Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Катастрофа, которой не было

  • 13:27, 17 октября 2001
  • Комментариев[0]
Поселок Увек

Шестое июня 1966-го года ничем не отличалось от обычного будничного дня. Советский народ трудился на благо Родины. Окраина Заводского района, поселок Увек, жил своей обычной жизнью. По железнодорожному мосту то и дело шли грузовые составы стратегического значения. В то время мост был главной транспортной артерией, связывающей центральную Россию и казахскую республику. Его как зеницу ока охраняли даже во время авиационных налетов в период второй мировой войны, специально создав полк зенитчиц.
Начало лета для курсантов Саратовского высшего военного училища летчиков всегда было самым желанным. Именно в это время начинались учебные полеты.
- Я хорошо помню, как со стороны города в небе показался самолет, - вспоминает полковник в отставке Владимир Грибов.
- Правда, летел он как-то странно, то будто зависал на одном месте, то стремительно снижался. Сразу стало понятно, что с машиной не все в порядке. Предположения жителей поселка, наблюдавших за воздушной трагедией, подтвердились: самолет, быстро теряя высоту, летел прямо на железнодорожный мост.
- С противоположной стороны на мост заходил очередной товарняк, - рассказывает Тамара Трофимовна Ларина. - Все были уверены, что самолет напрямую прошьет мост, было даже страшно подумать, что могло произойти.
На Увеке и в 60-х годах была расположена перевалочная нефтебаза. Кругом одни огромные нефтехранилища, на берегу Волги около моста - терминал для заливки нефтепродуктов в танкеры. В случае падения самолета от взрывной волны могла загореться нефть, а это означало одно: от поселка бы не осталось живого места. Самолет вошел в воду буквально в десятках метров от моста, в месте, называемом жителями "ковшом" (с одной стороны - железнодорожный мост, с другой - нефтяной терминал, а с третьей - пляж, железнодорожное полотно и поселок).
- Все случилось довольно быстро, самолет упал камнем, - продолжает Ларина.
Через некоторое время весь берег был оцеплен военными. Весть быстро разнеслась по округе. Там работали водолазы, приезжали большие чины.

Герой

Разбившимся самолетом управлял младший сержант училища летчиков 20- летний Павел Шклярук. Как оказалось, у машины отказали двигатели, самолет падал на жилой поселок. Курсант мог катапультироваться и спастись, но тогда погибли бы люди, ведь внизу были дома. Навсегда останется тайной, о чем говорил летчик с землей. Вероятно, курсант сознательно шел на смерть, он знал, что погибнет. А может быть, это был приказ командования? Поиски не дали результатов: кроме крыльев, водолазам ничего не удалось найти. Тело Павла Шклярука так и осталось погребенным в Волге. Об этом происшествии не было никакой официальной информации. Весть распространялась на уровне слухов, и только через неделю в "Коммунисте" была перепечатана заметка из газеты "Красная звезда" под заголовком "Подвиг над Волгой". Не было даже упоминания, что катастрофа произошла в Саратове, а материал носил партийно-патриотический характер.
- Два дня назад жители одного из волжских городов, - писала "Красная звезда" за 9 июня 1966 года, - стали свидетелями мужественного поступка советского летчика. Они видели, как над городом, снижаясь и плохо повинуясь управлению, летел самолет. Двигатель его работал. Самолет шел в сторону Волги. Едва перетянув через густонаселенный массив, он резко пошел на снижение и упал в воду. Наш корреспондент позвонил в район полетов. Вот что ему сообщили. В тот час над городом совершал учебный полет самолет под управлением курсанта высшего военного училища летчиков комсомольца Павла Шклярука. Полет проходил нормально. Вдруг двигатель начал работать с перебоями, а потом смолк совсем. Доложив о случившемся, курсант стал принимать меры к тому, чтобы завести двигатель. Попытка успеха не принесла. Летчик мог оставить самолет. Но это значило, что машина упадет на город: под крылом лежали кварталы жилых домов, заводы. Пилот решил уйти подальше от города. Впереди Волга - единственное место, где падающий самолет никому не причинит беды. Никому, кроме летчика. Но о себе в этот миг он не думал. Воды Волги погребли самолет вместе с летчиком.
Павел Шклярук учился летному мастерству в группе офицера В. Евреинова. Командир и товарищи по учебе характеризуют его как пытливого, неутомимого в учебе человека. Он мечтал о голубых дорогах, о стратосферных высотах и сверзвуковых скоростях. В критической обстановке он поступил, как подобает советскому летчику: пожертвовал своей жизнью ради жизни других.
Погибший летчик - младший сержант Шклярук - приехал в Саратов из Одессы, там он занимался в авиационно-спортивном клубе. Как вспоминали сокурсники и командиры, он всегда бредил небом. Очень любил прыгать с парашютом, имел разряд по планерному спорту. Отзывы о нем были самые хорошие: верный товарищ, готовый прийти на помощь, дисциплинированный и целеустремленный курсант. "Такой человек просто не мог поступить иначе," - после трагедии сказал полковник Трофимов. В то время иначе не мог поступить никто, такое уж было время - героев и романтиков.
После того как уехали водолазы, мальчишкам разрешили приходить на берег. Через несколько дней на берегу Волги жители видели немолодую женщину в черном, которая с надеждой смотрела на воду, будто река могла вернуть ей сына.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 октября 2001
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x