. По таким фактам также проводим проверки. А УК, которая население уже обслуживает и имеет договорные отношения с поставщиками, обращается в суд с иском в отношении другой компании, которая не имеет права обслуживать те или иные дома.
- А были ли случаи, как в других регионах, когда на деньги жильцов, исправно оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, руководители УК совершали крупные покупки — автомобили, яхты, земельные участки?
- На сегодняшний день дела уголовные расследуются. Уже установлено, что в некоторых случаях деньги перечислялись в организации, которые не занимались жилищно-коммунальными вопросами - «фирмы обналички», как мы их называем, - но на что эти средства израсходованы и какое именно количество, пока неизвестно. Проводятся оперативно-следственные мероприятия.
- Чем именно занимаются эти "фирмы обналички"?
- Этот вопрос рассматривается в ходе следствия - в рамках уголовного дела.
- Вы довольны теми результатами в сфере ЖКХ, которых горпрокуратура добилась на данный момент?
- Не могу сказать, что мы довольны. Проблем в этой сфере очень много. Например, тарифы. Многие управляющие компании завышают свои расценки, приходится вмешиваться органам прокуратуры и обращаться в суды, чтобы организации привели тарифы в соответствие и произвели перерасчет тех денег, которые граждане уже заплатили. Эти вопросы периодически возникают, поэтому сказать, что все у нас хорошо в этой сфере, нельзя. Проблем очень много, но все они решаемы.
- А как обстоит дело с корректировками? Одни граждане их исправно оплачивают, другие — игнорируют. Кто прав?
- Надо разбираться по каждому факту в отдельности - из-за чего выставляются те или иные завышенные платежи, надо смотреть — это корректировки или злой умысел тех, кто просто захотел собрать деньги. Если у жильцов возникают какие-то сомнения, то они могут обратиться в районную прокуратуру, будут проведены соответствующие проверки. Отношения между УК и гражданами в части начисления платежей, в т.ч. корректировок — это гражданско-правовые отношения. Сам гражданин может в судебном порядке оспорить эти начисления. Если уплатил завышенную сумму, сделать перерасчет, или в судебном порядке признать деятельность УК по начислению этих сумм незаконной.
- С 1 февраля должны были появиться квитанции нового образца. Сроки прошли, но тем не менее некоторые ТСЖ — например, во Фрунзенском районе - так старые платежки и присылают. Это при том, что больше месяца мы не могли оплатить коммунальные услуги в ТСЖ по причине, якобы, замены компьютерного оборудования на новое...
- Что касается АТСЖ Фрунзенского района, то к ней у органов прокуратуры много вопросов... Прокуратура района провела проверку, в суд предъявлено 4 иска, которые связаны с тем, что управляющие компании (там есть ТСЖ-1, 2,3...) перечисляли денежные средства в АТСЖ Фрунзенского района, что является незаконным. Сейчас прокуратура вышла в суд с иском, он находится на стадии рассмотрения. УК должны перечислять деньги непосредственно снабжающим компаниям - поставщикам тепла, воды и т.д. Думаю, Фрунзенский суд сейчас примет решение по этим исковым заявлениям, в соответствии с этим будем действовать дальше.
- Можно предположить, что часть денежных средств граждан оседала в АТСЖ?
- Сейчас будем разбираться, куда АТСЖ перечисляла деньги.
- Прокуратура имеет право выходить с какими-либо законодательными инициативами в гордуму, принимать меры прокурорского реагирования на решения представительного органа. Какая работа проводится в этом направлении?
- Такая работа ведется. В качестве примеры - в бюджете этого года не были предусмотрены ассигнования на исполнение решения судов о предоставлении жилья гражданам, проживающих в ветхих и аварийных домах. На это предусматривалась мизерная сумма. Мы внесли протест на это решение. Мы предлагаем увеличить ассигнования на 200 миллионов...
Вообще аварийное и ветхое жилье — еще одна проблемная сфера. На 1 января этого года в Саратове насчитывается 269 домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в них живет 11 343 человека. А число домов с признаками аварийности, но таковыми не признанных — 416... Прокуроры предъявили в суды 670 исков о признании домов аварийными и предоставлении другого жилья гражданам. После рассмотрения только одного из представлений прокуратуры администрация Саратова издала распоряжение о признании аварийными 48 домов. По последним данным, осталось 164 неоконченных исполнительных производства этой категории.
- Другая сфера — в чем-то близкая ЖКХ и потому не менее проблемная — вырубка зеленых насаждений в городе. Что здесь городской прокуратуре удалось сделать?
- Эти вопросы у нас решаются на местах, в районах. К нам же поступают заявления. У нас есть городской МУП, который занимается благоустройством, озеленением. Если от них к нам поступает информация, что в том или ином районе Саратова происходит незаконная рубка зеленых насаждений, они нам сообщают и дают расчет по причиненному ущербу. Эти заявления мы регистрируем у себя, направляем в полицию для проведения проверки. По городу имеется ряд уголовных дел, которые возбуждены по фактам незаконной рубки деревьев.
- По данным статистики, на нарушение в сфере трудового законодательства граждане жаловались не меньше, чем на нарушения в сфере ЖКХ (268 жалоб от общего разрешенных обращений). С какими претензиями чаще всего приходится сталкиваться органам прокуратуры?
- По трудовому законодательству сейчас очень много вопросов. В первую очередь — это невыплата зарплаты на многих предприятиях. Только сегодня подготовили порядка 30 исковых заявлений по взысканию зарплаты в интересах работников. Это и нарушение норм охраны труда и техники безопасности, вопросы по аттестации рабочих мест — многие предприятия ее просто не проводят. Проверяем законность приказов, распоряжений, готовим протесты, иски в суд.
- В основном вы действуете в интересах работников? А что, права работодателей не нарушаются?
- В интересах работодателей прокуратура надзирает за исполнением закона о защите прав субъектов малого и среднего бизнеса. Все плановые и внеплановые проверки согласуются в прокуратуре. Я скажу, что в согласовании большей части внеплановых проверок мы отказываем — это порядка 60% от заявленных. Таким образом защищается малый и средний бизнес, поскольку провести внеплановую проверку на предприятии без согласия органов прокуратуры нельзя. Мы изучаем, есть ли основания для внеплановой проверки или их нет.
- Что касается незаконного в настоящее время вида бизнеса - игровой деятельности. На сколько остро проблема закрытия таких заведений стоит в Саратове?
- Мы совместно с полицией за 1, 5 года изъяли более двух тысяч единиц игорного оборудования. Проблема в том, что те, кто занимается этим "бизнесом", получает огромную прибыль, фактически не неся никаких затрат, кроме покупки тех игровых автоматов, которые у них имеются в наличии. И открывают эти игорные заведения по одним и тем же адресам.
- Почему так происходит? Откуда берется новое оборудование?
- Если сотрудники полиции выехали по определенному адресу и изъяли оборудование, то через какое-то время в помещение снова завозятся устройства, игровые залы открываются вновь. Думаю, это оборудование завозится из других областей. По тому оборудованию, которое мы изъяли, возвратов нет. Оно все хранится на складах, опечатанное, списанное. Через суды мы признаем его бесхозным, оно уничтожается. Новое завозится из других регионов, где так же ведется борьба с игровыми заведениями. Вот они (организаторы игорной деятельности) и начинают перевозить оборудование из одного места в другое. Все факты пресекаются мгновенно. Нет такого, чтобы казино действовало дольше недели. Все сотрудники полиции, участковые обязаны на своей территории писать рапорта о наличии или отсутствии таких игорных заведений. Этот вопрос очень строго стоит на контроле.
- Сама игорная деятельность незаконна. А продажа игорного оборудования?
- Свободно его нигде не приобретешь. Раньше игорный бизнес был легальным, и аппараты стояли на учете в налоговой инспекции, с них платили налоги. Наверное — нынешнее оборудование осталось с тех времен, когда запрета еще не существовало. Это и рулетки, и покерные столы, и "однорукие бандиты", и компьютеры, которые связаны с интернет-порталами, оказывающими "игровые" услуги.
- Наверное, в том, что игровой бизнес, несмотря на запрет, продолжает существовать, виноваты и граждане?
- Граждане... Мне кажется, это какая-то болезнь, игромания. Люди идут и сознательно проигрывают деньги — не думаю, что они что-то вообще выигрывают.
- Как вы прокомментируете недавнее заявление генпрокурора Чайки о том, что нужно вернуть прокуратуре ряд функций следственного комитета - например, функцию возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов?
- Я думаю, это только пойдет на пользу. Например, на сегодняшний день прокурор не обладает полномочиями возбудить уголовное дело. Это не совсем правильно, на мой взгляд. Если мы выявляем какое-либо незаконное решение, присутствуют признаки преступления, то прокурор должен иметь право возбудить дело. Раньше так и было — мы своим постановлением возбуждали дело и направляли его для расследования. Сегодня если мы видим правоохранительным органом принято незаконное решение, мы готовим постановление об отмене этого решения, в котором ставим вопрос о необходимости возбудить уголовное дело и указываем на признаки, которые это подтверждают. Я считаю, что это неправильно. Полагаю, что и часть каких-то следственных функций должны быть возвращены прокуратуре. Соответствующий проект готовится и в ближайшее время эти изменения будут приняты.
- Сейчас, пока решения по этому вопросу еще не приняты, не рассматриваете Следственный комитет как "конкурента"?
- Как конкурентов мы их не рассматриваем по одной простой причине — они занимаются тем, что расследуют уголовные дела и направляют их в суд, а надзор за ними все равно осуществляет прокуратура. Поэтому здесь не конкуренция, а более качественный вид надзора. Они выполняют свои обязанности, мы выполняем свои.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью