Впервые о подземном секретном сооружении написала "Жизнь" 15 ноября 2000 года. Тогда ветеран войны Юрий Пятницкий рассказал о сенсационном открытии, которое сделали ученые Нижневолжского научно-исследовательского института геологии и геофизики. Исследуя недра Соколовой горы, они пришли к выводу, что на глубине от двух до 20 метров находится мощное сооружение примерной площадью десять тысяч квадратных метров! Исследования проводились по инициативе Пятницкого, который задумал откопать бункер и сделать его дополнением к Музею боевой славы. Идею ветерана поддержал губернатор Аяцков, и работы начались.
Есть сведения, что во время бомбежек в годы Великой Отечественной люди прятались в одной из пещер на Соколовой горе, где оборудовали весьма примитивное бомбоубежище. А в 1942-м Госкомитет обороны СССР распорядился построить там специальный командный пункт государственного значения. В случае непредвиденных обстоятельств на фронте предполагалось, что бункер мог бы принять часть государственных учреждений из Москвы и даже штаб Сталинградского фронта. Строилась мощная подземная крепость под грифом "Совершенно секретно", а курировал ее сам Лаврентий Берия и начальник личной охраны Сталина - Власик. В военные годы секретный объект охранялся, а после войны его похоронили под землей. Сейчас отыскать вход в подземный бункер оказалось не так-то просто. Об этом говорил и губернатор Аяцков на одной из пресс-конференций, отчет о которой мы опубликовали в газете. После этого в редакции раздался звонок. Так мы узнали, что Александр Федорович Ефимов не только знал о бункере, но и бывал в нем. Вот что он сам рассказал об этом:
- Я родился в Москве, но сразу после моего рождения родители переехали в Саратов. Жили мы в Кировском районе, 1-й Кооперативный проезд, дом 20. Войну хорошо помню: и авианалеты, и бомбежки. Мы, пацаны, тогда бандой бегали и ничего не боялись. Все горы и подвалы облазили. В годы войны возле входа в бункер всегда часовой стоял, а после - никого не стало. Мне лет 11 было, когда мы с мальчишками решили в это бомбоубежище залезть. Там два входа было. Один - с левой стороны, чуть повыше детского садика (кстати, этот детсад до сих пор стоит - ред.), другой - в метрах 40-50 правее. В подземелье темно, а фонарей у нас тогда не было. Так мы взяли резиновые калоши, зажгли их и освещали себе дорогу, как факелами. Входили в бетонный лаз возле садика, следом была железная дверь, за ней мощный бетонированный коридор шириной метров пять. Вдоль коридора - двери. Некоторые были открытые. В одной из комнат мы увидели двухъярусные железные койки, прошли дальше - комната для умывания. Там раковины и краны водопроводные. Мы краны-то открыли, а оттуда даже вода потекла. Водопровод еще работал. За следующей дверью оказалась подстанция. Больше нам никакие двери открыть не удалось. Галоши наши сгорели, и мы, наглотавшись гари (сажу потом из ушей и носа выковыривали) вышли во вторую дверь. В 50-х годах ходили в клуб Нефтяников на танцы. К тому времени оба входа заложили кирпичом, а потом засыпали землей - начали строить новую дорогу.
Это сейчас дорога по Мясницкой улице сильно огибает Соколовую гору. А раньше она такой полукруг не делала, с развилки почти сразу уходила вверх. Потом навезли земли и сделали насыпь.
- В 1958 году, - продолжает Александр Федорович, - я поехал в Москву навестить родственников. Сидим за столом с дядей Мишей, беседуем, и он обмолвился, что в годы войны был в Саратове, строил жутко секретный объект. Я его спрашиваю, уж не этот ли бункер. Оказалось - да. Дядя Миша был метростроевец, они-то и занимались бомбоубежищем на Соколовой горе. Из его слов я также понял, что бункер достаточно большой и имеет два выхода - к аэропорту и Волге.
- А смогли бы вы, Александр Федорович, сейчас показать места входа в бункер, ведь столько времени прошло?
- Если есть в этом нужда, то, наверное, смог бы,- ответил 67-летний пенсионер.
После разговора с Ефимовым мы съездили на место раскопок.
- Вон уже сколько прокопали, а входа в бункер еще не нашли, - сказал экскаваторщик Алексей Михайлович Жиганов. - К нам и очевидцы приходили, показывали примерные места входа, но пока ничего,- разводит он руками.
Может, надо спросить у Александра Федоровича Ефимова?
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 19:37Новости
-
Сегодня, 19:21Новости
-
Сегодня, 18:54Новости
-
Сегодня, 18:02Новости
-
Сегодня, 17:53Новости
-
Сегодня, 17:45Новости
-
Сегодня, 17:38Новости
-
Сегодня, 17:35Новости
-
Сегодня, 17:28Новости
-
Сегодня, 17:27Новости