Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Один из первых в мире ледоколов затонул в Волге

  • 15:12, 11 октября 2000
  • Комментариев[0]
Корабль -"конструктор"
Евгению Ивановичу за семьдесят. Всю жизнь проработал в области приборостроения для авиации и ракет. Однако всегда любил Волгу, сам построил яхту-катамаран...
- Некоторые думают, что первым ледоколом был "Ермак", но это не так. До него в мире работали пять кораблей. Три - в Америке, а два - у нас, в России. Это был один из самых сложных заказов британской фирме "Армстронг". России потребовался железнодорожный паром. В Волге постоянно менялся уровень воды - весной и летом более чем на 14 метров. Вторая проблема - лед. В толщину он достигал 90 сантиметров. Чтобы паром действовал круглогодично, нужен был ледокол. И его построили. Длина - 45 метров, ширина - 11, осадка - три с половиной. Мощность двигателей в общем равнялась полутора тысячам лошадиных сил. Это был уникальный корабль. Из-за системы шлюзов Мариинского канала, которые были недостаточно широки для прохождения через них судна, "Саратовский ледокол" построили с продольной перегородкой посередине - от носа до кормы. По прибытии на канал он был разделен на две части и в таком виде прошел через него. Потом ледокол собрали снова.
Легенды
- Его обслуживали две команды, - продолжает Сушинкин. - Самой легендарной личностью был, пожалуй, механик Турунов. Он, находясь на мостике, мог по звуку работающего двигателя определить, что не в порядке, что нужно смазать. Турунов же был в составе команды, перегонявшей "Саратовский ледокол" из Англии. Кстати, механик три года прослужил на императорской яхте "Полярная звезда". По этому поводу ему выдали аттестат за подписью контр-адмирала. Турунов окончил знаменитое в то время Александровское училище в Саратове. Многие его выпускники работали на судах и были первоклассными специалистами. На ледокол приезжал и адмирал Макаров перед тем, как начать строительство "Ермака". Я ребенком частенько бегал к отцу на корабль. Меня там больше всего привлекал шикарный душ...
Спасатель
Однажды зима наступила так рано, что в акватории Волги в районе Астрахани в ледяном плену оказалось несколько пароходов. Туда срочно снарядили спасательную экспедицию. Летом судно служило в качестве буксира. Ледокол мог притащить с собой три-четыре груженых баржи. Во время Великой Отечественной корабль тоже воевал - принимал участие в Сталинградской битве, перевозил через Волгу солдат и боеприпасы. Затем работал на строительстве Волжской ГЭС в Сталинграде и саратовского железнодорожного моста. Время шло, и появлялись новые, более совершенные ледоколы. Однако, по мнению матросов, они уступали надежному "старику". Речники называли их "водоколами".
Забвение
Несмотря на столь героическую судьбу, свои дни волжский труженик закончил бесславно. По одной из версий, потопил ледокол мужик, позарившийся на свинцовую трубу. Он попросту отпилил ее, образовалась течь, и судно пошло ко дну. Корабль по сей день лежит у причала, возле энгельсского мостоотряда. Все, что от него осталось, - компас. Когда-то за ненадобностью его сняли и унесли с судна. Сейчас хотят выставить в музее. Сушинкин направил сведения об этом уникальном корабле Дмитрию Аяцкову. Ответ получил из министерства культуры за подписью Петра Земцова. Евгению Ивановичу выразили "искреннюю признательность за ценные сведения", а также уведомили, что в музее боевой славы "очень заинтересовались указанными Вами данными о легендарном ледоколе" и что "министерством культуры области музею поручено изучить все аспекты данной проблемы, в том числе и техническую возможность поднятия останков затонувшего ледокола". На этом все и закончилось...
Между тем, старый корабль очень ценный в прямом и переносном смысле слова. Он может быть интересен не только как раритет.
- Говорят, - продолжает Евгений Иванович, - что водяные трубы на судах того времени были из свинца, паропроводы - из красной чистой меди, а большинство гаек - из бронзы. В общем, не судно, а сплошной цветмет. Кстати, ходят слухи, что в свое время одна из английских фирм предложила совершенно бесплатно очистить дно Волги. Иностранцы поставили лишь одно условие: все, что поднимут со дна, принадлежит им. Мы отказались. Ведь подумать страшно, сколько добра и на какие огромные суммы погребено под толщей воды...
- На Волге полно затонувших кораблей, - сетует Сушинкин. - Не оставили ни одного парохода, чтобы сделать музей. За границей в каждом городе есть суда-музеи. В Нью-Йорке в 50 шагах от Уолл-Стрит - целая улица кораблей. Тысячи туристов каждый день приходят туда. А у нас... уникальный ледокол, которому цены нет, лежит на дне, хотя ему самое место в музее!
Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости
Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение» Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»

Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x