Чтобы бороться с чумой, ученые изучают миграции блох, являющихся переносчиками этой страшной болезни. Для этого приходится метить крошечных кровососов, которые только за одни сутки могут поменять нескольких "хозяев". Раньше использовался дорогостоящий и сложный метод. В организм крыс, пойманных в очаге инфекции, вводили аминокислоту, в состав которой входил радиоактивный нуклеид. Через кровь животного блоха получала свою "дозу". Крыс отпускали на волю и спустя некоторое время ученые "устраивали облаву" в другом месте обитания грызунов. Меченых насекомых определяли следующим образом. Часть блох снимали с шерсти "хозяев", морили их, а затем помещали на рентгеновские пленки. Там, где лежали "радиоактивные" паразиты пленка засвечивалась - появлялись черные пятнышки. Таким образом определялся "ареал миграции" меченого кровососа. Этот способ был очень трудоемким, дорогостоящим и, как говорят ученые, малоэффективным.
Методика нашего земляка Александра Кузнецова совершила переворот в научном мире. Она дала возможность проводить более точные исследования.
- У блохи шесть ног, каждая состоит из бедра, голени и лапки, - увлеченно рассказывает Александр Александрович, а сама лапка - из пяти члеников. Мой метод мечения заключается в том, чтобы отрезать членики. Когда эта блоха попадется в другой раз, удаляем еще один членик и так до пяти раз. Причем, больше трех лапок "калечить" нельзя, иначе насекомое не сможет удержаться на животном. Такой способ позволяет длительно наблюдать блоху.
Свою разработку Александр Кузнецов успел опробовать не только в нашей стране, но и во Вьетнаме, где был в командировке в 1998 году. Так сложилось исторически, что именно там находится большое количество институтов и лабораторий, изучающих микроб чумы.
-═Во вьетнамских селах мы ловили крыс прямо в домах местных жителей, - с улыбкой вспоминает ученый. - Живого грызуна помещали в марлевый конус, с которого соскакивали насекомые. Их помещали в пробирку с эфиром на одну-полторы минутки, чтобы они заснули. Самое главное не передержать, иначе погибнут. Затем блоху берут пинцетом и кладут на стеклышко под микроскоп. Поворачивают ее на бочок и аккуратно отсекают один членик. Это делается с помощью остро заточенной иголки. В общем операция проходит под наркозом. Затем меченую блоху сажают на тоже животное и отпускают на волю. На следующий день помеченных крыс снова ловят и смотрят, где находится блоха. Например, сегодня она на крысе N 5 в доме N 18, а завтра - на крысе N 7 в доме N 28. Мы даже и не предполагали, что эти крошечные насекомые могут мигрировать так далеко. Если бы пойманные нами крысы были заражены чумой, то ее микробы кочевали с очень приличной скоростью.
Вместе с Александром Кузнецовым во Вьетнам изучать возбудителя чумы отправились его коллеги из "Микроба" - эпидемиолог Андрей Касьян и зоолог Александр Матросов.
- Две недели мы проходили акклиматизацию в Сайгоне, - рассказывает кандидат биологических наук Александр Матросов. - Вылетели из дома в феврале, мороз ниже двадцати, а там жара 35 градусов. В начале марта приехали в Буонматхуот, где находится институт гигиены и эпидемиологии. Сами мы по-вьетнамски не знали ни слова. Благо дело тамошние специалисты учились в Союзе. Они свободно говорили не только на русском, но и английском, французском, китайском, японском. Дело в том, что без знания языков им не присваивали ученые звания. Но, что касается чумы, они намного слабее наших. Правда, на это есть причины. Дело в том, что чума во Вьетнаме не является болезнью-катастрофой. До сих пор загадка почему у нас смертность от нее достигает 90%, а у них - всего 6-8. А у аборигенов даже вырабатывается иммунитет против чумы.
Во Вьетнаме два сезона: с декабря по май там сухо, зато остальные полгода заливают дожди. Температура воздуха не опускается ниже 30-35 градусов. В сезон дождей такое впечатление, что стоишь под водопадом. Длиться они могут от нескольких минут до нескольких часов. Тогда наступает настоящий потоп, реки выходят из берегов. Влажность как в парной. Практически на всем появляется плесень. Если повесить рубашку на стул, то через два дня из рукавов грибы полезут. Рабочий день городских вьетнамцев начинается очень рано - в пять-шесть часов утра. С 11 дня до 14-15 часов там сиеста. Все отдыхают. Затем вновь выходят на работу и трудятся до пяти-шести вечера. Хотя в сельской местности, чтобы прокормиться, крестьянам отдыхать не приходится. Мы работали в районе плата Тайнгуен, где в основном проживают национальные меньшинства - эдэ, зарай. Их называют аборигенами - они даже похожи больше не на вьетов, а на индейцев. У них нет волос ни на руках, ни на ногах. Даже у взрослых мужчин усы и борода не растут. Поэтому аборигены смотрели на нас как на диковинку - в отличие от них мы были волосатыми монстрами. Иногда посмотреть на нас собирались целые толпы. С питанием у нас были проблемы. Местные едят рис с очень острыми приправами, чего наши желудки не выдерживали. Палочками кушать мы тоже так и не научились. Но были блюда, которые пришлись нам по душе. Очень нравилось мясо, особенно свинина. Свиньи там нежирные, они больше похожи на наших кабанчиков. Питались в местных столовых, или как мы их называли "фошницах" (от слова "фо" - первое блюдо). Запомнился необычный экзотический фрукт - дуриан. Вкус великолепный, но вот запах - отвратительный. Но больше вего нас доставала красная пыль, которая буквально въедалась не то, что в одежду, а в кожу. Любая вещь моментально становилась красной.
Последние полтора месяца саратовские ученые должны были провести на берегу океана, в курортной зоне, где им предстояло написать отчет о своей работе. Но произошло несчатье. "Уазик", на котором ехали наши земляки, попал в аварию. Водитель не справился с управлением и машина перевернулась. Андрей Касьян умер мгновенно. Александр Матросов отделался синяками и ушибами. Александр Кузнецов получил тяжелые травмы, после чего у него начались проблемы со зрением. Несмотря на это, Александр Александрович продолжает и дальше успешно работать в своем родном НИИ. Его коллеги утверждают, что в "Микробе" быстрее него с блохами никто не управляется. Кузнецов за 5-6 часов метит полсотни крошечных кровососов, а его сослуживцы - не больше одного десятка.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Картина предыдущего дня
Шквалистый ветер. Деревья упали на грузовик и площадку детсада
Юноши пробежались по улице нагишом. Их задержали и заставили извиниться
Подозреваемым в убийстве Натальи Алёшниковой предъявили обвинение
Изменена схема автобусного маршрута
По непригодному дому для сироты возбуждено дело
Еще новости
-
Вчера, 17:54Новости
-
Вчера, 17:41Новости
-
Вчера, 17:12Новости
-
Вчера, 17:09Новости
-
Вчера, 16:56Новости
-
Вчера, 16:46Новости
-
Вчера, 16:42Новости
-
Вчера, 16:35Новости
-
Вчера, 16:27Новости
-
Вчера, 16:26Новости
Гороскоп на ноябрь. От Марии Билат
В начале месяца сложится впечатление, что всё находится под контролем и каждый шаг продуман до мелочей. Но жизнь напомнит, что она - не спокойная река, а, скорее, извилистый ручей с неожиданными поворотами.