Шестое июня 1966-го года ничем не отличалось от обычного будничного дня.
Советский народ трудился на благо Родины. Окраина Заводского района, поселок Увек,
жил своей обычной жизнью. По железнодорожному мосту то и дело шли грузовые
составы стратегического значения. В то время мост был главной транспортной
артерией, связывающей центральную Россию и казахскую республику. Его как зеницу
ока охраняли даже во время авиационных налетов в период второй мировой войны,
специально создав полк зенитчиц.
Начало лета для курсантов Саратовского высшего военного училища летчиков
всегда было самым желанным. Именно в это время начинались учебные полеты.
- Я хорошо помню, как со стороны города в небе показался самолет, -
вспоминает полковник в отставке Владимир Грибов.
- Правда, летел он как-то странно,
то будто зависал на одном месте, то стремительно снижался. Сразу стало понятно, что
с машиной не все в порядке.
Предположения жителей поселка, наблюдавших за воздушной трагедией,
подтвердились: самолет, быстро теряя высоту, летел прямо на железнодорожный мост.
- С противоположной стороны на мост заходил очередной товарняк, -
рассказывает Тамара Трофимовна Ларина. - Все были уверены, что самолет напрямую
прошьет мост, было даже страшно подумать, что могло произойти.
На Увеке и в 60-х годах была расположена перевалочная нефтебаза. Кругом
одни огромные нефтехранилища, на берегу Волги около моста - терминал для заливки
нефтепродуктов в танкеры. В случае падения самолета от взрывной волны могла
загореться нефть, а это означало одно: от поселка бы не осталось живого места.
Самолет вошел в воду буквально в десятках метров от моста, в месте, называемом
жителями "ковшом" (с одной стороны - железнодорожный мост, с другой - нефтяной
терминал, а с третьей - пляж, железнодорожное полотно и поселок).
- Все случилось довольно быстро, самолет упал камнем, - продолжает Ларина.
Через некоторое время весь берег был оцеплен военными. Весть быстро разнеслась по
округе. Там работали водолазы, приезжали большие чины.
Разбившимся самолетом управлял младший сержант училища летчиков 20-
летний Павел Шклярук. Как оказалось, у машины отказали двигатели, самолет падал на
жилой поселок. Курсант мог катапультироваться и спастись, но тогда погибли бы люди,
ведь внизу были дома. Навсегда останется тайной, о чем говорил летчик с землей.
Вероятно, курсант сознательно шел на смерть, он знал, что погибнет. А может быть, это
был приказ командования? Поиски не дали результатов: кроме крыльев, водолазам
ничего не удалось найти. Тело Павла Шклярука так и осталось погребенным в Волге. Об
этом происшествии не было никакой официальной информации. Весть
распространялась на уровне слухов, и только через неделю в "Коммунисте" была
перепечатана заметка из газеты "Красная звезда" под заголовком "Подвиг над
Волгой". Не было даже упоминания, что катастрофа произошла в Саратове, а материал
носил партийно-патриотический характер.
- Два дня назад жители одного из волжских городов, - писала "Красная звезда"
за 9 июня 1966 года, - стали свидетелями мужественного поступка советского летчика.
Они видели, как над городом, снижаясь и плохо повинуясь управлению, летел самолет.
Двигатель его работал. Самолет шел в сторону Волги. Едва перетянув через
густонаселенный массив, он резко пошел на снижение и упал в воду. Наш
корреспондент позвонил в район полетов. Вот что ему сообщили. В тот час над городом
совершал учебный полет самолет под управлением курсанта высшего военного
училища летчиков комсомольца Павла Шклярука. Полет проходил нормально. Вдруг
двигатель начал работать с перебоями, а потом смолк совсем. Доложив о случившемся,
курсант стал принимать меры к тому, чтобы завести двигатель. Попытка успеха не
принесла. Летчик мог оставить самолет. Но это значило, что машина упадет на город:
под крылом лежали кварталы жилых домов, заводы. Пилот решил уйти подальше от
города. Впереди Волга - единственное место, где падающий самолет никому не
причинит беды. Никому, кроме летчика. Но о себе в этот миг он не думал. Воды Волги
погребли самолет вместе с летчиком.
Павел Шклярук учился летному мастерству в
группе офицера В. Евреинова. Командир и товарищи по учебе характеризуют его как
пытливого, неутомимого в учебе человека. Он мечтал о голубых дорогах, о
стратосферных высотах и сверзвуковых скоростях. В критической обстановке он
поступил, как подобает советскому летчику: пожертвовал своей жизнью ради жизни
других.
Погибший летчик - младший сержант Шклярук - приехал в Саратов из Одессы,
там он занимался в авиационно-спортивном клубе. Как вспоминали сокурсники и
командиры, он всегда бредил небом. Очень любил прыгать с парашютом, имел разряд
по планерному спорту. Отзывы о нем были самые хорошие: верный товарищ, готовый
прийти на помощь, дисциплинированный и целеустремленный курсант. "Такой человек
просто не мог поступить иначе," - после трагедии сказал полковник Трофимов. В то
время иначе не мог поступить никто, такое уж было время - героев и романтиков.
После того как уехали водолазы, мальчишкам разрешили приходить на берег.
Через несколько дней на берегу Волги жители видели немолодую женщину в черном,
которая с надеждой смотрела на воду, будто река могла вернуть ей сына.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 21:47Новости
-
Вчера, 19:37Новости
-
Вчера, 19:21Новости
-
Вчера, 18:54Новости
-
Вчера, 18:02Новости
-
Вчера, 17:53Новости
-
Вчера, 17:45Новости
-
Вчера, 17:38Новости
-
Вчера, 17:35Новости
-
Вчера, 17:28Новости