Новости

Около трети саратовцев - "золотая середина"

  • 09:56, 22 марта 2005

В губернской торгово-промышленной палате прошла презентация результатов восьмой волны исследования "Стиль жизни среднего класса". Организовал и провел мероприятие ROMIR Monitoring Саратов - официальный представитель исследовательского холдинга ROMIR Monitoring. В работе заседания приняли участие руководители компаний, реализующих на российском рынке товары и услуги, ориентированные на потребителей со средним и выше среднего доходами; специалисты, работающие в сфере маркетинга, рекламы; представители СМИ.

«Стиль жизни среднего класса» - совместный проект журнала «ЭКСПЕРТ» и Исследовательского холдинга ROMIR Monitoring. К сегодняшнему дню проведено восемь волн исследований: начиная весной 2001 года и заканчивая осенью 2004 года. Исследование основано на опросе граждан России старше 18 лет, относящихся к нижнему среднему и собственно среднему классу, и охватывает 26 крупнейших городов России. В опросе участвуют 5 100 респондентов. В каждой волне респондент отвечает на вопросы, касающиеся его социально-демографического статуса, имущественного положения, материального положения, ценностных ориентаций и мотивов выбора работы, формы отдыха, участия в общественно-политической жизни и образа жизни.

Генеральный директор компании ROMIR Monitoring Саратов Ольга Соколенко, рассказала о ходе проведения исследования в Саратове. По ее словам, информация собиралась методом «снежного кома», по варианту опроса «знакомые знакомых».

Как рассказал руководитель исследовательских проектов маркетингового агентства «Эксперт-ДАТА» Игорь Березин, еще сравнительно недавно, бытовал миф, что среднего класса в России нет. Теперь, основываясь на результатах проведенного исследования, можно с уверенностью констатировать обратное: «золотая середина» в России существует. В Саратове таковых насчитывается около 30%.

В самом начале реализации проекта разработчики выдвигали разные критерии, по которым человека можно было бы отнести к среднему классу. В результате остановились на доходе. В 2001 году нижний показатель дохода приравнивался к $100-150, в 2004 он уже был равен $200 в регионах и $300 в Москве на одного члена семьи в месяц. Верхняя планка была определена в $1000. По словам Игоря Березина, в ходе исследования было выявлено, что стиль жизни среднего класса в регионах значительно отличается от поведения представителей этой социальной группы в Санкт-Петербурге и Москве. При этом у среднего класса в регионах много общего, а следственно, поведение саратовцев, которых можно отнести к этой группе, несильно отличается от поведения участников опроса, проживающих в других регионах со схожими социально-экономическим показателями.

К примеру, была отмечена такая общая черта: наличие диплома об окончании высшей школы оказалось критерием необязательным. Но при этом среди выпускников вузов обнаружилось достаточное большинство тех, кто в течение непродолжительного времени после окончания сумел повысить свои доходы на 60%.

То, что представители российского среднего класса имеют доход в основном от предпринимательской деятельности, Игорь Березин назвал распространенным заблуждением. Согласно результатам исследования, таковых в группе «средних» порядка 10%, остальные живут на фиксированную зарплату. При этом у 6 из 10 семей есть автомобили, в основном - отечественные.

Российский средний класс политически активен. В ходе исследования у саратовцев поинтересовались отношением к тогда еще предложению Президента об утверждении губернаторов парламентом регионов. Данные ответов удивили социологов большим количеством затруднившихся ответить (90,7%). Вопрос: «Станут ли назначенные Президентом главы территорий работать лучше выборных?» также поставил респондентов в тупик: затруднились ответить 52,9%. Тех, кто считает, что выбранные по-новому главы территорий будут работать лучше, оказалось среди представителей среднего класса 12,6%.

В целом, как подчеркнул Игорь Березин, исследование подтвердило тезис о потребительской и политической активности российского среднего класса. Тем временем, результаты восьмой осенней волны продолжают анализироваться, а к запуску уже готовится девятая - весенняя волна проекта.