- Алексей Иванович, плохая игра "Сокола" - не это ли главный показатель его реальной "нужности" всем: болельщикам, игрокам, власти? Сколько можно тратить деньги на содержание бесперспективной команды, не способной на сильную игру?
- В Вашем вопросе я услышал больше досады преданного болельщика, искренне желающего боготворить своих кумиров, чем стремление не поддерживать саратовский футбол и не финансировать родную команду. Проблема непростая и вопросы, которые Вы поставили, неоднозначны для многих. Я вижу ситуацию следующим образом. Начну со второй части Вашего вопроса.
Для начала я не стал бы спешить с постановкой очередного клейма о бесперспективности команды и отсутствия у нее своего характера. Команда, впрочем как и клуб, это живой организм, который растет, развивается, проходит через свои периоды испытания и взросления. Если всякий раз в момент испытания руководствоваться настроениями своих недоброжелателей и клинических пессимистов, очень скоро можно прийти к вопросу "а надо ли вообще жить?". Спорт - это борьба. А в России периода восстановления многих институтов после жесточайшего кризиса - это еще и борьба за выживание. Это может не нравиться, но пока от этого никуда не уйти, можно только сдаться. Но это не спортивно в принципе.
К тому же, для ответа на Ваш вопрос требуется понимание не только, скажем так, сиюминутных и тактических задач клуба, но еще и видение последствий любых решений на перспективу. Вообще считаю, что о проблемах "Сокола" говорилось уже очень много и слишком много такого, что не очень-то ему помогало. Проблемы нельзя замалчивать, но и генерировать их не надо. При этом собственные сложности, которые накапливались и стоят сегодня перед клубом, перед тренерским коллективом, игроками, периодически усугублялись политическими интригами, акциями публичной порки руководства, смакованием любых его проблем. Подобные вещи мне предельно понятны и хорошо знакомы. Как вы сами понимаете, это на пользу никогда не пойдет. Если бы не искренняя любовь огромной армии простых болельщиков, то атмосфера только одного информационного пространства могла бы уморить кого угодно. А футбольный клуб саратовским болельщикам нужен. Представьте только, что такое оставить эту многотысячную армию поклонников клуба, фанатов футбола без "Сокола"? Задумайтесь только над этим. Вы лишите их не "Сокола", а отберете у людей их увлечение, эмоции, ощущение общности. "Сокол", как и Волга, для нас символы Саратова. Именно эти символы из разобщенных людей создают "волжан", "саратовцев", единомышленников.
- Из ваших слов понятно, что "Сокол" надо поддерживать. Возникает вопрос: как? Нужно ли сохранить прежнюю схему финансирования или искать другие пути существования клуба?
- Прежде всего, нужно по-настоящему помогать команде. Нужно продвигать ее на всех уровнях и ставить при этом реальные задачи. Сегодня надо создать здоровую, сильную, а главное - целостную команду, которая способна развиваться. Не должно культивироваться состояние, когда и тренеры, и игроки, и вспомогательный персонал находятся "на взводе". Это ворует колоссальное количество энергии без малейшей работы и на качественную работу сил не хватает. А спорт - это труд, труд и еще не раз труд. Не надо сегодня ставить команде нереальных целей: это ее "перегреет", не дав укрепиться. Надо установить доверительные отношения и достичь взаимопонимания с болельщиками. Я бы так определил: только взаимная любовь без сцен и истерик, помноженная на совместные усилия, может создать новую суперкоманду.
Считаю, что губернатор Ипатов Павел Леонидович прав, когда говорит о том, что основной формой поддержки спорта должно стать софинансирование. Общий успех не может быть оплачен одной стороной: и усилия, и ресурсы для общих побед должны вкладывать все. Это очевидно. Мне видится: руководство области со временем еще конкретизирует системные задачи перед клубом, и будет это касаться не только побед в матчах. Роль, которую для спорта определяет Президент России, выходит за рамки спортивных и развлекательных мероприятий. Думаю, с учетом всего этого и будет формироваться своего рода "спонсорский пул" регионального клуба. В Саратове, в области, среди выходцев из Саратова, а не только московских и питерских, очень много личностей, которые, посильно участвуя в достойном деле, могли бы ощутимо проявить себя. И клубу, и его болельщикам, и области, и самим спонсорам нашлось бы место в успехе. Для города Саратова "Сокол" вообще может, при должном отношении, оказаться счастливой звездой. Я также не исключаю возможности и надеюсь, что к такой позиции присоединиться мэр Саратова Юрий Николаевич Аксёненко, и найдет возможность реально участвовать в софинансировании "Сокола". Город по существу заинтересован в клубе не менее, чем область.
- Алексей Иванович, я, признаюсь честно, футболом сильно не увлекаюсь, но как-то о проблемах в других клубах, кроме саратовского, не слышала. Только за исключением нашей cборной страны.
- Как говорят, спасибо за добрый вопрос. Тут вы несколько не правы. Проблем хватает у всех. И зачастую они схожие. Я бы сказал, системные. По совокупности они обозначаются как отсутствие постоянного достаточного финансирования. Интернет сейчас дает широкие возможности видения ситуации у соседей. Даже там, где спортивные клубы не становятся разменными картами в каких-то других, неспортивных играх, проблем немало. Пройдитесь по списку регионов и команд, и у Вас быстро пропадет чувство проблемной исключительности "Сокола". И это притом, что проблемным эксгибиционизмом склонны заниматься далеко не все. Многие понимают, что отсутствие адекватных действий на негативном информационном поле автоматически и безусловно "опускает акции" "счастливого" обладателя проблемы.
Сегодня массу проблем необходимо решать всем клубам, и не только футбольным. Наш спорт местами очень жесток, а местами весьма инфантилен. Всем хочется добывать нефть в условиях Саудовской Аравии, но у нас она в Сибири. И это наше счастье, что она у нас есть. К этому необходимы лишь соответствующие технологии, определенные усилия и главное - адекватное понимание проблемы. Футбол губернии нужен - это очевидно. Если кто-то, особенно из публичных персон готов так же публично создать клуб антифэнов, выступать за отказ от клуба и убеждать всех не поддерживать "Сокол" - готов с ним содержательно и публично дискутировать. Однако искренне полагаю, что таких темных личностей среди саратовцев нет. Что касается Cборной: восстановительные процессы по ней могут стать образцом в работе с командой и в Саратове, но здесь уже начинается епархия футбольных профессионалов, и давать какие-то советы и наставления здесь считаю для себя неправильным.
- Разрешите нескромный вопрос.
- Спрашивайте.
-Зачем вы вошли в члены Общественного совета Сокола? Вы ведь занимаетесь совершенно другим делом. Депутатская деятельность - это раз. Вы же еще и возглавляете предприятие, которое отвечает за сбор с населения платы за жилищно-коммунальные услуги. С футболом это как-то не связано.
- Очень просто. Футбол у нас самый популярный вид спорта и даже больше чем футбол - это язык доверительного общения, место единения людей. Да простят меня строгие поклонники футбола, на игре почти как в бане - все равны. Наличие VIP-зон на стадионе - требование безопасности и сложившихся традиций, но большинство людей приходит не посидеть в кресле, а насладится игрой, которая даруется всем. Все могут равно испытывать и проявлять свои чувства. К тому же, не всякий плательщик - болельщик, но всякий болельщик - плательщик, так что к своей аудитории я только приближаюсь. Мы предоставляем свою услугу всем слоям населения, предприятиям своего сектора, городу и области. Наконец, и футбольный клуб "Сокол" предоставляет свои услуги широким слоям населения, городу и области и планирует обеспечение специфического спроса бизнеса Саратова и Саратовской области. А самое для нас - ЕРКЦ - главное, что мы планируем через посредничество футбольного клуба "Сокол" быть услышанными - адекватно услышанными - населением города, и не дать сформировать у населения, в интересах которого ЕРКЦ работает, ложное предубеждение. Ну а если еще более приземленно, то мы рассматриваем проекты некоммерческого содействия болельщикам и команде, исходя из возможностей высокотехнологичных особенностей предприятия. Но говорить об этом пока рано.
И потом, депутатам у нас пока никто не запрещает содействовать футболу, даже если они не футболисты.
- Наверное, сейчас первый по популярности вид спорта - это дзюдо?
- Может быть, но только в среде журналистов, шутящих над чиновниками, не успевшими встать на горные лыжи. Футбол - это самый народный спорт. Дети в него играют еще до того, как узнают название. Это объединяющий, командный вид спорта. Пожалуй, в каждой семье есть если не футбольный фанат, то, как минимум, болельщик. Болельщики - это потребители жилищно-коммунальных услуг.
Работа с потребителями жилищно-коммунальных услуг, основанная на взаимопонимании, уважении и взаимном доверии - это наша основанная задача. Особенно с учетом развития нашего предприятия.
- Вы собираетесь подобным образом развивать свою работу в отношении плательщиков? Чем это продиктовано?
- Сегодня я вынужден констатировать тот факт, что в Саратове во многих сферах еще не выстроена достаточно уважительная работа с рядовыми потребителями. В чем это выражено: сегодня достаточно неплохо поставлена работа с населением в части сбора платежей. Но для того чтобы люди своевременно и полностью оплачивали жилищно-коммунальные услуги, надо обеспечить их качество по всей цепочке услуг. Невозможно дважды продать человеку черствый хлеб. На третий раз он как минимум не заплатит, если не сделает чего-нибудь с горе-продавцом. К сожалению, многие не хотят этого понимать. Вся система жилищно-коммунального хозяйства у нас выстроена не на оказание услуг, а на платежи. Посмотрите на опыт других стран, например, Франции. Оплата коммунальных услуг там является гарантией их качества. Тогда вступает правило: не заплатил - нет услуг. А у нас получается: оплата не является обязательной гарантией того, что услуга будет оказана качественно и в полном объеме. Нет системы индивидуальной работы с абонентами. Если уж требуется отключить отдельные объекты, то отключают полгорода: тех, кто платит - таких, кстати, большинство, и тех, кто не платит. Такой принцип социальной "справедливости" дает о себе знать. Эти уроки очень дорого обходятся и муниципалитету в целом, и гражданам.
- Но ведь существует же порядок перерасчетов?
- Да. Существует принятый городской Думой порядок снижения жилищно-коммунальных услуг при снижения их качества. Надо сказать, что оно достаточно эффективно реализуется. Но только в части. Объясняю почему. Многое в утвержденном порядке зависит от желания поставщика услуги сделать перерасчет. Вполне естественно, что шквал заявок от населения искусственно сдерживается. Зачастую в простой для коммунальщиков форме: плательщика отправят куда подальше - и голова не болит. А люди получают платежки ЕРКЦ. И что же они видят?.. В итоге у человека нет желания платить. Он ведь не будет, да и не должен, разбираться, кто виноват и почему он должен платить за горячую воду, которой не было полмесяца. Естественно, что все эмоции, а зачастую и агрессию, он выливает на того, кто ему "прислал" этот счет. В итоге получается, что ЕРКЦ приходится отвечать за недостатки и образовавшийся развал всего жилищно-коммунального сектора. Между прочим, очереди на пунктах, которые стали основным аргументом у недругов ЕРКЦ, - это ведь следствие того, что люди приходят разбираться с начислениями по тем услугам, которых у них не было, или с теми данными, которые в ЕРКЦ были переданы поставщиками. Заметьте, люди идут не в ЖЭК и не в ДЕЗ, а в ЕРКЦ. Почему? Потому что ЕРКЦ старается худо-бедно помочь, а другие - только перевести ответственность с больной головы на здоровую.
ЕРКЦ сегодня - это единственный элемент жилищно-коммунального хозяйства Саратова, который стремиться работать с населением в интересах самого населения. Открыто, честно и предельно прозрачно. В качестве издержек мы получаем весь набор, который сопутствует проблемам всех участников коммунального сектора.
- Правильно ли я поняла, что решение проблемы сборов - это прежде всего задача повышения качества предоставляемых услуг?
- Я бы сказал, что нам к этому еще идти и идти. Это объективно, и это правда. То состояние, из которого необходимо выводить жилищно-коммунальное хозяйство - это годы упорной и неблагодарной работы. В плане повышения сборов сегодня мы подошли к той качественной планке, когда необходимо уже менять систему отношений потребителя и поставщика услуги.
Маленький экскурс в историю. В первый годы работы ЕРКЦ - а это время полного разбалансирования, просто распада ЖКХ - новая форма работы, интересный подход к населению, необходимые услуги - все это дало свои плоды. Уровень коммунальных сборов, который обеспечивало предприятие, обрадовал всех: и муниципалитет, и поставщиков, и население. Ведь это преодолело погружение города во мглу: сколько люди ни платили, оплата по адресу не доходила, а поставщики, просто не получая оплаты, из-за угрозы разорения уже не могли оказывать услуги в кредит. Сегодня деньги научились собирать, но в повышении качества услуг ничего кардинально не изменилось. Затем люди стали видеть, что несмотря на обещания и гарантии, которые были направлены на реализацию простых формул "своевременная оплата - качественная услуга" и "не получил услуги - не плати", реального подтверждения этих слов они не находят.
- Вы не знакомились с опытом других подобных предприятий в этой сфере? Может, стоит применять другие принципы работы?
- На самом деле, едут в Саратов для того, чтобы перенять уникальный опыт. Не просто ведь так саратовский ЕРКЦ вошел в тройку лучших предприятий своей отрасли в России. Технологии, выстроенная система взаимоотношений между потребителями и поставщиками - у нас есть чему поучиться. Кроме этого, в отличие от многих расчетно-кассовых и информационно-вычислительных центров России, мы "взяли на свои плечи" претензионную работу с населением. В этом плане мы пока опережаем футбол, однако есть желание и наш футбол видеть на должном уровне.
- Какой выход вы видите? Как надо менять систему?
- Как я уже сказал, уровень сборов зависит о желания человека оплачивать. А это желание зависит в первую очередь от наличия качественной услуги, во вторую очередь - от понимания, что может, а что не может требовать человек. Оказана услуга - плательщик должен заплатить. Систему своевременного сбора коммунальных платежей следует рассматривать не только в части активизации линии по работе с плательщиками. Считаю, что изначально это должно рассматриваться в части оказания услуг, точнее, оказания качественных услуг. А вышло так, что ЕРКЦ практически в одиночку стал работать с населением.
Постсоветскую же ориентацию системы никто не сменил. Не сделал ее ориентированной на простого человека. Ни ДЕЗ, ни ЖЭК не работали в этом направлении. В принципе все, кроме ЕРКЦ, в этой ситуации оказались в стороне. Если бы не мы, то в 2002 году Ленинский район ожидал бы полный коллапс. Если бы не выстроенная работа ЕРКЦ с населением, то ни о какой Ассоциации Товариществ собственников жилья в Ленинском районе речи бы не шло. Но, к сожалению, эти ТСЖ пока не стали организациями конструктивной защиты интересов и потребительских прав населения. Они пытаются под новой вывеской подменить устаревшую систему ДЕЗов и ЖЭКов.
Собственно, мы незаметно перешли от футбола на мою профессиональную тему. В своем деле я, безусловно, разбираюсь детальнее и лучше, чем в тонкостях футбола - не буду кривить душой. Но именно во взаимно полезном сотрудничестве я вижу залог положительной общей стабилизации, консолидации сил и успешного развития граждан, города, области, страны. А причем здесь спорт вообще и "Сокол" в частности? Это очень хорошее подспорье. "Сокол" по-настоящему нужен саратовцам, и "Сокол" должен работать, в том числе, и в более широком социальном плане. Разрушать легко, даже то, что создавалось годами, а чтобы отстроить разрушенное заново потребуются еще годы. То же верно и в отношении ЕРКЦ, созданного моим коллективом и мной.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью