Ведущий Как вы знаете из наших информационных выпусков, в субботу, в связи с годовщиной создания федеральных округов, президент встретился со своими полномочными представителями. И сегодня у нас в гостях - полномочный представитель президента по Приволжскому федеральному округу Сергей Владиленович Кириенко.
Первый вопрос, который, наверное, вам задавали неоднократно в эти дни: ваша оценка результатов работы полпредов за год. В чем, на ваш взгляд, главный результат создания федеральных округов и вашей работы за прошедший год?
Сергей Кириенко Все-таки, оценку работы полпредов может давать только президент, что он и сделал в прошедшую субботу. Самый главный результат, названный президентом, - и я, безусловно, тоже так считаю, - это то, что федеральная власть появилась в регионах. В конце концов, появилась позиция федеральной власти. Прямым следствием этого стало утверждение в стране, на всей ее территории, единого законодательства. Сейчас, возвращаясь на год назад, можно признать: я был в некотором шоке, когда, проведя первый анализ законодательства пятнадцати регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа, мы выявили более 800 нарушений федерального законодательства. То есть, вообще говоря, единой страны у нас, по большому счету, не было. В каждом регионе был свой закон, существовал приоритет местного законодательства по отношению к федеральному. И, следовательно, гражданин России, оказавшийся в каком-то другом регионе, абсолютно не был гарантирован, что по отношению к нему везде будут действовать одинаковые законы, он будет пользоваться одинаковой социальной защитой, одинаковыми гарантиями. Ну, а, в конце концов, это означало потенциальную угрозу распада страны. Если в каждом регионе свой закон превыше общероссийского, то, рано или поздно, это закончится тем, что страна просто развалится. Сейчас этой угрозы больше нет.
Ведущий Это главный позитивный итог. Но президент сформулировал и новые задачи на ближайший год для того, чтобы продолжить работу, укрепить федеральную вертикаль власти. Я знаю, что одна из главных тем - разграничение межбюджетных полномочий. Как вы себе представляете подобную работу?
Сергей Кириенко Все-таки, разграничение полномочий с точки зрения бюджета - одно из ключевых условий. Потому что мы ничего не разграничим, если не определимся с вопросом денежных возможностей. В конце концов, нужно четко представлять, у кого есть деньги для реализации полномочий. Если приведение местного законодательства в соответствие с российским мы осуществляли сверху вниз, - есть Конституция России, - будьте любезны, чтоб во всех регионах законы соответствовали Конституции России и российскому законодательству, то, с точки зрения разграничения полномочий, надо делать наоборот - снизу вверх. Ключевая задача - местное самоуправление. То есть, собственно, там ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство, за тепло, электроэнергию, дороги, за большое количество льгот и социальной защиты людей. Значит, мы должны начинать теперь оттуда. И ключевой вопрос ставится на уровне каждого муниципалитета. Те статьи, по которым муниципалитет отвечает перед населением, давайте посмотрим с точки зрения бюджета: достаточно у него доходов или нет. Если достаточно, все отлично. Но, по нашей оценке, процентах в 70-80-ти - недостаточно. Значит, надо будет либо добавить муниципалитету денег, либо забрать у него какую-то из статей ответственности. Чтобы эта ответственность перешла или к субъекту Федерации, или к федеральному бюджету. Приведение законодательства в соответствие с общегосударственным - это только создание условий. Главное, чтобы эти законы выполнялись.
Ведущий Вот это, наверное, будет непросто. Особенно, когда пойдет речь о разделении бюджета. Это же живые деньги, вы сами говорите.
Сергей Кириенко Конечно. Но в этом, в конце концов, и смысл приближения федеральной власти к регионам. Ведь главное, что произошло, - представители президента, то есть, институт президентской власти, оказался ближе к регионам. Из Москвы взаимодействовать с 89-ю регионами невозможно, - не достучишься. Это, кстати, очень точно показала следующая тенденция. Полгода назад мы создали общественные приемные полномочного представителя президента; в каждом из пятнадцати регионов Приволжского округа есть общественная приемная, куда люди могут обратиться в случае, если они считают, что по отношению к ним нарушен федеральный или местный закон, или федеральный чиновник не выполняет свои обязанности. Более десяти тысяч обращений за полгода! Все видно сразу. Кстати, сам факт, что людям есть, куда обратиться, - это тоже признак появления федеральной власти в регионах. Власть есть в том случае, если есть кто-то, кто может добиться выполнения закона.
Ведущий Думаю, не все региональные лидеры, которые до создания федеральных округов были, практически, полновластными хозяевами у себя в регионах, были довольны таким перераспределением власти. Как вообще складываются отношения с лидерами субъектов Федерации в вашем Приволжском округе?
Сергей Кириенко Отношения рабочие. Знаете, в таких случаях категория "довольные - недовольные" не очень подходит, потому что для того, чтобы выполнять закон, совершенно не обязательно быть довольным. Его все равно придется выполнять. Здесь ключевая задача: чтобы каждый занимался своим делом. Вот для этого, собственно, и нужно разграничение полномочий. Ни в коем случае полномочные представители не должны вторгаться (да они и не вторгаются) в зону ответственности губернаторов, мэров, - у нас хватает своей работы. Но есть зона федеральной ответственности. Например, за выплату пенсий отвечает федеральная власть. За выплату детских пособий с 1 января этого года отвечает федеральная власть. И это зона, которая не предполагает, кто и чем доволен или недоволен. Это зона ответственности федеральной власти. Если это вопрос нарушения федерального законодательства, то мы будем совершенно жестко требовать, чтобы вопросы были решены так, как предусмотрено федеральным законом. Если же это зона ответственности местной власти, то мы не будем ни в коем случае в это вмешиваться, за одним-единственным исключением: это исключение - кризисная ситуация. У нас очень точно определено президентом, в каких случаях мы имеем право и вообще обязаны вмешаться в деятельность местной власти, - только в случае возникновения кризиса. Скажем, зимой прошедшего года возникли проблемы экстремального отключения тепла и электроэнергии, - не разовые перебои, с которыми город или область может справиться самостоятельно, а системный кризис. В Приволжском округе это, в первую очередь, Ульяновск.
Ведущий В Приморье, грубо говоря, кризис лечили Чубайсом, - прилетел Чубайс и решил все вопросы. Я знаю, что предкризисная ситуация была и в Приволжском округе. А ваш рецепт? Удалось ли его выработать?
Сергей Кириенко Рецепт существует только один - заниматься любой проблемой вовремя. Это главный рецепт, который мы выработали на сегодняшний день. В субботу президент дал поручение и полпредам, и, в первую очередь, правительству, сейчас, в мае, завершить анализ состояния всех регионов по тому, как они прошли прошедшую зиму, причем, с привлечением правоохранительных органов. Какие были тарифы, как расходовались дотации из федерального бюджета? Подход ведь очень простой: руководящие люди должны нести ответственность, включая уголовную. Но принцип должен быть такой: если договор на поставку тепла и электроэнергии заключен, деньги по нему заплачены, а энергетики не обеспечили тепло и электроэнергию, - они будут нести ответственность, включая уголовную. Если договор заключен, а деньги по нему не перечислены, то ответственность, включая уголовную, должен нести чиновник, который своевременно не перечислил деньги. Бюджеты сформированы, потребность в тепле и электроэнергии известна, и мы сейчас производим тотальную проверку по всем регионам. В Ульяновске, действительно, была кризисная ситуация, тогда нам приходилось вмешиваться. Предвыборная кампания, и мэр, и губернатор были заняты своими предвыборными делами. Долги накопились трехлетние, - представьте, три годы неоплаты тепла и электроэнергии просто впрямую, а общая задолженность с учетом штрафов, - вообще за десятилетие. Поэтому нам приходилось вмешиваться, включать тепло и электроэнергию в декабре силами федеральной власти, и потом передавать проблему вновь избранному губернатору.
Ведущий А ответственность те, кто привел ситуацию к кризису, понесут, если уж мы говорим об ответственности?
Сергей Кириенко Уже понесли. Я считаю, что вмешательство федеральной власти, уж если нам пришлось в антикризисном режиме включаться в деятельность местной власти, должно дорого стоить, как минимум, - должно стоить места работы чиновникам, которые не справились со своей работой. В Ульяновске это стоило и губернатору, и мэру города переизбрания, то есть, они просто не остались на своих местах. Значительно меньший по масштабам кризис в Кировской области стоил потери поста руководителю "Кировэнерго". Кстати, и в Ульяновске происходит аналогичная вещь, - РАО ЕЭС меняет систему управления, меняет людей, которые будут за это отвечать. Ну, а второй важный момент, - в каждом подобном случае кризисного управления необходимо отработать механизм, чтобы федеральной власти не пришлось вмешиваться каждый год. Это же, знаете, своего рода наркотик, - больно уж хорошо, если дотянул до октября-ноября, а потом появится...
Ведущий "Вот приедет барин, - барин нас рассудит"...
Сергей Кириенко Ну да, появится Шойгу с МЧС, или еще кто-то из федеральной власти, и будет включать тепло и электроэнергию. И такая тенденция существует не только в вопросе тепла и электроэнергии. Я уже рассказал, что сейчас будет делаться в течение мая. Это довольно широкий круг вопросов; к антикризисному вмешательству я бы отнес проблемы, многие из которых обрисованы именно на приемах в общественной приемной, в жалобах граждан. Это, например, проблема химического оружия. Чрезвычайно серьезная проблема; вы знаете, что 6 мая вышел Указ президента; у нас в Приволжском округе, к моему глубокому сожалению, две трети баз хранения российского химического оружия, которое подлежит уничтожению. Ни один отдельно взятый регион с подобной проблемой не справится, поэтому разработана программа, - а президент ее поддержал, - создана государственная комиссия по химическому разоружению, которая должна скоординировать усилия и федеральные средства.
Ведущий Очевидно, это проблема не только вашего округа?
Сергей Кириенко Да, не только. Но, поскольку две трети ее сконцентрированы в Приволжском федеральном округе, то председателем этой комиссии по должности является полпред президента в Приволжском округе...
Ведущий То есть, вы.
Сергей Кириенко В данном случае, я.
Ведущий У меня - вопрос по кадрам, по тем людям, которые и обеспечивают выполнение законов, - чиновникам. Я знаю, что именно в Приволжском федеральном округе впервые, насколько я знаю, в России был проведен открытый конкурс на замещение должностей чиновников. Это было в самом начале, год назад, когда вы только-только стали представителем президента в округе.
Сергей Кириенко Да...
Ведущий Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, этот опыт себя оправдал? Потому что есть ведь и другой взгляд на профессионального управленца, - как на человека, который не может прийти с улицы, а должен ступень за ступенью пройти какой-то путь по служебной лестнице.
Сергей Кириенко Безусловно, он должен пройти какой-то путь по служебной лестнице. Вопрос - кто и как будет отбирать из прошедших по служебной лестнице, - совсем не обязательно, чтобы эта служебная лестница была только внутри госаппарата. Вообще идеально, когда человек, приходя в систему госвласти, имеет опыт работы и на промышленном предприятии, и в системе социальной защиты, и в государственном управлении. То есть, чем шире кругозор человека, - тем более квалифицированный он работник. А конкурс, считаю, себя полностью оправдал. Но я рассчитывал, честно говоря, что, если по конкурсу 60 процентов отобранных людей окажется квалифицированными специалистами, попавшими на свое место, - это уже победа. По моей оценке, - это 90 процентов успеха; все федеральные инспектора в округе отбирались на условиях конкурса, и в 90 процентах случаев это было правильное решение. За прошедший год многие люди успели сделать карьеру, продвинувшись дальше, заняв новые рабочие места. Но эта конкурсная система, она, вообще, еще и несколько поджимает действующих чиновников. Ведь, если мы говорим, что наша ключевая задача - это контроль, контроль соблюдения законодательства, контроль выполнения решений президента и правительства, то чиновник должен понимать, что, кроме функций контроля, его могут проверить, в том числе, по жалобам граждан; он должен понимать, что на его место есть и другие люди, которые могут быть отобраны открыто не по блату, не по родственным связям, не по чьей-то рекомендации, а конкурсной комиссией тайным голосованием, на которую, кстати сказать, даже я повлиять не могу, - у меня там один голос из 15 членов комиссии.
Ведущий А вы продолжаете отбор? В настоящее время конкурс на освобождающиеся должности продолжается, или это была разовая акция?
Сергей Кириенко Ну, вот в таком крупном масштабе мы набирали людей год назад на все 15 постов федеральных инспекторов во всех регионах; сейчас, в июле, закончится год конкурса, и мы отберем новые вакансии... Раз в год мы будем повторять этот конкурс, это важно, чтобы люди всегда имели возможность быть отобранными по конкурсу. Кстати, пришлось менять довольно много людей. Мы говорили о приведении в соответствие законодательства, - только за прошлый год - 874 закона.
Ведущий Да, вы называли эту цифру.
Сергей Кириенко Да, но, чтобы было понятно, насколько драматичный это был процесс, добавлю: Генеральной прокуратуре пришлось поменять в Приволжском федеральном округе две трети прокуроров; я это говорю, чтобы вам стала ясна мера ответственности. Человеку задавали вопросы о мере ответственности чиновника; кстати, я считаю, что очень грамотно и профессионально сработала в этом смысле Генеральная прокуратура в округе.
Ведущий Еще один вопрос, - о чрезвычайной ситуации, которая тоже складывалась в течение этого года в республиках, входящих в федеральный округ, - я имею в виду ситуацию с паспортами. Как известно, в Татарстане и Башкортостане не выдавались российские паспорта, где не была указана национальность. Как удалось справиться с этой ситуацией? Удалось ли с ней справиться вообще? И собственно говоря, в чем причина?
Сергей Кириенко Ну, причина-то как раз понятна, - это иллюстрация к вопросу, к чему приводит несоответствие местного и федерального законодательства. В данном случае, в республиках были приняты внутренние нормативные документы о том, что в паспорте гражданина Российской Федерации должно быть указано гражданство данной республики; подчеркиваю, не Российской Федерации, а данной республики, условно, республики Башкортостан, и национальность, что категорически не соответствует российскому законодательству. Я эту работу тоже отношу к антикризисной деятельности, - были жалобы, которые поступили от школьников, студентов, достигших совершеннолетия и получавших паспорта. Работа завершена, кстати, хочу сказать слова благодарности и в адрес руководителей республик, потому что работа завершена так конструктивно. Естественно, с конфликтами, со спорами, - такая работа не может быть бесконфликтной. Но вопрос решен, согласован бланк паспорта, в котором будет две странички - на национальном языке, - и это правильно, чтобы в национальных республиках по желанию (внимание - по желанию человека!), люди могли получить паспорт, в котором будет две странички, и на одной из них фамилия, имя, отчество, то есть основные данные, дублируются на национальном языке этой республики. Но - принципиальная позиция: в паспорте категорически не будет гражданства республики, только гражданство России, - у нас у всех одно гражданство, и в паспорте не будет национальности. Это принципиальный вопрос, бланки паспортов согласованы полтора месяца назад, два месяца занимает у фабрики "Гознак" печатание паспортов; я думаю, что в мае, к концу этой недели, первые паспорта для Башкортостана уже будут отпечатаны, а чуть позже для Татарстана. Думаю, что в мае мы уже приступим к выдаче паспортов в Башкортостане.
Ведущий Во всяком случае, я надеюсь, что "Маяк" одним из первых сообщит об этом в наших информационных выпусках от наших корреспондентов в Башкортостане и Татарстане, как, впрочем, и о других новостях из других республик и регионов России. А у меня вопрос, скорее, по экономике. Известно, что значительную часть вашего округа составляют регионы, которые нуждаются в дотации. Такие непростые, в частности, республики, как Марий Эл. Как решается проблема там, есть ли программа привлечения инвестиций в регионы Приволжского федерального округа? За счет чего?
Сергей Кириенко Здесь как раз очень важная грань, где федеральный центр, с одной стороны, должен оказать помощь, а, с другой стороны, - не вмешиваться во внутренние дела республики. Потому что формирование бюджета республики, создание условий для привлечения инвестиций - это все-таки в первую очередь работа руководства регионов, муниципалитетов, республик, областей. Тем не менее, ключевая задача федеральной власти - это, во-первых, соблюдение федерального законодательства, гарантия его по отношению к инвесторам. Я, кстати, считаю, что главное, что изменилось в стране за последний год, - появилась предсказуемость. Вот главное, что удалось сделать президенту Путину, - путем восстановления вертикали власти, проявлением реального федерального центра, жесткого требования соблюдения законодательства. В отношении социальной защиты. Мы перед эфиром с вами говорили о том, что, действительно, пенсия повышается каждый квартал чуть-чуть, и каждый раз зло берет, что так мало. Зато - каждый квартал. И есть понимание, что так будет и впредь. Та же ситуация важна и для инвесторов. Главное, что интересует инвесторов, - предсказуемость. Самое первое условие для них: мы хотим иметь гарантии, что везде на территории России по отношению к нам всегда будет действовать один закон. Не свой в Башкортостане, свой в Татарстане, свой в Марий Эл, свой в Нижнем Новгороде, - а единый закон. Наличие федеральной власти и вертикали федеральной власти в регионах является такой гарантией. Второе - гарантия от административного произвола. В округе действует совет предпринимателей, мы отработали такую вещь (это, кстати, тоже было сделано на основе анализа жалоб в общественную приемную), как книга проверок.
Ведущий Что это такое?
Сергей Кириенко Малый предприниматель заводит единую книгу проверок, которая утверждена этим советом при аппарате полномочного представителя. Любой проверяющий орган - пожарники, санэпидемстанция - неважно кто, - приходя к предпринимателю, имеет полное право в соответствии с законом провести проверку. Единственное, что они должны сделать, - оставить запись в книге проверок о том, что такого-то числа такой-то проверяющий орган проводил проверку этого предприятия. Понятно, к чему это приводит. Если по итогам месяца мы возьмем у предпринимателя книжку и увидим, что пожарники приходили к нему пять раз, у нас возникнет вопрос к руководству пожарной охраны: вам там что, медом мазано? Потому что мы наверняка найдем 20 предприятий, куда они за пять лет не приходили ни разу. Знаете, поразительный эффект: сами предприниматели говорят о том, что сам факт предложения проверяющему органу сделать запись в книгу проверок очень часто приводит к тому, что проверка сворачивается и уходит. Просто, знаете, возникает некое понимание меры ответственности. Тем не менее, чтобы не нарушить право регионов на самостоятельность, мы выявили те сектора экономики, которые не могут развиваться в рамках одной отдельно взятой республики или одной отдельно взятой области. И отнесли их к категории федеральных программ действий. Это для Приволжского федерального округа, в первую очередь, автомобилестроение, нефтехимия, транспортные коридоры - коридор Север-Юг, река Волга, Кама. Один пример, наверное, еще сумею привести. Год назад мы выбрали базовым автомобилестроение, потому что в округе 80% автомобилестроения - автомобилестроительные предприятия.
Ведущий Вы упредили мой вопрос; я хотел спросить вас о судьбе ГАЗа.
Сергей Кириенко Значение этой отрасли для России очевидно, и почти вся она сосредоточена в Приволжском округе. Главная задача - обеспечение инвестиций. Я очень доволен тем, как развивается ситуация в автомобилестроении Приволжского федерального округа, хотя это только первые шаги. За прошедший год в крупнейшие автомобилестроительные предприятия было сделано более полумиллиарда долларов инвестиций, причем это российские инвесторы, которые свои деньги вложили в автомобилестроение, - это "Северсталь", которая приобрела Ульяновский автомобильный завод и Заволжский моторный завод, это группа "Сибирский алюминий", которая вложила деньги в Горьковский автомобильный завод и в Павловский автобусный завод. А ведь только Горьковский автомобильный завод получил на сегодняшний день порядка 290 миллионов долларов, - это и оборотные средства завода, и гарантии, выданные ему. Принципиально важная вещь! У государства нет таких денег, это результат той самой предсказуемости, которая возникла в стране в целом, и гарантия для людей, что закон по отношению к ним будет выполняться. Ведь до тех пор, пока российские бизнесмены будут, получая деньги на сырье, вывозить их за рубеж, ни один иностранный бизнесмен ни копейки в российскую экономику не вложит.
Ведущий У нас осталось совсем мало времени, и я задам, наверное, последний вопрос. Как осуществляется сейчас взаимодействие между полномочными представителями? Есть ли уже какие-то межрегиональные программы, если говорить о регионе как о федеральном округе?
Сергей Кириенко Да, безусловно. Кстати, не надо говорить об округе как о регионе. Округа не является новыми регионами, и никогда таковыми не будут. Представители президента являются представителями президента России, который один на всю территорию Российской Федерации.
Ведущий О'кей, поправка принимается!
Сергей Кириенко Ну, а с точки зрения программ действий, - да, конечно. Например, проект, о котором мы с вами говорили, транспортные коридоры, - важнейший проект, подписанный в сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге. Его суть - транзит грузов из Юго-Восточной Азии, из Индии, из Ирана и Ирака через Российскую Федерацию, через Санкт-Петербург; река Волга - дальше на Санкт-Петербург и в Европу. Проект затрагивает, как минимум, три федеральных округа и, естественно, не может быть реализован ни в одном округе по отдельности. Точно так же, как, кстати, и программа ликвидации химического оружия. Ну, и еще многое-многое другое. Поэтому взаимодействие между округами - ключевое и обязательное условие, но не в качестве взаимодействия между регионами. Вот это, пожалуй, для меня очень важно.
Ведущий - Игорь Малов
14 мая 2001 года
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Дек, 19:30Политика
-
20 Дек, 18:38Политика
-
20 Дек, 17:47Политика
-
20 Дек, 15:01Политика
-
19 Дек, 10:43Политика
-
18 Дек, 13:06Политика
-
16 Дек, 13:57Политика
-
15 Дек, 18:32Политика
-
11 Дек, 18:16Политика
-
9 Дек, 14:11Политика
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....