Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

ВОЛШЕБНИК ИЗУРОДОВАННОГО ГОРОДА

  • 11:22, 11 мая 2001
  • Комментариев[0]
Со скульптором Георгием Михайловичем Перепечаем многие саратовцы давно знакомы заочно - по его работам. Словно вышедшие из древних языческих былин, великодушные, беззаботные, но никогда не отталкивающе-суровые, - эти многочисленные деревянные родственники Буратино, сработанные "папой" Перепечаем, поселились в городском парке, в "Липках" и других скверах Саратова - в самых живописных уголках. И являются там едва ли не главной достопримечательностью.

Не будь в нашем городе такого Мастера, как Перепечай, судьба старых высохших деревьев была бы однозначно уныла: превратиться в дым, либо в мусор. Перепечай превращает их в произведения искусства. Для работ выбирает, как правило, отшумевшие лапчатой листвой дубы, в основном - в городском парке, в котором трудится уже 26 лет. За это время в парке уже 11 директоров сменились, в стране и в Саратове много "шишек" упало. Дубы, посаженные еще пленными французами, с крепких узловатых ног валятся. Перепечай работает. Один, без подсобников. Бывает, дают машину и рабочих, чтобы перевезти особо крупные стволы и камни. Но чаще таскать приходится самому. И таскает, хотя уже "сорвал" позвоночник.

Каким шестым, седьмым чувством Мастер угадывает в высохшей коряге свое будущее глазастое творение, у которого по мановению его Волшебного Резца появляются такой милый чудной характер и заразительная улыбка до ушей? Георгий Михайлович улыбается и пожимает плечами - мол, руки сами все делают. Один коллега, тоже спец по дереву, аргументированно доказывал ему: раз у фигур переносица выше линии глаз - значит, перепечаевские "дубы" по данному признаку... олигофрены! "Ты на мою выставку приди: там, бывает, люди плачут - до того их мои работы трогают!..." - "А зачем людям плакать? - недоумевает Перепечай. - И без того горя хватает". И... продолжает мастерить чудиков. Он хочет, чтобы и люди улыбались, глядя на них. И сам Перепечай тоже улыбается счастливой улыбкой Творца, глядя, как резвится детвора возле его созданий.

"Новые русские ко мне часто подходят, уговаривают и у них на дачах подобное соорудить, - рассказывает Георгий Михайлович. - А я им говорю - некогда! Еле-еле успеваю то в горпарке, то в "Липках": что-то новое сделать, старое подремонтировать. Конечно, новый русский денег больше заплатит, но тогда мой труд только у него на даче и останется. А так - для всех!".

Тогда работы несговорчивого Мастера стали красть. Аккуратно спилив крепления, стащили кованый фонарь в стиле ретро, украшавший центральную аллею "Липок" возле читального павильона. "Спецзаказ был - кому-то на дачу, - считает Георгий Михайлович. - Я до этого тщетно просил, чтобы провода подключили и фонарь горел, как ему и положено. Может, под током не стали бы пилить...". Фонарь этот Перепечай смастерил из декоративной кованой решетки, которую выбросили, меняя крышу старого дома.

Наученный горьким опытом, скульптор стал закаливать стальные крепления, подвесные крючья - чтобы ножовка не брала. А многие деревянные фигуры даже крепит на прочных стальных прутьях, но... "В горпарке я сову приладил на арматурный прут толщиной аж в 24 миллиметра - все равно украли, наверное, всю ночь пилили... А у вороны (из басни Крылова) долго тужились, но выломали-таки сыр, который был сделан всего-то из двухсот граммов бронзы - на бутылку пива не хватит".

Еще одну симпатичную сову - в сквере через дорогу от Волжского РОВД - спилили и унесли вместе с цветочницей. "Что же мы можем сделать, если ваши работы так популярны?!" - сказали Перепечаю в милиции.

Кстати, автор этих строк еще лет 12 назад писал в "Заре молодежи" о проблеме массового вандализма - о фонарях, которые многочисленная саратовская шпана старательно бьет на набережной (а наиболее хозяйственые правонарушители снимают плафоны целиком - на аквариумы). И что же? Сейчас крушат уже не только фонари, столбы выламывают! Регулярно колошматят гордость губернии - "галерею звезд", в которой целое стекло - редкость. А сами "звезды" регулярно попадают (не без помощи той же шпаны) на волжское дно, под стать своим морским собратьям.

Как и 12 лет назад, милиция ссылается на финансовые трудности: "содержать милицейский пост не можем...". В то же время над восстановлением "галереи звезд" чуть ли не ежедневно трудится целая рабочая бригада. Одновременно другая бригада заменяет разбитые за ночь фонарные плафоны, которые, может статься, и сутки не уцелеют. Так что же все-таки дешевле - охранять или ремонтировать?

Самое неутешительное, что с вандализмом смирились не только милицейские чины, но и коллеги-журналисты: "Надоело об этом писать! Все равно толку не будет". Что верно, то верно. Об аллее гипсовых бюстов в тех же "Липках" кто только не писал. А памятники каждой ночью вновь опрокидывали, отшибали носы... Проблему решили дешево и просто: вывезли бюсты с аллеи куда-то в более надежное место. И теперь деревянные фигуры - главная мишень хулиганствующей саратовской братвы.

К 1 Мая "Липки" должны открыться после традиционных работ по благоустройству. Долго ли простоят отреставрированные Перепечаем сказочные персонажи с доверчивыми, беззащитными улыбками?

"В горпарке собаки начисто сгрызли лицо у моей совы, - говорит Георгий Михайлович. - Трудно даже представить - как их натравливали хозяева, если даже выдержанный дуб смогли сточить клыками! (Бывший директор горпарка Цветков рассказывал, что по весне новорусские бультерьеры причиняют также серьезный урон молодым побегам, пробуя на них свои клыки. - Прим. авт.). У медведя, которого я сделал, собаки все лапы обгрызли. Однажды я увидел, как совсем еще юная девчонка свою здоровенную овчарку на моего медведя науськивает: "Фас!". Я попытался остановить, а она: "Уйди! Не то сейчас и на тебя натравлю!". Я вынужден был отступить, но все-таки придумал, как защитить мишку: снизу в лапы гвозди вбил и оставил незаметно торчать. Дети туда не лазают, а собакам гвозди пришлись не по вкусу, отстали".

Действующую модель мельницы высотой в 5 метров, которая украшала горпарк 20 лет, сожгли среди дня. Судя по показаниям очевидцев, поджог совершили мальчишки, залезшие на крышу мельницы. Этот перечень варварств можно и дальше продолжать (сломали карусель, которая и двух дней не простояла, козленку отшибли голову, а Аленушке изрезали все лицо), но... Перепечай вновь отвечает саратовцам добром на зло. И уже приготовил для той же шальной детворы в горпарке очередные сюрпризы: горный каскад, обезьянку с пальмой и даже пружинящий мостик-батут, на котором детям можно безопасно прыгать. "Пусть обезьянничают возле моей обезьяны!" - смеется скульптор.

Почти все эти годы Перепечай живет в 9-метровой комнатушке коммуналки, где даже выспаться после работы толком не может: соседи-пьяницы орут. Из-за этого часто приходилось ночевать на рабочем месте - в мастерской горпарка. Но в 1997 году и ее сломали. С тех пор скульптору-сказочнику работать по сути негде: выделили 15-метровое помещение, но оно не может вместить всех объемистых фигур и стволов-заготовок (дуб требует выдержки в сухом месте). Была бы мастерская - нашлось бы место и для учеников, а так...передать ремесло некому. Между тем, в парке завершает строительство жилого дома СУ-3, относящееся к Приволжской железной дороге. Это-то строительное управление и снесло мешавшую им мастерскую. Взамен Перепечаю была обещана новая и для нее уже стены построили. Однако затем работы прекратились. "Будет указание сверху - все доделаем! " - утверждает прораб. Но указания нет. А сам Перепечай обременять отцов города просьбами стесняется.

Свое же слово перед начальством Перепечай держит твердо. Как-то поручил ему один важный чин срочно завершить работы в "Липках" до их открытия. Менее чем за месяц, в одиночку выточил скульптор большого деревянного осетра, из которого должен был бить фонтан, обложил комплекс камнями... "Это был рекорд моей работоспособности, - вспоминает Георгий Михайлович. - Спал по три часа в сутки. Раз вообще 28 часов без перерыва, без сна проработал. Сделал-таки осетра. Подъехал тот начальник на машине. Вот, говорю, смотрите, слово свое я сдержал, пожалуйста, домой отвезите, на ногах уже еле стою. "Нет, не сдержал, - говорит начальник. - Надо еще проверить - будет ли через твоего осетра вода течь". Не смог я шефа убедить, что пока не затвердел бетон, воду подавать нельзя: весь комплекс разрушится. Рассердился он, не дал машину. Так и поковылял я домой на полусогнутых... Сейчас этот начальник гуляет с внуком в "Липках", подходит, благодарит за скульптуры. Я на него зла не держу".

За свой полукаторжный труд Перепечай получает примерно столько же, сколько и обычный рабочий на стройке. Работая по ночам, испортил зрение. Спина побаливает, а денег на мануальную терапию нет. Неужели все это ради того, чтобы люди восхищались - как подошедшая к нам в "Липках" сторожиха: "Это не работа - сказка! В нашем семейном альбоме любимые фотографии те, что на фоне ваших, Георгий Михайлович, творений. Этим фото уже лет по 20 и больше, есть даже на фоне русалки..." - "Да, это была моя первая работа, - улыбается Перепечай. - Ну, а последняя... Пока жив, буду делать. Обычно человека у нас ценят только после смерти. Может, тогда и перестанут ломать мои фигуры - чинить-то станет некому...".

Александр ЗАЗЫБИН

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости
"Сто лет тому вперед". Заметки киномана "Сто лет тому вперед". Заметки киномана Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 11 мая 2001
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x