Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Порядок применения новых ПБУ при составлении полугодовой отчетности. Вопросы и ответы. (83 kB)

  • 17:40, 11 августа 2000
  • Комментариев[0]
Добрый день! Я, может быть не так жестко буду Вам читать о той теме, которая Вам объявлена. Связано это с тем, что в Саратове я впервые. Вы меня многие не слышали. Я надеюсь и долго еще не услышите. У вас не будет такой возможности услышать меня еще раз. Поэтому, ну в Москву мало кто ездит, в Саратов я попаду лет через пять. Потому что в России к сожалению сейчас очень много регионов .89 . и каждый регион просит чтобы я приехал. И вот я должен сказать, что я вот второй год мучаюсь, разъезжаю по России и объясняю, что мы делаем... мы приняли ПБУ либо какой другой нормативный документ. А почему мы это делаем. Я просто Вам хочу напомнить, почему появляются новые нормативные документы, почему меняется идеология работы Вашей. В принципе все направлено на то чтобы изменить отношение к бухгалтерскому учету, к КНО в системе управления хозяйствующих субъектов, чтобы главный бухгалтер стал, ну я даже не знаю, каким большим человеком. Вам, я думаю об этом рассказывают, но иногда забывают, что, та работа которая сейчас проводится по обновлению нормативной базы бухгалтерского учета связан с выполнением правительственной программы, которая была принята в марте 98 года, программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами и финансовой отчетности. И в этой программе есть цель и задачи. Я не буду их Вам перечислять. Кто любопытный, тот прочтет. Кто не любопытный, значит и знать не надо. А в общем плане- цель, которую поставило правительство перед нами, перед министерством финансов . законодателем в области финансового учета . обеспечить пользователей информацией о деятельности предприятий и организаций в той мере, чтобы они могли с полной уверенностью принимать решения. И вот все, что сейчас делается направлено на выполнение этой задачи, этой цели, поставленной правительством. И вы, наверное уже обратили внимание, что новые нормативные документы, которые выходят, вот в полном соответствии с правительственной программой как раз в основном и раскрывают вопросы составления и приготовления нашей бухгалтерской отчетности Вы, наверное обратили внимание, что почти в каждом положении, как мы их называет ПБО, есть специальный раздел, так и называется .Раскрытие информации бухгалтерской отчетности.. Так получилось, что большинство документов, которые разработаны в рамках этой программы вступило в действие с 1. 01.2000 г. и модно назвать 8 документов, которые вступили в действие с 1.01.2000 г. и по сути дела и довольно таки значительно меняют наше отношение к бухгалтерской отчетности. Я хочу Вам напомнить эти документы . Я думаю, большинство их Вас знают потому, что они выходили и в прошлом году, выходили в начале этого года. По ним публиковались комментарии есть уже определенные замечания и предложения по улучшению этих документов. Вот слева от меня сидит Ольга Николаевна она любезно публикует мои комментарии в .Э и Ж. Единственный ее недостаток, это, то что она эти статьи не хочет опубликовать в отдельной книжке, чтобы Вам удобно было получить в руки и прочитать, а не листать подшивку в .Э и Ж.. Ну это в порядке лирического отступления. Значит, первый документ, который как бы определяет идеологию новой бухгалтерской отчетности. Это новая редакция ПБУ . 4 99 года бухгалтерской отчетности организации. Знаете, что первая редакция была в 96 году . ПБУ .4. 1.01.2000 г. вступило в действие ПБУ-9 и 10 .доходы и расходы организации.. Это новые для нас вообще документы. Мы в курсе, что многие из Вас вообще не понимают, что там написано. Ну может быть это связано с тем, что в этих приложениях мы впервые попытались языком бухгалтерского учета, как мы говорим, описать экономические категории, связанные с получаемыми доходами, которые доходы поступают в организации. Теми расходами , которые в получении этих расходов определяют. Кроме того с 1 январе 2000 г. действует ПБУ .3 в новой редакции по учету курсовых мест, с 1.01.2000 г. вступили в действие два новых ПБУ- 11, 12 информация по аффинированным фирмам и информация по сегментам. Схематично Вам называю эти документы. Потом я постараюсь на некоторых из них остановится. Кроме того вы знаете, что... 8 документах есть методические указания . Если ПБУ у нас составляют второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, то методические указания, рекомендации . это третий уровень нашей системы нормативного регулирования. И вот по этому третьему уровню есть два документа. Первая- самая знаменитая , который Вы сейчас апеллируете- это приказ . 4 М форма бухгалтерской отчетности организации и методические указания по формированию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Специфические указания касающиеся не всех, но не выпущенных. Если в целом охарактеризовать вот эти документы вступившие в действие, то можно сказать, что самое важное отличие того порядка, который действовал до 1.01.2000г. и которое определено в этих документах это то, что министерство финансов РФ отказалось от типовых форм бухгалтерской отчетности. Так сложилось все в советской системе, что мы с вами всегда представляли бухгалтерскую отчетность на тех формах, которые утверждались централизовано. Могу вам напомнить историю, что раньше бухгалтерскую отчетность утверждали два ведомства: министерство финансов РФ и ЦСУ СССР (Центральное статистическое Управление СССР), потом ЦСУ мы убрали с Госкомстатом, оставался один Минфин до последнего времени и вот 1 января 2000г. клад типовых форм приказал долго жить. В связи с чем, принято такое решение. Здесь есть несколько причин. 1) это выпуск вот этих новых положений по бухгалтерскому учету. Если вы постараетесь, в меру своей любознательности, наложить то, что описано в раскрытии информации бухгалтерской отчетности в разделах, которые есть в каждом почти ПБУ положить их на те типовые формы, которые действовали до 1.01.2000г.- вы увидите, что многие показатели отсутствуют в типовых формах. В тоже время, вы знаете, что по многим показателям вы нам ставите всегда прочерк. Просто в деятельности конкретной организации, конкретного предприятия данных по этому показателю нет, ну просто нету. И прочеркиваются. Доходит до анекдота. Представляете отчетность, там баланса, в которой 80-90% показателей прочеркиваются. Что самое интересное, вы не возмущаетесь. Сколько бумаги мы тратим лишней и так далее. В основном это характерно для субъектов малого предпринимательства. У них конечно мало показателей характеризующих их деятельность, в тоже время гиганты-предприятия, я даже не знаю как на примере Саратовской области, ваших предприятий, уже не помню кроме авиационного предприятия, ну может быть энгельсского предприятия- троллейбусов которое не работает. То для них типовые формы не достаточны. Тот кто работал в советской системе, наверное помнят, что министерства всегда требовали к типовым формам расшифровки. Было такое или нет? Было. То есть министерства по подведомственным предприятиям и организациям, зная специфику своих предприятий, рода деятельности который они осуществляют, давало команду о том, чтобы там такой-то показатель баланса расшифровать. Советская власть кончилась, кончилась власть министерств. Никто не стал требовать, вы обрадовались, что можно не характеризовать деятельность надлежащим образом и эти расшифровки не предоставляете. Вот новые ПБУ как раз требуют от вас самостоятельного формирования расшифровок. Это как бы первая причина почему Минфин отказался от типовых форм. Вторая причина заключается в том, что показатели можно предоставлять в разных вариантах. Возьмем с вами ПБУ 9- доходы организаций. Откроем раздел .Раскрытие информации бухгалтерской отчетности.. Там есть пункт, который Вас обязывает , подчеркиваю, Вас обязывает приводить расшифровку выручки от продажи по видам деятельности. Как правило, у многих предприятий и организаций не один вид деятельности, которым они занимаются, а несколько видов деятельности и до 1.01.2000 г., вы знаете мы не требовали расшифровок выручки и расходов по видам деятельности. Вот ПБУ-9 обязывает Вас приводить эту расшифровку в форме . 2 .Отчете о прибылях и убытках. при соблюдении определенных условий. Условия там приведены, вы знаете . 5%. Если выручка от продажи по какому-то виду деятельности превышает 5%, вы нам обязаны расшифровать этот вид деятельности. Это касается, повторяю и выручки и расходов по этому виду деятельности. Как можно представить информацию. Ну хорошо, если у Вас два-три вида деятельности и Вы можете в самой форме . 2 расшифровать как мы Вам рекомендуем в приведенном образце отчета о прибылях и убытках. Вы видите свободные строчки 011, 012, 013. А если у Вас таких видов деятельности, попадающих под критерии 10, а такие случаи у нас уже есть. Есть, я Вам честно скажу, когда предприятие имеет 22 вида деятельности, имеет около 30 видов деятельности и теоретически может так получиться, что они все равноправны. Ну на практике такого как правило не бывает, но теоретически может встретиться. Страна большая у нас . три миллиона юридических лиц, все может быть. И тогда вот как представить информацию о выручке о расходах по 10 видам деятельности. В самой форме . 2 , ну Вы представляете , что форма . 2 сразу раздувается и становиться неудобной для пользователя. Как старый бюрократ , я Вам говорю, что это неудобно пользоваться когда выручек идет группа, сразу несколько. Вариантом является то, что такая расшифровка представляется в виде приложения по форме . 2. Я Вам могу гарантировать, что многие из Вас, вот увидя в образце только три строчки а вот, должны расшифровывать там 5-7 , будут расшифровывать только три, ссылаясь на то, что министерство финансов в своем образце привело только три свободных строчки. Имейте в виде . это образец, расшифровок, еще раз подчеркиваю, должно быть столько, сколько у Вас попадает под это требование 5%. Вот как в типовой форме все это учесть. Вот подскажите мне, вот как это сделать. Поэтому и было принято решение, а таких моментов очень много и по форме . 2 и по форме . 4 и по форме . 5 . По балансу это не очень касается, потому что более или менее он у нас как бы типовой. А вот по остальным формам это довольно таки сложно рекомендовать типовую форму, А вот что делать с новыми ПБУ-11 и 12. Вот Вы их прочли и попробуйте сделать типовую форму по раскрытию информации по аффинированным лицам. Попробуйте Невозможно это сделать, потому что очень многообразие у нас понятие аффинированного листа может быть до 10 видов аффинированных листов. 5 видов или до 10 видов операций , которые подлежат раскрытию по аффинированному лицу. Как правило, у конкретной организации количество аффинированных лиц немного, это . 3-4 случая, видов операций, которые подлежат, как правило, тоже 2-3. Что нам в типовой форме все 10 приводить? А вы нам опять будете ставить прочерки? И должен вам сказать, что по западному опыту, аффилированные лица, например, информация по аффинированным лицам никогда не предоставляется. Представляется она только в текстовом варианте. Либо информация по сегментам. Ну, как вам дать типовую форму представления информации по сегментам, особенно там, по географическому сегменту? Поэтому трудность работы вашей заключается в том, что вы должны теперь очень внимательно изучать все положения по бухгалтерскому учету и накладывать на свою деятельность, деятельность своей организации, своего предприятия. Не ждать подсказок, еще меньше всего слушать налоговиков по этому вопросу. Должен вам сказать, что до сих пор мы сталкиваемся с фактами, когда налоговики дают команду чтобы вы представляли отчетность за 1 квартал, сейчас будет за 2-й квартал по тем типовым формам, которые были утверждены там в 1999г.. я вам категорически запрещаю это делать. Если налоговики это будут делать, я прошу, сообщить в министерство финансов РФ со ссылкой на их письмо и номер, как они это требуют и копию лучше прислать этого распоряжения. - Давыдов: . Они вон сидят слушают.. Если это сделано, они будут наказываться и очень здорово наказываться. Мы напишем письмо в МНС на то, что налоговые органы тормозят реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Нас сейчас за это очень бьют, я думаю, что МНСу будет очень не сладко, если такие факты будут у нас в распоряжении. Я должен сказать, что и по Москве у нас есть такие случаи, могу назвать номера налоговых инспекций, которые дали такую команду. Поэтому и в регионах, я к сожалению много стал ездить, мне это сообщают в неофициальных беседах, вы так боитесь, налоговики сидят, я сейчас мол встану, скажу что это у меня, а меня завтра без штанов оставят, извиняюсь за грубое выражение. Поэтому пишите на наше имя в министерство, в департамент методологии бухгалтерского учета об этих всех фактах. Почему я на этом заострил внимание? В Правительственной программе написано- заинтересованных пользователей. И если вы откроете нашу концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономики России, которая была утверждена в 1997г.,, вы увидите перечень этих заинтересованных пользователей, самое интересное в этом перечне заинтересованных пользователей позиции налоговиков нету, они там отсутствуют. Есть инвесторы, есть поставщики, есть ваши работники, работники вашей организации, есть банкиры и т.д., есть органы государственной власти, но отдельно налоговики не поименованы. Это трагедия нашей страны, что главным пользователем бухгалтерской отчетности являются налоговики. Откровенно говоря, я должен вам сказать, не знаю что вам там Оганян рассказывал, это уникальная ситуация, когда налоговики пользуются информацией, совершенно им не нужной. Потому что по новым правилам бухгалтерского учета...... Налог на имущество в какой то степени характерен. Вы знаете мы приняли решение там по некоммерческим организациям амортизацию не начислять, там есть другие решения, которые немножко не укладываются в схему налогообложения. И я могу вам сказать, например, что московская налоговая специально выпустила по налогу на имущество указание о том, что по налогу на имущество расчетно определяется степень изношенности для налога на имущество. И т.д., просто недоработки идут МНСа , но что есть то есть. Поэтому, когда они вас, извиняюсь, насилуют, представлять отчетность, да еще по своим правилам, мы с этим будем бороться. -Давыдов: .Вы будете бороться, а мы- судиться.. Ну, вы будете страдать. Вопрос заключается в том, ..(вопрос из зала). Сейчас минуточку, минуточку. Вы потом будете. Я вас не предупредил, значит. Значит, у меня такой есть стиль изложения: я не люблю когда вообще меня перебивают, не люблю когда задают вопросы по ходу выступления. Значит, я люблю когда вы мне задаете вопросы в письменной форме. Я тем самым проверяю степень вашей грамотности, умеете ли вы писать. Я вам обещаю, что тот час, который останется до конца моего выступления я посвящу вопросам. Пожалуйста, пишите в письменной форме, я не знаю, где вы их тут собираете. Я постараюсь на них ответить, у меня единственная к вам просьба. Большинство вопросов вы задаете связанных с налогообложением и забываете, что руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета, а не руководитель Департамента налоговой политики, хотя я и занимаюсь тут вопросами налогообложения. Я защищаю интересы правил бухгалтерского учета. Они сейчас, еще раз подчеркиваю, вступают в противоречие с правилами налогообложения. Вот я вам говорил о тои, что министерство финансов приняло решение об отказе от типовых форм, говорил о том, что есть приказ .4Н о формах бухгалтерской отчетности организаций. Я вам напоминаю, что в этом приказе, по сути дела, три приложения. В первом приложении приведены образцы форм бухгалтерской отчетности. Еще раз подчеркиваю, что это не типовые формы. Это как бы видение министерства финансов о возможном раскрытии информации какого-то усредненного предприятия. И если вы почитаете другое приложение к приказу .4Н, вы обратите внимание, что министерство финансов, по сути дела, установило три варианта формирования бухгалтерской отчетности. Так называемый, упрощенный вариант, стандартный вариант и многосложный вариант или, как я его написал, множественный вариант. в чем особенность этих вариантов? Я уже говорил вам о том, что предприятия разные, разные по масштабу, разные по численности персонала, разные по объему основных средств и т.д. и условно все предприятия можно разделить на три группы: так называемые представители малого бизнеса, для них установлен, вы знаете, упрощенный вариант, который действовал и раньше. Мы малым предприятиям разрешаем представлять бухгалтерскую отчетность не в полном объеме. Обязательным требованием является то, что субъекты малого предпринимательства представляют две формы: баланс и отчет о прибылях и убытках. Остальные формы представляются по их усмотрению. Я вам могу сказать, что мы не идеальны, но мы четко представляем, что абсолютное большинство представителей малого бизнеса будут представлять только две формы. Причем будут представлять не в усеченном виде, потому что, например, в 4Н написано, что субъекты малого предпринимательства, в случае там малой значимости их показателей, баланс вообще представить из 10 строк. Они по прежнему представляют их 60 строк, по тому образцу который приведен в 4Н, отказываются ставить прочерки. Вообще это удивительно. Хотя я должен сказать, что программный продукт, который сейчас выпускается многими фирмами допускает этот вариант, что компьютер выводит вам только те строчки, по которым есть числовые данные. Просто малый бизнес этим не пользуется. Но в тоже время, я знаю представителей субъектов малого предпринимательства, которые сознательно представляют отчетность по всей множественности требований, которые изложены в наших документах. Они считают это проявлением своего профессионализма, потому что они считают, что им нечего, в принципе, скрывать и показывают эту информацию. Сандартный вариант-это то, что характерно для среднего бизнеса, предприятий, ну, как мы говорим, от 400 до 1000 человек. Хотя по западным меркам это крупные компании. Ну, Россия специфическая страна, поэтому у нас пока и пределы малого бизнеса завышены, и пределы среднего бизнеса завышены. И вы знаете, что в приказе .4Н записано, что для стандартного варианта возможно составление отчетности по тем образцам, которые приведены в приказе .4Н, с соблюдением тех требований, которые изложены в ПБУ. Где требуется расшифровка, вы должны расшифровку приводить. И множественный вариант- характерен для крупных компаний, для наших гигантов, для тех предприятий, на которые у нас в Советском Союзе был упор. Это производственные объединения, научно-производственные объединения, вот такого рода. Типа, как мы говорим, .Уралмаш завода., металлургических комбинатов, нефтяных компаний и т.д. и т.д. Здесь никакой типовости как бы не будет. Здесь они должны самостоятельно формировать баланс и отчет о прибылях и убытках и т.д. и т.д. В связи с этим Вы наверное обратили внимание , что в приказе 4-М специально оговорено, что 5-ую форму можно делить на несколько форм. Я вообще удивляюсь Вам . Делали мы в 92 году эту дурную 5.ую главу. Я честно Вам скажу . гармошка Там 8-10 стр. Как Вы ее заполняли? Вот чисто компьютерно не очень понятно иногда было Еще сброшюровывать Вас заставляли там. А по отдельным разделам данных не было. Там было 9 разделов, а данные у Вас были по трем-четырем Нет над ж было угораздить Вас составлять всю форму. Кто-нибудь возмутился бы? Никто не возмущается. До чего же мы все дисциплинированы. Сказано- сделаем. Не сказано . не сделаем. Здесь еще в чем трудность для крупных компаний. Значит в ПБУ .4 в прошлой и в новой редакции есть одно требование, на которое Вы не очень , к сожалению, обращаете внимание. Это так называемые требования сопоставимости. В соответствии с этим требованием в бухгалтерской отчетности должны представляться данные за два периода за два отчетных года. Исторически так у нас сложилось, что и в СССР мы представляли и за отчетный период и за предыдущий отчетный период. По международным стандартам финансовой отчетности поощряется представление отчетных данных за пять лет. Мы пока на это не пошли. Вы наверное обратили внимание , что ПБУ .4 написано не менее двух лет. Т.е. два года - это обязательно, три . поощряется, четыре . вообще памятник поставят. А пять - медалью будем Вас награждать. Я Вам могу объяснить , почему международный стандарт требует именно пять лет. За пять лет видна динамика. Это уже доказано. Вы можете это оспаривать, что Вы так нарисуете . Ну невозможно это за пять лет так проиграть, чтобы скрыть черный нал там и т.д. и теневой оборот. Видно, к сожалению видно, за два года не видно, а за пять лет . видно. Поэтому мы пока не станем Вас мучить за пять лет Это связно еще с тем, что мы живем с Вами в инфляционной экономике. Вообще, то, что мы в принципе сейчас делаем по бухгалтерский отчетности мы должны делать по правилам инфляционной экономике. Есть специальный международный стандарт, который обязывает Вас пересчитывать активы и обязательства на индекс инфляции. Можно это сделать, но тогда это будет полный разрыв нашей налоговой системы, потому что в бухгалтерском балансе будет по индексу инфляции, вопрос заключается в том, по какому индексу инфляции можно было бы Вам разрешить. Их несколько. Эээээх, есть несколько, как Вам сказать вариантов. Нас остановило то, что в международной практике никто на индекс инфляции свои статьи баланса не умножает. Попытались американцы этот эксперимент провести , но у них индекс инфляции не такой как у нас . 2-3% и то они отказались. Они сказали, что это недостоверная отчетность . А уж про нашу отчетность мы можем с уверенностью сказать и по тем правилам , которые мы сейчас делаем, без индекса инфляции. Поэтому, вот один из моментов, почему мы отказались от типовых форм . это вот требования сопоставимости. Ну как Вам рекомендовать за пять лет построить отчетную форму. Она по-другому. Вы вот попробуйте баланс за пять лет составить. Он же другую форму примет. У Вас не будет этого показателя на начало отчетного года. Вы же это с ума сойдете, когда мы выбросим этот показатель из баланса. А должен стоять там на 31.12.97 года, на 31.12.99 и т.д. А это уже немножко другая техника составления отчетности. Значит, я хотел бы немножко подробнее остановиться пока что на ПБУ 11 и 12 в силу специфики . Значит, еще хочу сказать, четко я не стараюсь Вам рассказать, что написано в п. 11 ПБУ таком то , в чем то это особенность. Мягко говоря, эта не моя задача. Потому что в принципе о каждом стандарте можно рассказывать часами. Я просто вас отсылаю к тем комментариям, которые выходят по этим ПБУ в отдельности. Хотя они, не всеобъемлющи. А на ПБУ 11 и 12 я хочу, остановится в силу их специфичности. Впервые они вышли. ПБУ 11. Информация по аффинированным лицам. Если Вы откроете этот приказ, и это положение , то Вы обратите внимание на то, что положение это распространяется только на акционерные общества. Хотя первоначально, мы планировали их распространить на всех. Потому что у всех есть аффилированные лица даже у унитарных предприятий есть аффилированные лица. Почему произошло такое ограничение. Произошло это, потому что на законодательном уровне требования к информации по аффинированным лицам закреплено только в законе об акционерных обществах. Еще в 96 году был приянт закон об акционерных обществах, в которм содержится специальная статья, обязывающая вас открывать информацию по аффнированным лицам. Я могу с уверенностью сказать, что акционерные общества в абсолютном большинстве этого не делали. Несмотря, что это в законе написано. Вы наверное обратили внимание, что в последнее время вышло два документа по раскрытию информации по аффинированным лицам. Первый документ вышел . это разъяснение Федеральной комиссии по ценным бумагам, в котором она исходя из задач своей комиссии изложило, что должно раскрываться по аффинированным лицам. Я не собираюсь раскрывать этот документ. Этот документ ФКЦБ. А второй документ . это вот ПБУ 11, в котором мы Вам дали правила раскрытия информации по аффинированным лицам в бухгалтерской отчетности. ФКЦБ дало команду как вообще давать, это как бы отдельный отчет и не имеет никакого отношения к бухгалтерской отчетности А ПБУ 11 касается бухгалтерской отчетности. Должен Вам сказать, что когда готовился этот документ, если Вы почитаете мой комментарий в .Э и Ж.. . мы специально привели несколько определений аффинированных лиц в действующем законодательстве. Есть в Законе 91 года по антимонопольному законодательству о конкуренции , есть в части 1 налогового кодекса. Есть в законе о банкротстве и должен Вам сказать , что первоначально ПБУ 11 было наше собственное определение аффинированного лица, которые мы взяли из международных стандартов. Когда мы понесли юристам этот документ, нам его завернули. Вообще удивительные у нас юристы в нашей стране, они как налоговики - выгодно . пропускают, когда не выгодно . не пропускают.. И мы вынуждены были сделать ссылку на закон 91 года. Должен сразу законников, тот кто занимается нормальным бухгалтерским учетом предупредить , что это плохое определение аффинированного лица Оно неполное. По тем понятиям , которые действуют в рыночной экономике. Я не знаю, откуда списывали авторы в 91 году. Они списали очень неудачно. В налогового кодексе очень заужено определение аффинированного лица, это видно в силу специфики . В поправках, сейчас там будет к налоговому кодексу несколько иное определение. Если Вы посмотрите, то что в 91 и то, что мы требуем по правилам бухучета . Вы увидите противоречия. Значит, мы требуем в бухгалтерской отчетности раскрывать сами аффилированные лица, которые есть у организации, но не все. Не все. А только те, которые поименованы в ПБУ 11 . Я сейчас на память по-моему не помню, по-моему 7 пункт это, в котором описаны эти аффилированные лица. Сейчас я посмотрю, а то напишите, Бакаев сказал. Это в пункте 6, 7 и 8, А в 9 дано то, что не подлежит раскрытию, какие организации, аффилиированные лица не подлежат раскрытию. И по этим аффилиированным лицам, которые подлежат раскрытию, дан перечень операций, которые должны раскрываться по ним. Это вот пятый пункт Вы открываете и тут то приведен перечень операций. По-моему 7 обязательных и другие на Ваше усмотрение. Еще раз подчеркиваю, что в деятельности конкретной организации видов операций бывает немного Как правило 2-3 . Хотите посмеяться, правда ммммммм не знаю, как Вы будете это делать. Значит, есть компания .Транснефть.. Знаете, такая крупная компания, которая занимается транспортировкой нефти. Там 100% участие государства. Вот в годовом отчете за прошлой год в разделе аффилиированных лиц они привели такую информацию. Администрацией президента был предоставлен заем, цифру я Вам не буду занимать . цифра во . большая в долларах, которая в конечном итоге была преобразована в безвозвратную ссуду. Написано вот так вот. А если перевести на русский язык, была дана взятка в таком то размере. Я абсолютно уверен, что у Вас тоже есть такие вот факты в Саратовской области, когда местная администрация богатой организации просит оказать ссуду или предоставить ссуду, которая в конечном итоге потом переоформляется. Вот в железном варианте по правилам международных стандартов должна раскрываться. Что самое интересное . подтверждаться аудитором. Вы знаете АООТ попадает под критерии обязательного аудита. Это вот как анекдот. Это, когда я в первый раз прочел это в годовом отчете, я не поверил своим глазам, что можно так открыто. Самое большое меня удивило, как руководитель этой самой .Транснефти. подписал такой отчет. А он его не читал, ясно, что не читал. Это вот недостаток наших руководителей. Еще раз подчеркиваю, что информация по аффилиированным лицам представляется, ну как это, не в табличном виде. Никаких таблиц по аффилиированным лицам нет, вот я уже , сколько мне довелось просмотреть отчетов, составленных в полном соответствии с международными стандартами аффилиированных лиц нам не пришлось увидеть. Ну это вот в силу вот специфики. Вот как вот, извиняюсь то, что я вам сказал, в таблице представить. Она вообще не представляется в таблице. А вот следующие ПБУ . ПБУ12 - информация по сегментам как раз допускают представление информации и в табличном виде и в письменном виде. В отличии от РБУ 11 ПБУ 12 наполовину является новым для нашей учетной практики. Я должен Вам сказать, что у нас сейчас сложилась уникальная ситуация в области перестройки, что ли, бухгалтерского учета. Мы возвращаемся к советской системе бухгалтерского учета. Вы не поверите, но это так. Вот как Вы мне подсказали, называть бухгалтеров, которые давно работают в этой области. Вот бухгалтера со стажем, помнят, что в составе годового отчета социалистического предприятия было от 20 до 50 отчетных форм. Правильно я говорю или нет? Ну по разным видам деятельности и по разным министерствам самый большой объем годового отчета был в сельском хозяйстве. И я не знаю, есть ли тут представители с колхозов и совхозов, а для других я напомею, что у них отчетность составлялась в тетради объемом, я уже не помню, сколько страниц . такой толстый талмуд был. Специально у них забирали отчетность в сброшюрованном виде, чтобы они не потерялись. Сейчас, как правило, мы представляем отчетность в объеме пяти форм. Вы знаете, до 1.01.2000 г. обязательно было пять форм. Мы , когда перестроились в 92 году, отказались от пятидесяти форм , сделали ═пять. ПБУ 12, Вы знаете требует от Вас представления информации по так называемому операционному сегменту и географическому сегменту . Операционный сегмент обязывает Вас представить данные не по виду деятельности расшифровку, а по видам продукции. Бухгалтера со стажем, которые работали в промышленности, помнят знаменитое приложение к форме . 6.(крик из зала . знаем, знаем) Кто не знает, запишите и найдите ее - это справка о рентабельности важнейших видов продукции. Представлялась она на десятках страниц, потому что номенклатура видов продукции у некоторых предприятий составляла 1000 видов и вот по каждому виду продукции представлялись данные о себестоимости, об оптовой цене на единицу этой продукции и рентабельность была специальная графа видов продукции. В отличии от советской системы международные стандарты более либерально к этому относятся. Они установили критерий, по которому вид продукции попадает под расшифровку. Прочитали ПБУ 12 . это 10%. Если какой то вид продукции в общем объеме выручки от продажи составляет 10% , Вы обязаны этот вид продукции нам расшифровать по пяти показателям: выручка от продажи, расходы по этому виду продукции, финансовый результат . либо прибыль, либо убыток, активы, связанные с выпуском этого вида продукции и обязательства, возникающие в связи с выпуском этой продукции. Если три первых показателя .это советская система, то два последних .это уже хитрости этого проклятого капиталиста. Они требуют для более аналитичности представления этих показателей. Вопрос заключается в том, как можно представить информацию по операционному сегменту. В ПБУ .12 приведена схема, как это можно сделать. Я вам скажу, что это один вариант. есть еще второй вариант. к сожалению у вас тут нет доски, можно было бы нарисовать, т.к. словами это несколько сложно. Но я вам попытаюсь объяснить. Табличная форма характеризуется как бы двумя составными частями. Эта так называемая подлежащее, это то, что слева в таблице, как правило, это наименование показателей, то, что у нас называется статьями, строками и сказуемое таблицы. Сказуемое таблицы это графы. В том варианте, который приведен в ПБУ 12 , у нас вид продукции в подлежащем (продукция А, продукция В, продукция С,.., продукция n). А пять показателей, там доходы, расходы, финансовые результаты- это сказуемое. А можно сделать наоборот. Пять показателей поместить в подлежащее, а виды продукции- в сказуемое. Это на ваше усмотрение, как вам нравится. По- разному делают, в зарубежной практике по-разному: и тот, и другой вариант. другое дело, что мы вам предложили один вариант, и , я думаю, что абсолютное большинство будет им пользоваться. Ну это не очень корректно. Но вы не любите варианты, поэтому мы и написали один, официальный как бы. Операционный сегмент, я еще раз повторяю, он привычен как бы для нас, просто мы отвыкли его делать. В советское время мы его делаем, я сейчас не делаем. Вот сейчас вам придется его восстанавливать. Навык вам придется восстанавливать. А вот географический сегмент- это для нас новое. Ну в советское время мы с вами жили за железным занавесом, никаких филиалов, представительств за рубежом у нас не было с вами. Никаких .дочек., и зависимых предприятий за рубежом у нас с вами не было. А сейчас лафа! Интересно посмотреть географию- где только нет российского капитала. В чем суть? Составление информации по географическим сегментам более сложное, чем по операционному сегменту и, если вы прочтете ПБУ .12, то вы увидите, что там несколько вариантов формирования информации по географическим сегментам. Ну я откровенно говоря не пытаюсь вам на пальцах это показать, потому что это довольно таки сложно, это нужно садиться с карандашом в руке и читать то, что написано в ПБУ .12 и пытаться переложить на свою деятельность вашего конкретного предприятия. Здесь как бы два аспекта. Аспект 1-й заключается в том, что у вас филиалы и представительства могут быть за пределами РФ и там тоже действует так называемый критерий 10%. Если у Вас есть, как у нас говорят Саратовская губерния . это родина немцев. Если у предприяий саратовских есть филиал в Германии , а я думаю уже есть и довольно значительно . вот 10% порог объема продаж уже есть, то вот в отчете российского предприятия, действующего в Саратовской области за 2000 год должна быть информация отдельно представлена, что в Германии было продано продукции столько то, себестоимость такая то, финансовый результат такой то и т.д. и т.д. Второй аспект связан с тем, что Россия . уникальная страна. Я вам уже говорил . регионов у нас 89 и в каждом из этих регионов может быть филиал теоритически. Может быть? Может быть!. Какой то филиал может попасть под 10%? Может. Вот по такому филиалу желательно что бы Вы тоже раскрывали информацию. Задача наша облегчается тем, что сейчас происходит перестройка территориального устройства России. Вы наслышаны, что у нас образовано 7 федеральных округов. Я Вам просто советую, когда у Вас, не дай бог, встретиться операционный сегмент на территории РФ, раскрывать информацию по этим федеральным округам. Их всего 7, не 89 . это легче, меньше. Они более характеризуют деятельность предприятий, потому что округа как раз более-менее совпадают с экономическими районами. Традиционно Советский Союз делился на 12 экономических районов, а сейчас в России только 7. По 7 экономическим районам предоставлять информацию по географическому сектору. Почему я вот так обращаю внимание, я уверен, что для абсолютного большинства это ненужно, операционный сегмент. Как правило, абсолютное большинство предприятий работает на территории конкретного района, в крайнем случае области. Очень редко выходят в другие регионы, потому что есть определенные ограничения, таможенные барьеры между нашими регионами, к великому сожалению, разные условия хозяйствования, разные условия ставки налогообложения, разные степени рэкетированности и т.д., и т.д. Ну просто, обращаю внимание, что вы должны читать ПБУ- 11, 12. Вы можете спросить почему я вам не говорю ничего про полугодовую отчетность, а я специально ничего вам не говорю про полугодовую отчетность потому, что вот все, что я вам сказал- вы должны сейчас сформировать уже в своих аналитических построениях бухгалтерского учета, несмотря на то, что для полугодового отчета многого этого не требуется. Годовой отчет скоро наступит, в ноябре вы все пойдете слушать лекции о составлении годовой отчетности. Вот все, что я вам сейчас сказал, там будет говориться более подробно, более детально. Но готовиться надо уже сейчас. Потому, что начнется декабрь, и вы начнете нас обвинять в том: .А мы этого не зна-а-али, а нам по это никто не говори-и-ил, и т.д., и т.д... Поэтому вот я своей задачей вижу .для того, что бы нормальный годовой отчет за 2000г. вы нам сделали, готовиться нужно уже сегодня. Записывайте, что завтра вы должны прочесть ПБУ .11, послезавтра прочесть ПБУ .12, еще через неделю прочесть ПБУ., это, или там, какое, ПБУ новое выйдет, либо прочитать ПБУ .4 в третий раз. Значит есть еще ряд документов, которые мы выпустили в последнее время, которые произвели достаточно большой фурор в вашей среде. Это приказ .31-Н (А чего вы записываете то? Чего вы не знали что ли?) и приказ .32-Н. Ольга Николаевна давно их опубликовала. Правильно? Комментарий тоже опубликовала. Правда не мой. Это два документа, в которые министерство финансов внесло изменения в ранее утвержденные документы. Приказ .34-Н это положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, ПБУ .5 учет материально .производственных запасов, ПБУ .6 учет основных средств и приказ .33-Н .это методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Необычным этих документов заключается в том, что мы внесли поправки в эти документы в связи с выходом ПБУ .9 и .10. Первая причина, которая побудила внести изменения является то, что ПБУ .9 и ПБУ .10 совершенно по другому от ранее действующего порядка написан порядок определения приходования материальных ценностей и для определения расходов по договору мены. Выражаясь вашим пролетарским языком -по бартеру. По договору мены. И вот к сожаления, г-жа Ирзун опубликовала комментарии, в которых нас обвинили, что ПБУ .9 и -10 противоречат ПБУ .5 и .6. Значит, вот сейчас возьмите ручки в руки и записывайте, что есть юридическое правило, которое вы должны повесить у себя над головой, перед глазами. Заключается оно в том, что если выходит документ, в котором правило изложено по иному, чем в ранее утвержденном, такого же уровня, то есть если это был документ Минфина и Минфин вносит изменения, выпускают другой документ, то действует новое правило. Старое правило отменяется автоматически. Вы это должны запомнить как .Отче наш. это юридическое правило и когда вы придете в суд, вам суд всегда будет обращать на это внимание. И вы этим должны очень четко руководствоваться. К сожалению, мы с вами привыкли так: а-а-а ПБУ .5 ничего не внесли изменения, действует старое правило. Особенно налоговики хамят по этому делу. Такое впечатление, что они юридически неграмотны. Вообще уникальные люди: то, что выгодно было в ПБУ .9 применяют, даже МНС не слушают, что не выгодно- мы ПБУ .9 не читали, нам их не довели и т.д., и т.д. Значит, меня, как человека, это всегда бесит. Ну если нет ПБУ .9, тогда по всем вопросам его нет. А если вы уж что то признали в ПБУ .9, то будьте добры все признать. Вот вам, наверно, вчера г-н Оганян рассказывал как о выдающимся достижении МНСа, о том, что они приняли ПБУ .6 для целей налогообложения. Не знаю, значит это выдающееся достижение стоило нам громадной крови. Мы 9 месяцев воевали с МНСом ,что бы они это письмо выпустили. Тоже самое произойдет и с ПБУ .9 и ПБУ .10, я вам это гарантирую. Просто это будет стоить нам и нервов, и т.д. Будут приняты ПБУ .9 и .10, я вам это гарантирую. Только когда вот в чем вопрос. К сожалению, мне хочется завтра, вам хочется сегодня, а налоговикам хочется послезавтра. Я тоже минфиновец, знаю какую зарплату я получаю, из какого кармана. Ну есть определенные правила. И вот приказ .31- Н вашего довольствия, у вас как бы теперь есть юридическое обоснование ПБУ .5 и .6 , 34-го приказа, о том, что по договору мены, и оприходованные материалы тоже так же приходуются, и основные средства, так же , как это написано в ПБУ-10 по расходам. Я Вам о ПБУ-9 еще буду рассказывать, поэтому я немножко не расшифровываю Вам. Вторая причина внесения изменений связана с тем, что в рамках программы реформирования бухгалтерского учета, подготовлен стандарт . новое ПБУ . учет государственной помощи.Откуда ноги еще растут? Вы знаете в ПБУ 9 есть одно правило, которое Вы не очень, к сожалению, еще пока как бы проанализировали, ну проиграли. В соответствии с ПБУ 9 в составе внереализационных доходов есть поступления в виде безвозмездно полученных активов по рыночной стоимости. Есть такая запись. Я спрашиваю, есть или нет? Значит, что это означает для Вас. Это означает, что любое безвозмездно полученное денежное средство, иной объект имущества формируют счет 80. Не счет 87, как у нас это было до 1.01..2000 года , а счет 80.В связи с этим, потребовалось изменение в правила, которые мы ввели в ПБУ 6 в приказе . 34н. Она касается того, Вы знаете, что по безвозмездно полученным амортизированным средствам, амортизация не начислялась. Должен Вам сказать, что это вызвало в Вашей среде массу нареканий. Должен Вас сразу предупредить, что мы отменили и то, что сейчас будет действовать . это все международный стандарт. Это просто два варианта международных стандартов по учету безвозмездно полученных активов. По первому варианту мы Вам не формировали доход в чистом виде , счет 80, Вы знаете. И амортизацию не начисляли. А коль мы Вам теперь сказали, что это доход, должна быть амортизация как бы на любой результат. Поэтому вот в 31н мы внесли изменения, что по тем объектам, которые Вы будете принимать к бухгалтерскому учету после 1.01.2000 года , безвозмездно полученные, начисляется амортизация в общем порядке. Я должен Вам сказать, что Вы очень невнимательно много читаете, читаете наши документы. Хотите начислять амортизацию по тем объектам, которые были введены в 98 и 99 годах. Это делать категорически нельзя. Связано это с тем, что в ПБУ 6 написано, что если Вы приняли способ начисления амортизации, а мы приняли способ неначисления амортизации в 98 . 99 гг. Этот способ действует на протяжении всего срока службы объекта. Корректировать мы не разрешаем (кашель протяжной) . Несмотря на то, что ПБУ13 .Учет государственной помощи. официально как бы не утвержден, я считаю нужным Вам рассказать , что Вас ждет. Учет государственной помощи касается бюджетных денег. Многие из Вас из бюджета получают деньги. Вот, исходя из нормы ПБУ 9 , все бюджетные деньги формируют доход организаций. Вопрос заключается только как. Значит, в соответствии с этим ПБУ по учету государственной помощи, бюджетные ассигнования или там бюджетные средства поделены на две группы. Есть бюджетные средства, которые как бы финансируют текущие расходы, производимые организацией. А есть бюджетные средства, которые формируют капитальные расходы, капитальные вложения организации . Вот по текущим расходам, если Вы получили из бюджета деньги, ну как бы почти сразу формируется доход. Грубо говоря, с 96 на 80. Поучили на 96 . с 96 на 80. Есть один момент, мы немножко дали рассрочку. По мере отпуска производства там материалов, сырья и т.д. По убыткам . сразу. Если получили на покрытие убытков, то сразу. Но это так было и раньше. А по капитальным вложениям немножко сложнее. Связано это с тем, что мы не сразу по приобретенным основным средствам расчет как бы бюджетных денег признаем доход, а частями по мере начисления амортизации. Т.е. у нас появляется промежуточный счет, где мы как бы учитываем как доходы будущих периодов и поэтому у нас счет 08 корреспондируется со счетом 83. Ну через 96 я имею в виду, конечно, 96 , 83. Приняли мы к бухгалтерскому учету объект основных средств 08 счета, ставить его на 01, начисляете амортизацию в общем порядке. Надо ж додуматься, дают рекомендации дебет 83, кредит - 02. Ни в коем случае. Амортизация начисляется в общем порядке. Дебет счетов учета затрат . т.е. 20,23,26, 44 и т.д. и кредит 02. Общий порядок формируется, извиняюсь себестоимость, классическая себестоимость по выпуску продукции и в этом же размере делается проводка . дебет 83 . кредит 80. Еще раз подчеркиваю, что это по правилам бухучета. По правилам налогообложения норму закона .О налоге на прибыль. никто не отменял. Все безвозмездно полученные активы сразу попадают под налогообложение. Закон никто не отменял . Еще раз подчеркиваю!!! Поэтому здесь вот будет такой нюанс ииии.мммм. некоторые организации сразу предлагают с 96 по капитальным вложениям ставить на счет 80, потому что по налоговым последствиям им - один черт. В принципе, это допускается. Но это как рекомендации. Если посчитает организация сама . это правильно. А вообще то по правилам бухучета через 83 счет - меру начисления амортизации, что бы была сопоставимость амортизации и дохода. Так , дайте я посмотрю, а то я сам уже ничего не помню, что там написано. Таак.. Значит, есть еще ряд изменений, которые как бы касаются других проектов, котрые у нас находятся в разработке. Вот у нас, сейчас мы работаем над ПБУ .Учет нематериальных активов. и 34Н в положении по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности, мы изменили срок начисления амортизации по тем объектам нематериальных активов , по которым этот срок невозможно определить, исходя из документов. Вы знаете, у нас это было 10 лет. Международные эксперты нам сделали замечание в этой части, обратив внимание , что международным стандартом финансовой отчетности этот срок - 20 лет. А т.к. мы работу проводим по переходу как бы на международный стандарт, то мы этот срок привели в соответствие. Я Вам могу сказать, что в отдельных странах этот срок составляет 40 лет. Я Вам могу объяснить, почему капиталисты удлиняю срок. Вообще западные инвесторы очень подозрительно относятся вообще к объектам нематериальных активов. Вообще. Если , нематериальны активы фигурируют в бухгалтерской отчетности, они требуют тщательного обоснования . что это за объект, в связи с чем связано появление этого объекта и т.д. У нас в России, когда мы впервые в 92 году ввели нематериальные активы, Вы не поверите, что начало твориться. Начали амортизировать свои дипломы, внесенные в виде вкладов в уставный капиталы там ОО. Какое отношение это имеет. Ну 10 лет. За 10 лет твой диплом оценили в 1 000 000 руб. и еще в карман кладут. Государство бесплатно учило, а они еще это . прибыль получают. Поэтому, учитывая вот такое безобразие , а безобразие это творится и на Западе, срок очень длинный . 20 лет. Я, наверное думаю, что не найдется теперь у нас чудак, чтобы ждать 20 лет, когда он это будет . самортизирует. Поэтому, мы удлинили, мы согласились с доводами международных экспертов. В новом , вы наверное обратили внимание, что 34н введена категория деловой репутации более-менее расшифрована . Вот, по учету нематериальных активов этому будет посвящен специальный раздел. Я не буду сейчас подробно рассказывать , я надеюсь, что ПБУ 14 выйдет и Вы это все прочтете. Я уточняю, почему появились изменения вот 34Н. Это касается приказа 31н. Есть еще приказ 32Н. Это по методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств . Небольшое . всего на одной страничке, но довольно кардинальные изменения. Я начну с конца, со 202 пункта. В соответствии с этим пунктом при списании, при любом случае списания объектов основных средств, относящуюся к этому объекту сумму дооценки, списывали в кредит 47 счета. Правильно или нет? Правильно. Вы нас завалили письмами, что Минфин является экономически неграмотным ведомством, записав в пункте 102 эту норму, ну потому что появлялась прибыль и с помощью налоговиков она облагалась. Ну вы знаете, что в апреле появилось разъяснение, что это было неправильно. Неправильная позиция региональных налоговых органов. А с 1.01.2000 года мы вообще отменили этот пункт. Но вы теперь меня не спрашивайте, что делать с суммой дооценки, оставшейся на счете 87. Уж если Вы такие умные - заставили нас выбросить пункт 102, то теперь сами и решайте, что делать с суммой дооценки. Ведь, мягко говоря, мы Вам пунктом 102 разрешали покрывать убытки от списания основных средств. Правильно?. Теперь мы Вам это не разрешаем. Теперь убытки от списания основных средств должны списывать в общую массу, которая у нас формируется на счете 80. А я Вам могу сказать, что половина предприятий этого не хочет. Ну как это! Показать убытки в балансе, да его завтра с работы снимут. И Вы нас спрашиваете, можно ли счет 87 направлять на покрытие убытков. Я Вам честно скажу как в 97 приказе было написано - нельзя . Вот 102 Вам это разрешал, вот так. Коль Вы нас заставили отменить, то нельзя. Значит, очень много вопросов у нас, как покрыть убыток, появившийся по итогам работы за год. Большинство из Вас уже годовые отчеты сдали, ну я думаю этот вопрос у Вас возникнет по 2000 году. Потому что официально по нашей Российской статистике 60% организаций . убыточно. Это по данным бухгалтерской отчетности. Еще раз подчеркиваю . по данным бухгалтерской отчетности. Я думаю, что фактически убыточно - % 80. Если не больше. Естественно, у Вас появляется убыток, который Вы не знаете как покрывать. Я тоже не знаю как покрывать Ваши убытки. Это нерациональное ведение хозяйства Вами. Вопрос я почему этот затронул. Вы знаете, что в образце бухгалтерского баланса, который приведен в приказе . 4Н отдельной позиции по убыткам нет! Вы знаете, что это был раздел третий актива баланса. Осталась только статья по счету 88 в пассиве баланса .Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток. либо прошлых лет либо отчетного периода. По результатам за год, естественно Вы будете нам теперь в балансе нераспределенную прибыль показывать по этой статье как бы со знаком плюс, а убыток будете нам показывать в круглых скобках по этой статье. Обращаю Ваше внимание, что в бухгалтерской отчетности никаких отрицательных чисел не должно быть. Как мы раньше с Вами минус ставили. Красным рисовали. Кто то и красными чернилами их заполнял . отрицательные величины. Вот это Вы запишите., что начиная с 1.01.2000 года те величины, которые носят отрицательный характер, показываются в круглых скобках. Те величины, которые подлежат вычету, тоже показываются в круглых скобках в формах бухгалтерской отчетности. Это общепринятая норма, которая зафиксирована в международных стандартах финансовой отчетности. У них нет минусов, нет красных чисел, есть только круглые скобки. В круглых скобках показывают либо отрицательную величину, либо ту величину, которая подлежит вычету. Это очень существенное правило, которое меняет естественно это должно найти отражение в программных обеспечениях ну и Вы должны это помнить. А теперь возвращаюсь к покрытию убытков. Значит, большинство из Вас не руководствуется нормами закона. Абсолютное большинство в этой части. И в гражданском кодексе и в законе об АО, законе ООО написано, что если по результатам работы за год, величина чистых активов меньше величины уставного капитала, то величина уставного капитала доводится до величины чистых активов. Еще раз подчеркиваю . это норма закона, это не норма г-на Бакаева, записанная в бухгалтерском учете. В соответствии с этим, вы должны при рассмотрении итогов работы за год на общем собрании либо в высшем Вашем другом органе принять решение об уменьшении величины уставного капитала. Естественно, бежать в орган государственной регистрации, зарегистрировать учредительный документ и только после этого сделать проводку по уменьшению уставного капитала. В законах есть еще одна норма . если при этом уменьшенная величина уставного капитала меньще минимальной величины установленной законом, а это тысяча минимальных окладов, организация должна объявить себя банкротом. Ну это присказка. А суть для нас заключается в том, что если Вы сравните величину, на которую Вы уменьшили уставный капитал из- за несоответствия чистым активам, я думаю она будет соответствовать величине полученных убытков за отчетный год. Теоретически это доказано, что это так. Практически это не соблюдается, потому что Вы все жулики. Ну где то мы врем. Мы начинаем подгонять что то и у нас врется . А теоретически - это равно. Вот эта величина несоответствия чистых активов величине уставного капитала . это величина убытков. Это я Вам честно говорю. Т.е. по сути дела у нас в законах давно написано, что убытки покрываются за счет уменьшения уставного капитала. Т.е. та советская норма, которая действовала до перехода на рыночную экономику , убытки относились на счет 85. Бухгалтера со стажем мне это подтвердят, что в форме норме . 3 .Уставный фонд. так и было. Была специальная строчка . убытки за отчетный год, списанная с уменьшения уставного фонда. Оказывается и в рыночной экономике действует это правило, оказывается и в советской системе действовало абсолютное большинство рыночных правил. Просто мы не хотим это вспоминать. Вот это вы имейте в виду, когда бедете работать по годовому отчету за 2000 год. Готовьте своих руководителей к этому, ну что мы с Вами делаем. Автоматом рисуем дебет-кредит, потом оказываемся крайними, что мы с Вами это нарисовали. Никто ничего не знает, никто ничего не ведает. Сами же нарушаем законодательные нормы оформления уменьшения уставного капитала. Сами же нас потом будут ругать кому не лень. Значит, я Вам обещал рассказать о ПБУ 9 и 10 повторить то, что я думаю Вам уже многим известно, ну просто обратить на это внимание. Просто в заключении я вам хочу сказать, что по годовому отчету привычная вам инструкция .97 будет. Мы уже подготовили указания, методические рекомендации по составлению форм бухгалтерской отчетности. Они сейчас на подписи у министров находится. Сложность написания этих методических рекомендаций для нас, для министерства финансов заключается в том, что когда были типовые формы, мы однозначно вам писали, что по строке такой-то вы показываете то-то. Вот в новом документе этого ничего нет. Мы вам говорим, что когда вы заполняете строку такую-то имейте в виду ПБУ .6. И читайте ПБУ .6, что там написано по вопросу отражения основных средств в бухгалтерском балансе и других формах бухгалтерской отчетности. Либо даем вам рекомендации как можно это сделать. Вот о том, что я вам говорил, несколько вариантов, мы вам постарались все изложить, что бы было это не однозначно, вам нравится так раскрывать так, раскрываете так, нравится другой вариант, раскрывайте другой вариант. довольно таки толстые, по-моему, более 50-ти страниц. Все равно получилось большое, хотели маленькое, получилось большое, как всегда. Так что имейте в виду документ такой будет. Но с ним работать вам придется самостоятельно. Она требует от вас определенного навыка. И поэтому я обращаю ваше внимание на ту подпись, которая появилась у нас в балансе. Под подписью главбуха. Вы знаете, там появились необычные реквизиты. Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера, . и дата. Обратили внимание? Значит, я могу не рассказывать по этому поводу, я порсто советую вам прочитать вам издание, которое является конкурентным изданием для .Экономики и жизни.. Это .Финансовая газета., которая официально как бы является органом министерства финансов. В .22 за этот год мы опубликовали разъяснение о том, кто должен заполнять реквизиты по квалификационному аттестату профессионального бухгалтера. Я вам могу сказать, что в Москве и в Саратову тоже, наши налоговики объявили своим налогоплательщикам, что если бухгалтерская отчетность за первое полугодие не будет содержать номера и даты квалификационного аттестата главбуха, токая отчетность приниматься не будет. Вообще-то это бальзам на душу. Заставить вас всех учиться, но официально говорю, что это необязательный пока реквизит. Вы можете спросить почему мы это сделали. Это сделано все с той же правительственной программы по реформированию бухгалтерского учета. Там есть специальный пункт, обязывающий министерство финансов вести аттестацию профессиональных бухгалтеров. Вести. Я вам напоминаю, что эту аттестацию проводит негосударственный орган, это было принято такое решение, а так на Западе это делают профессиональные организации, это делает институт профессиональных бухгалтеров. Утверждено положение о прохождении этой аттестации ИПБ и одобрено межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Это правительственная комиссия, которая создана в рамках программы реформирования. В соответствии с этим положением рекомендуется проходить аттестацию главным бухгалтерам предприятиям, подпадающим под обязательный аудит. Я вам напоминаю, что под обязательный аудит сейчас подпадают АООТ... Правительством февральским рекомендовано вести режим обязательного аудита для региональных унитарных предприятий их еще 400 000 я не знаю как в регионах будет принципе это не нужно делать. Регионы у нас самостоятельные, они могут принять такие решения. Если посчитать, то около 80 000 субъектов, хозяйствующих субъектов подпадают под обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Это означает, что минимум 160 000 человек должны быть проаттестованы. На сегодняшнюю дату поаттестовано 43 000 человек. Еще раз подчеркиваю, это пока не обязательно. Но мы подготовили проект федерального закона о бухучете в новой редакции, в котором есть специальная статья посвященная этому вопросу. Могу довести до вашего сведения, что проект этого закона был опубликован в сентябре прошлого года. И вы его не читали. Вот там было написано тоже вот эти категории, подпадающие под аудит. Там это уже будет на законодательном уровне закреплено. Ну вот не дай бог, если госдума завтра примет этот закон. Ясно, что в государстве бухгалтерская отчетность не будет приниматься без квалификационного аттестата. Это я вам гарантирую. Поэтому, лучше все делать заранее. Я знаю, что эта работа проводится в Саратовской области. Если мне память не изменяет, есть три учебных центра, которые ведут эту работу. Поэтому можете это уже проходить. А теперь ПБУ .9 и ПБУ .10 .Доходы и расходы организации.. Значит я вам не собираюсь рассказывать. Я вам расскажу о том, что до сих пор у вас вызывает сомнения, кое- какие-то. ПБУ .9 .доходы., я вам напоминаю, что ПБУ .9 и -!) ввело 4 группы доходов и расходов: доходы и расходы по обычным видам деятельности, операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы и чрезвычайные доходы и расходы. И в ПБУ .9 и .10 идет описание каждой их этих групп расходов и доходов. На ряду с традиционными что ли статьями, там есть статьи, которые для нас не очень привычны. Я имею в виду не для себя, а для вас. В каком плане? Значит мы в первые в нашем нормативном регулировании определили очень один спорный момент, который существовал до сих пор. У нас есть некоторые виды поступлений которые можно учитывать и на 46 счете и на 80-м. и самым главным преткновением была аренда, доходы по аренде. Я не знаю как у Вас в регионе с арендой, а других регионах с арендой хорошо. Что мы до 1.01.2000 года имели в наличии. Пишет нам организация А о том, что в структуре доходов получаемых этой организацией, доходы по аренде составляют 80%. Мы их учитываем их на 80 счете. Они нас спрашивают: правильно мы делаем или неправильно. Мы им отвечаем . правильно. Пишет организация Б: в структуре наших доходов доходы по аренде составляют 80%. Мы их учитываем на 46 счете. Правильно мы делаем или неправильно? Мы отвечаем . правильно. Это мы отвечали до 1.01.2000 года В обоих случаях имеется соответствующее обоснование. В первом случае все ссылались на план счетов, в котором написано, что доходы по аренде это счет 80. Вы откроете счет 80 .Доходы по аренде.. Во втором случае мы объясняем очень просто. Вы же доход в основном получаете от этого вида деятельности. Естественно это 46 счет. Ну это не дело когда Минфин на частные запросы делает такие. Это должно быть общим правилом . Такое общее правило сформулировано в ПБУ 9. Оно базируется на требовании существенности, как в проклятых международных стандартах финансовой отчетности. А требование существенности для Вас гласит . 5%, вы помните. И вот в соответствии с ПБУ 9 с 1.01.2000 года, если доходы по аренде либо поступления в виде аренды превышают 5% к годовому объему доходов всех, то это 46 счет, если менее 5% , то это 80 счет .И Вы, наверное обратили внимание , что в ПБУ 9 поступления в виде аренды или доходах, написано, либо в операционных доходах. Здесь есть ряд трудностей. Связано с тем, что на протяжении года довольно таки трудно бывает определить, превыше ли 5% или не превыше 5%. Особенно любят налоговики над вами издеваться. Получили 20% в первом квартале, они говорят - 47 счет. Ну а вы им начинаете доказывать, что годовая нивелировка даст мне 3% и поэтому..правда здесь есть и наоборот, когда 90% аренда, ясно, что она никогда не будет меньше 5% . Но должен Вас сразу предупредить, что , то , что написано в ПБУ 9 , неправильно. Мы просто переписали международный стандарт . у ни так принято, но это противоречит нашему законодательству.Налоговики могут сказать, что это противоречит налоговму кодексу, ст. 38, что в принципе так и есть , но это противоречит и другим нормам. Связано это с тем, что аренда . это услуга. Если Вы возьмете соответствующий классификатор . а они есть., то есть специальный раздел , где аренда . это вид услуг, причем все, независимо от размера. Я Вам напоминаю, что все услуги - это однозначно 46 счет, поэтому мы пока Вам не запрещаем пользоваться по аренде вот этим 5% барьером. Пожалуйста, пользуйтесь. Я понимаю . это налоги и т.д. и т.д Но на будующее имейте в вид, что мы это отменим. Просто отменим, потому что это неправильно. Ну не в этом году, это ясно, что в этом году не будем отменять. Я думаю, мы отменим после принятия налогового кодекса части 2 новой редакции. Когда он будет введен, а сейчас он планируется ввестись с 1.01.2002 года по налогу на прибыль. Не будет нового налога на прибыль с 1.01.2001 года. Такой же критерий 5% установлен по двум другим видам поступлений. Это по доходам, по правам пользования Вашей интеллектуальной собственностью и по дивидендам от финансовых вложений. Здесь тоже 5% это применяется. Я думаю, что в этом году не будет того анекдотического случая, который я рассказывал по Уралмашу. На 98 год они представили нам отчетом по. нужно им было представить, вынуждены они были нам представить отчеты и в том числе форму . 2. Вот по 010 строке они нам показали, что выручку от реализации по старому они получили 15 000 000 . С кем не бывает . все стоим, не работаем, ну, что реализовывать нечего Зато там во внереализационных доходах стояло 4 000 000 000. Явно, что это должно стоять по 010 строке . несопоставимые вещи . 4000 000 000 и 15 000 000. Ну они явно баловались с ценными бумагами, Вы знаете , что Уралмаш . холдинговая компания, играет на фондовых биржах. Вот 1.01.2000 года они одноозначно должны будут 4 000 000 000 показывать по 01 строке наряду со своими 15 000 000 промышленной продукции. Вот это тонкость, поэтому имейте в виду. До сих пор вызывает вопросы применение пункта 6 и в ПБУ 9 и в ПБУ 10. В этих пунктах описаны особенности формирования выручки и определения расходов , когда у вас в договорах обязательства выражены не в денежной форме. Здесь у Вас такая каша стоит из-за того, что вы неправильно пишите договора. Я хочу обратить на один момент. В пункте 6.3 четко написано, что он применяется только в том случае, если в договоре, еще раз подчеркиваю, в договор предусмотрено исполнение обязательства не денежными средствами. А вы ничего не пишите. Почему, откройте любой договор. Вы все приводите банковские реквизиты, договор мены . А зачем? Это связано с тем, что по гражданскому кодексу, в принципе обязательства должны исполнятся только деньгами. Нормальные расчеты . всегда деньгами. И все типовые договора, которые были опубликованы в развитии гражданского кодекса предусматривали расчеты деньгами. Вы, грубо говоря, все перерисовали и не обратили внимание, что должны написать .Исполнение обязательства в денежной форме., исполнение обязательства- поставкой товара и т.д.. Это очень существенно, потому что если этого не написано, это ясно, что деньгами. Правда есть анекдотические случаи, пишет: форма исполнения обязательств- любая. Все! Значит если пошли не деньги- работает правило пункта 6.3. А оно довольно существенное. Оно заключается в том, что цена бартера всегда дороже цены товара за деньги. Ведь посредников надо кормить. Правильно я говорю? При чем разрыв может быть очень большой. Ну я считаю, где-то 30-40%, на практике это может быть трехкратное превышение. К чему это приводит? В договоре вы пишете цену бартера там 140 единиц, а для бухучета должны поставить 100. Ну если вы для вы ручки как- то положительно на это реагируете, то для себестоимости у вас волосы дыбом. Да. И себестоимость тогда 100. И вы начинаете нас спрашивать А вот в договоре написано 140. Почему это я должна на счетах бухгалтерского учета ставить 100. Потому, что это написано в пункте 6.3 и ПБУ .9 и ПБУ .10. Не смотря на ту стоимость, которая стоит в договоре, вы ее игнорируете. И поэтому на счетах бухгалтерского учета вы нам показывать 140 ваших липовых .ненужно, и в бухгалтерской отчетности показываете 100, имейте это в виду. Сейчас вот начался новый вал, к нам начали поступать вопросы по применению этого пункта 6.3., мы чувствуем: люди ни как не могут привыкнуть, поэтому я обращаю на это внимание. Суммовые разницы. Мы изменили, вы знаете , с 1.01.2000г. порядок отражения суммовых разьниц по выручке. И по расходам по обычным видам деятельности. Раньше, безотносительно к чему относилась суммовая разница, мы все относили на счет 80. Вы знаете, либо + + - , либо прибыль, либо убыток. С 1.01.2000г. суммовая разница, относящаяся к выручке от продажи, относящаяся к расходам по обычным видам деятельности (стоимость приобретенных материалов, сырья и т.д., но не основных средств) относятся, ну, формируют выручку и сами расходы. Т.е. если вы получили суммовую разницу через три месяца после отгрузки, она у вас возникла на счетах бухгалтерского учета в виду оплаты обязательства в у.е., то вы обязаны нам скорректировать 46 счет. Либо в отрицательную сторону, либо в положительную сторону. Тоже самое касаетс
Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости
Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел" Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел" Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 11 августа 2000
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x