Новости

Катастрофа, которой не было

  • 13:27, 17 октября 2001
Поселок Увек

Шестое июня 1966-го года ничем не отличалось от обычного будничного дня.Советский народ трудился на благо Родины. Окраина Заводского района, поселок Увек,жил своей обычной жизнью. По железнодорожному мосту то и дело шли грузовыесоставы стратегического значения. В то время мост был главной транспортнойартерией, связывающей центральную Россию и казахскую республику. Его как зеницуока охраняли даже во время авиационных налетов в период второй мировой войны,специально создав полк зенитчиц.
Начало лета для курсантов Саратовского высшего военного училища летчиковвсегда было самым желанным. Именно в это время начинались учебные полеты.
- Я хорошо помню, как со стороны города в небе показался самолет, -вспоминает полковник в отставке Владимир Грибов.
- Правда, летел он как-то странно,то будто зависал на одном месте, то стремительно снижался. Сразу стало понятно, чтос машиной не все в порядке. Предположения жителей поселка, наблюдавших за воздушной трагедией,подтвердились: самолет, быстро теряя высоту, летел прямо на железнодорожный мост.
- С противоположной стороны на мост заходил очередной товарняк, -рассказывает Тамара Трофимовна Ларина. - Все были уверены, что самолет напрямуюпрошьет мост, было даже страшно подумать, что могло произойти.
На Увеке и в 60-х годах была расположена перевалочная нефтебаза. Кругомодни огромные нефтехранилища, на берегу Волги около моста - терминал для заливкинефтепродуктов в танкеры. В случае падения самолета от взрывной волны моглазагореться нефть, а это означало одно: от поселка бы не осталось живого места.Самолет вошел в воду буквально в десятках метров от моста, в месте, называемомжителями "ковшом" (с одной стороны - железнодорожный мост, с другой - нефтянойтерминал, а с третьей - пляж, железнодорожное полотно и поселок).
- Все случилось довольно быстро, самолет упал камнем, - продолжает Ларина.
Через некоторое время весь берег был оцеплен военными. Весть быстро разнеслась поокруге. Там работали водолазы, приезжали большие чины.

Герой

Разбившимся самолетом управлял младший сержант училища летчиков 20-летний Павел Шклярук. Как оказалось, у машины отказали двигатели, самолет падал нажилой поселок. Курсант мог катапультироваться и спастись, но тогда погибли бы люди,ведь внизу были дома. Навсегда останется тайной, о чем говорил летчик с землей.Вероятно, курсант сознательно шел на смерть, он знал, что погибнет. А может быть, этобыл приказ командования? Поиски не дали результатов: кроме крыльев, водолазамничего не удалось найти. Тело Павла Шклярука так и осталось погребенным в Волге. Обэтом происшествии не было никакой официальной информации. Вестьраспространялась на уровне слухов, и только через неделю в "Коммунисте" былаперепечатана заметка из газеты "Красная звезда" под заголовком "Подвиг надВолгой". Не было даже упоминания, что катастрофа произошла в Саратове, а материалносил партийно-патриотический характер.
- Два дня назад жители одного из волжских городов, - писала "Красная звезда"за 9 июня 1966 года, - стали свидетелями мужественного поступка советского летчика.Они видели, как над городом, снижаясь и плохо повинуясь управлению, летел самолет.Двигатель его работал. Самолет шел в сторону Волги. Едва перетянув черезгустонаселенный массив, он резко пошел на снижение и упал в воду. Нашкорреспондент позвонил в район полетов. Вот что ему сообщили. В тот час над городомсовершал учебный полет самолет под управлением курсанта высшего военногоучилища летчиков комсомольца Павла Шклярука. Полет проходил нормально. Вдругдвигатель начал работать с перебоями, а потом смолк совсем. Доложив о случившемся,курсант стал принимать меры к тому, чтобы завести двигатель. Попытка успеха непринесла. Летчик мог оставить самолет. Но это значило, что машина упадет на город:под крылом лежали кварталы жилых домов, заводы. Пилот решил уйти подальше отгорода. Впереди Волга - единственное место, где падающий самолет никому непричинит беды. Никому, кроме летчика. Но о себе в этот миг он не думал. Воды Волгипогребли самолет вместе с летчиком.
Павел Шклярук учился летному мастерству вгруппе офицера В. Евреинова. Командир и товарищи по учебе характеризуют его какпытливого, неутомимого в учебе человека. Он мечтал о голубых дорогах, остратосферных высотах и сверзвуковых скоростях. В критической обстановке онпоступил, как подобает советскому летчику: пожертвовал своей жизнью ради жизнидругих.
Погибший летчик - младший сержант Шклярук - приехал в Саратов из Одессы,там он занимался в авиационно-спортивном клубе. Как вспоминали сокурсники икомандиры, он всегда бредил небом. Очень любил прыгать с парашютом, имел разрядпо планерному спорту. Отзывы о нем были самые хорошие: верный товарищ, готовыйприйти на помощь, дисциплинированный и целеустремленный курсант. "Такой человекпросто не мог поступить иначе," - после трагедии сказал полковник Трофимов. В товремя иначе не мог поступить никто, такое уж было время - героев и романтиков.
После того как уехали водолазы, мальчишкам разрешили приходить на берег.Через несколько дней на берегу Волги жители видели немолодую женщину в черном,которая с надеждой смотрела на воду, будто река могла вернуть ей сына.