Честно говоря, я совсем иначе представляла себе процедуру посадки. Из устрашающих атрибутов, которыми так щедро оформляют в кино этот момент, присутствовали: один пес, в прямом смысле слова, утомленный солнцем ротвейлер, и несколько автоматчиков. И вообще, со стороны действо это напоминало детскую игру "Зарница". Все было рассчитано по секундам. Как только прибыл вагон, к нему поочередно подъезжали автозаки. Не успевал шофер виртуозно припарковать машину почти впритирку к вагону, как в него начинали влетать "сидоры" (на зековском сленге - мешки с вещами). За ними прыгали и сами этапируемые. Сходство с игрой усиливал счет: "Первый - пошел, второй, третий..." Женщинам сделали послабление. Они, бережно переставив свои пожитки, быстро перелезали в вагон. Спешка эта, как выяснилось, была не актом глумления над человеческим достоинством, а скорее данью рыночным отношениям между организациями и железной дорогой. На погрузку в вагон выделяется ровно пять минут. За каждую минуту задержки УИНу пришлось бы платить из собственного кармана.
"Столыпинский" вагон производит удручающее зрелище:
зарешеченные окна есть только с одной стороны - там, где в
нормальном вагоне проходит коридор. В разных концах вагона - две
двери. Имеются купе-камеры - большие на 12 человек и малые - на пять-
шесть. Окон в них нет. Вместо дверей - решетки, выходящие в коридор.
Кстати, по нему постоянно ходит часовой. Да, еще имеется туалет. Вот,
в принципе, и все.
Если исключить пару наручников, переброшенных через решетку
на окне, автоматы, которые висят на крючках для одежды - купе
конвоиров ничем не отличается от обычного. Есть тюлевые занавесочки,
на столе - магнитофон. Со стены приветливо улыбается китайская
девушка, не подозревая, что за ее бумажной спиной сидят 12
рецидивистов и, мирно покачиваясь, едут в сторону ИК-24 особого
режима.
- Пассажиры у нас бывают разные, - рассказал начальник
волгоградского караула младший лейтенант Юрий Махарин (именно
волгоградская смена везла зеков в места не столь отдаленные).
- В
Казани, например, получили молодого человека. Он не хотел покидать
родимый край и наглотался гвоздей. Расчет у него был верный - в
Казани мы стояли сутки, и его через два часа, уже умирающего, увезли
обратно. В прошлом году этапировали кемеровского чикатило -
Спесивцева. Помните, дело о нем и его мамочке, с которой они
заманивали в квартиру, а потом убивали и съедали девочек, - заставило
содрогнуться всю страну. Ехал он, абсолютно безучастный ко всему
окружающему. Везли мы его в ЛИУ-15 (лечебно-исправительное
учреждение) Волгоградской области. Он всю дорогу не проронил ни
слова.
- Самые большие для нас хлопоты представляет этап женщин с детьми, - продолжает Юрий Николаевич. - Ведь по законодательству детишки до трех лет находятся вместе с матерью. Но дети есть дети. Питание им мы подогреваем на своей кухне. А как поели - обязательно захотят сходить в туалет. Каждого нужно вывести, причем вместе с мамой. А дамы, соответственно, тоже не лишены человеческих потребностей. Но каждый поход по нужде по инструкции сопровождается двумя конвоирами, один из которых через приоткрытую дверь обязан постоянно держать в поле зрения этапируемого. Причем вне зависимости от его пола и происходящего процесса. Вот такая обязанность. Не совсем приятная...
- Есть еще один интересный народ - психи, - улыбаясь, говорит Юрий Николаевич. - Тут, как говорится, в каждой избушке - свои погремушки. Один постоянно интересуется: "Товарищ проводник, Сочи скоро?. Другой просит глаз не сводить с его "сидора", то и дело повторяет вкрадчиво: "Начальник, береги. Половину денег тебе отдам." А третий признает в конвое все свое многочисленное семейство: и сынок тут, и все сватья-братья. Четвертый, наконец, категорически отказывается исполнять приказы внеземной цивилизации... Так и едут. А ведь помимо них, полон вагон нормальных зеков.
- Но если у нас нет интересных пассажиров, это еще не значит,
что поездка будет скучной и унылой, - продолжет младший лейтенант. -
Каждый день преподносит свои сюрпризы. Сейчас духота и жара стоит.
Это нормальные люди могут пойти и потратить последние сбережения
на вентиляторы и кондиционеры. А вы представляете, что творится в
железном вагоне, где окна только в коридоре, а в "купе" едет 12 (по
инструкции) и далее - сколько уместится человек! Люди падают в
обмороки. И мы, тот самый ненавистный конвой, о котором зеки поют
столько нелицеприятного в своих блатных песнях, обливаем их водой,
причем специально для этих целей охлажденной. Отпаиваем
заключенных лекарствами, для себя и на собственные деньги
закупленными. А если среди этапируемых есть больные, то мы обязаны
по часам давать им предписанные врачами медикаменты.
Как на прощанье рассказал начальник караула, за эту их поездку -
девять дней - в "столыпинском" вагоне в общей сложности побывало 288
человек. В 24 обменных пунктах высаживают одних зеков и берут других,
отцепляя вагон от одного поезда и прицепляя к другому. По графику
конвоиры караулят 12 часов, потом шесть отдыхают и так всю дорогу. А
за девять суток пути нога конвоира ни разу на твердую землю не
ступала. Все вагон, вагон, вагон...
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 19:37Новости
-
Сегодня, 19:21Новости
-
Сегодня, 18:54Новости
-
Сегодня, 18:02Новости
-
Сегодня, 17:53Новости
-
Сегодня, 17:45Новости
-
Сегодня, 17:38Новости
-
Сегодня, 17:35Новости
-
Сегодня, 17:28Новости
-
Сегодня, 17:27Новости