Идеологический конфликт не решается военным и административным путем
Полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко призывает к межконфессиональному диалогу
13 декабря 2001 года в Москве прошел 6-й Всемирный Русский народный собор. Выступая на нем, Президент РФ Владимир Путин отметил: "Варварскому стремлению разжечь конфликт цивилизаций и религий мы обязаны противопоставить духовность и терпимость". А несколько раньше в Санкт-Петербурге прошел "круглый стол" на тему: "Ислам и христианство. Межэтнические отношения: диалог культур". На нем выступил Сергей Кириенко, полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе, в котором проживает 40 процентов мусульман России. По окончании дискуссии Сергей Кириенко дал интервью "Веку".
"ВЕК". Вы специально приехали в Петербург для участия в этой дискуссии? Считаете затронутую проблематику столь актуальной?
Сергей Кириенко.Сегодня нет ничего важнее, чем начать диалог между исламом и христианской культурой. Применительно к России . в первую очередь православной. Это стратегическая задача для мира и особая миссия для нашей страны. Я приехал еще и потому, что мы очень плотно сотрудничаем с одним из лучших научных центров в этой сфере . питерским филиалом Института востоковедения РАН. А в связи с названием "круглого стола" сразу хочу отметить: нельзя смешивать межэтнические, межнациональные противоречия с межконфессиональными. Тем более в России с ее многовековым бытованием ислама наряду с христианством. Ни в одной европейской стране нет такого числа мусульман, как в Российской Федерации. Вместе с учеными мы подготовили уникальную карту религий Приволжского округа, на которой видно, как они переплетены: межконфессиональные границы внутри населенного пункта провести невозможно. Точно так же и страну не поделить на территории ислама и христианства. В Европе о мусульманах говорят как о приезжих, которых можно лишить визы, изолировать. У нас так не скажешь. Например, в Поволжье это - "мы". В Приволжском федеральном округе 6 национальных республик, здесь живут 40 процентов мусульман России, в том числе 75 процентов татар, 85 процентов башкир.
"ВЕК". В этом главная проблема вашего округа?
Сергей Кириенко.Как посмотреть. Многонациональный и многоконфессиональный состав России вообще, и нашего округа в частности, - не проблема, а богатство, но надо уметь им распорядиться. Поволжье . с его опытом мирного сосуществования разных конфессий - это колоссальный ресурс комплементарного (взаимодополняющего) развития традиционного ислама и православия, которому завидует Запад. Триста лет без конфликтов на религиозной почве! Американские эксперты удивляются. "Мы хотим понять, где корни этой интеграции", - говорят они. А корни, бывает, просто не просчитать. Недавно в Татарстане на встрече с нашими военными я объяснял, что самые выдающиеся российские военачальники - Суворов, Кутузов, Нахимов . как минимум имеют корни татарских дворянских фамилий.
Другой недавний пример. Летом безвременно скончался митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, очень уважаемый человек. На церемонию прощания съехались множество иерархов Православной Церкви, и часть из них была шокирована, это было видно по лицам, когда на службе в православном храме вторым или третьим по счету слово предоставили председателю духовного управления мусульман Нижнего Новгорода Умару-хазрату Идрисову. Зато после его выступления митрополит Петербургский и Ладожский, стоявший рядом, сказал мне: "Не каждый православный священник смог бы найти такие слова для выражения скорби". Такова наша специфика.
"ВЕК".Как вы относитесь к точке зрения, что в основе нынешнего глобального кризиса . внутриисламский конфликт ("схлестнулись" традиционализм и фундаментализм), а наше дело . сторона, и не только потому, что для ваххабитов мы "неисправимы", просто от нас действительно ничего не зависит?
Сергей Кириенко.Ситуация глубже, ее можно описать как конфликт между сетевыми структурами исламского терроризма и системой иерархий.
Когда воюет страна со страной, все понятно: есть территория, которую можно оккупировать, есть заводы, которые можно разбомбить, есть столица, которую можно захватить, и выиграть войну. А куда ударить по террористам? Они совершенно спокойно разбегаются и собираются в других местах.
Мы получили конфликт иерархической и сетевой структур. Иерархическая - это классическая структура построения почти любой государственной машины. Строгая вертикаль, где решение принимают "верхи". В сетевой системе взаимодействие построено не только сверху вниз, но и по горизонтали, как в Интернете. В открытом мире сетевые структуры более живучи.
Особенность терроризма в том, что уничтожение одной группы не приводит к уничтожению целого. Нет такой точки, которую захватил или ликвидировал, . и война закончена.
Конфликт, о котором вы говорите, порожден глобализмом, который нанес страшный удар по традиционному исламу. Новая исламская элита претендует на слом нынешней мировой модели и на подобающую роль в той, что призвана ее заменить.
Идеологический конфликт не решается ни военным, ни административным путем. Вряд ли место радикального ислама в чьей-то голове может занять христианство, скорее туда проникнут основы традиционного ислама. Примем за аксиому: в каждой части света ислам глубоко проникает в культуру, "перетекает" в форму бытования народа, населяющего ту или иную территорию. Традиционные формы ислама в России своеобразны и не совпадают с формами, исповедуемыми в Западной Европе, Америке или Африке. Естественно, что государство ориентировано на поддержку традиционного местного ислама.
"ВЕК". Темпы распространения ислама впечатляют. Уже сегодня каждый пятый житель мира . мусульманин. По прогнозам демографов, эта доля будет нарастать. Мусульманское население, по некоторым оценкам, через 20.25 лет составит 40 процентов населения российских мегаполисов, половину армии. Готова ли власть к грядущим реалиям?
Сергей Кириенко.Похожие процессы обнаружились и в наших регионах. В частности, идет принятие мусульманства русскоязычным населением. Принятие той или иной религии . частное дело. Но когда таким образом создается среда для политизации религиозной жизни в стране, это становится делом государства. Подчас принятие ислама . способ попадания в деловые круги, торговые структуры. Мелкому бизнесу это выгодно: мусульманская среда . сила, своих в обиду не даст.
Да, мы составляем карты, ведем регулярные исследования, ежемесячный мониторинг, помогающий выявлять проблемы округа. Но миграционный поток меняет эти карты на глазах. По экспертным оценкам, в 2000 году на территории России порядка 3 миллионов переселенцев извне. Но это зона ответственности не только государства, но и гражданского общества. Пора осознать: нам всем предстоит меняться.
"ВЕК". Тогда как бы вы ответили на сакраментальный для российской интеллигенции вопрос: "Что делать?" А именно: как установить стабильный мир на стыках исламской и неисламских культур?
Сергей Кириенко.Повторяю, нужно поддержать традиционный ислам, чтобы тот не превратился в радикальный. Понимаю, что из этого следуют далеко идущие выводы: надо поддержать систему образования, книгоиздание. В Казани блестяще работает Российский исламский университет . очень правильное решение. Если мы говорим, что ислам укоренен в русской культуре, он должен быть представлен и на русском языке. Но, издавая книги Института востоковедения РАН, мы сразу столкнулись с проблемой. Некоторые представители Православной Церкви нам сказали: "Переводя их, вы упростите распространение ислама. Потому что языковой барьер является барьером распространения". С одной стороны, опасения резонные: считается, что мусульман в России 20 миллионов, предстоящая перепись наверняка покажет, что их больше.
Но с другой: если есть понимание, что это не "они", а "мы", если мы хотим добиваться реальной общности, то иного способа, кроме как интеграция, не существует. Полностью подстроить исламскую культуру под себя невозможно. Это из разряда: "Как я пройду через эту стену". Если исходить из того, что мы "неисправимы" и не должны меняться в принципе, то в принципе ничего и не добьемся. Порадовало, что с этим согласился мой сосед за "круглым столом" . секретарь отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата протоиерей Всеволод (Чаплин).
Тревогу вызывает смена элит в российской исламской среде. Пока там высокий средний возраст духовенства, по разным регионам . 70.80 лет, и достаточно низкий образовательный уровень, 3.4 класса. Но сегодня в массовом порядке . это сотни людей: в страну из Саудовской Аравии возвращаются молодые ребята, получившие "то" образование. Они оснащены технологиями работы с властями, с прессой, с правоохранительными органами, владеют пиаром.
Ключевая задача государства . готовить светских специалистов, способных на равных вести межконфессиональный диалог. В Нижегородской области уже зарегистрирован первый государственный гуманитарно-теологический институт. Нужен Совет по защите теологических диссертаций. Иначе государство будет не готово к этой работе ввиду низкой квалификации своих чиновников.
P.S. Уже после интервью стало известно, что заместитель полпреда Президента РФ, курирующий в округе этнокультурные, национальные и конфессиональные отношения, Владимир Зорин стал министром РФ по национальной политике. Конечно, мы не могли не попросить Сергея Владиленовича прокомментировать этот кадровый шаг Президента России.
Сергей Кириенко. Это тот случай, когда мне как руководителю жаль отпускать отличного работника, поскольку Владимир Юрьевич является одним из лучших в России специалистов в области национальных, этнокультурных и конфессиональных отношений. С другой стороны, я за него очень рад и понимаю, что президент принял точное решение. Владимир Зорин приходит на эту должность с комплексной программой действий, элементы которой мы отрабатывали на примере Приволжского федерального округа в течение полутора лет.
Аркадий СОСНОВ
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 18:02Политика
-
20 Ноя, 14:48Политика
-
19 Ноя, 17:39Политика
-
14 Ноя, 09:06Политика
-
11 Ноя, 18:39Политика
-
6 Ноя, 18:19Политика
-
6 Ноя, 13:27Политика
-
6 Ноя, 12:52Политика
-
6 Ноя, 11:52Политика
-
2 Ноя, 10:09Политика